Критерии существенности недостатков товара

177

Вопрос

Если в договоре поставки стороны по-иному определили критерии существенности недостатков товара, то необходимо руководствоваться соответствующими положениями договора* (абз. 2 п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 14 марта 2014 г. № 16 „О свободе договора и ее пределах“). В частности, ими может быть установлено, что недостаток товара будет считаться существенным, если на его устранение затрачивается более одного дня. Если при наличии такого условия на устранение недостатков потребуется, например, неделя, то недостаток будет считаться существенным». Может существенность недостатков определяться количеством?

Ответ

Поскольку норма ст. 475 ГК РФ является диспозитивной, то стороны в договоре могут установить одним из признаков существенности недостатков количество бракованного.

Следует также сказать, что в п. 5.5. договора нет прямого указания на то, что в нем закрепляются признаки существенности недостатков товара. В пункте 5.5. сформулировано условие о качестве товара и мере ответственности.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Качество товара: формулировка условий договора, возможные риски для поставщика

«Условие о качестве является одним из наиболее важных условий договора поставки и определяет:

Надлежащее и полное согласование условий о качестве товара защищает интересы обеих сторон договора поставки. Оно призвано четко закрепить в договоре требования к качеству товара, его потребительским свойствам, назначению и иных характеристикам. Отсутствие данных условий в договоре может привести к конфликтам между сторонами. Причем споры могут возникнуть как в момент приема-передачи поставленного товара, так и после ее завершения, когда покупатель уже будет использовать товар для своих целей.

Требования к качеству товара могут быть установлены:

См. также Где могут быть установлены требования к качеству товара.

Рассмотрим более подробно те положения, на которые необходимо обратить пристальное внимание.

Внимание! Если поставщик поставит товар ненадлежащего качества, то это может повлечь для него значительные расходы: покупатель сможет воспользоваться широким перечнем прав, закрепленных в Гражданском кодексе РФ.

Совет

В договоре поставки наряду с качественными характеристиками товара стоит определить критерии существенности недостатков товара (абз. 2 п. 4 Постановление о свободе договора). Например, можно установить, что недостаток товара будет считаться существенным, если на его устранение затрачивается более тридцати дней.

Это поможет избежать споров с контрагентом в отношении существенности обнаруженных недостатков.* А если спор все же возникнет, то будет проще доказать отсутствие существенности. Например, если при наличии в договоре описанного выше условия на устранение недостатков потребуется, например, неделя, то недостаток не будет считаться существенным.

Если в договоре не будут установлены соответствующие положения, то стороны вправе руководствоваться пунктами 13 и 14 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» (применяются на основании принципов единства и единообразия практики разрешения споров).* В них приведены критерии отнесения недостатков товаров (работ, услуг) к существенным (см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 4 марта 2014 г. по делу № А43−27643/2012). См. подробнее Как доказать, что недостатки товара не являются существенными и Критерии отнесения недостатков товара (работы, услуги) к существенным.

Какие требования закона необходимо учитывать при формулировании условия договора о качестве товара

Некоторые условия о качестве отдельных видов поставляемых товаров могут быть установлены законом, иными правовыми актами и носить обязательный характер. Необходимо точно установить, подпадает ли товар, который передается по условиям договора, под эти требования.

Если подпадает, то поставщик обязан передать покупателю товар, соответствующий таким требованиям (п. 4 ст. 469 ГК РФ). Причем даже в тех случаях, когда в договоре нет ссылок на них или когда договор прямо предусматривает пониженные требования к качеству по сравнению с обязательными требованиями.

Обязательные требования к качеству товаров содержатся в следующих документах.

1. Санитарные правила и нормы (например, СанПиН 2.3.2.1078−01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов»). Обязательность соблюдения санитарных правил закреплена в пункте 3статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

2. Технические регламенты Российской Федерации (например, ТР «О безопасности объектов морского транспорта», утвержденный постановлением Правительства Р. Ф. от 12 августа 2010 г. № 620). Они устанавливают обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) (ст.2 и 7 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»; далее — Закон о техрегулировании). Не включенные в технические регламенты требования не могут носить обязательный характер (абз. 4 п. 3 ст. 7 Закона о техрегулировании).

3. Технические регламенты государств — участников Таможенного союза или документы Европейского союза (например, ТР «Требования к безопасности синтетических моющих средств и товаров бытовой химии», утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 марта 2008 г. № 217; решение Комиссии Европейского сообщества от 26 апреля 2005 г. (2005/360/ЕС) «Устанавливающее экологические критерии и связанные с ними оценки и требования к верификации для присвоения экологической маркировки Сообщества смазочным материалам»). Они являются обязательными при следующих условиях:

1) в отношении поставляемого товара еще не вступил в силу технический регламент Российской Федерации;

2) Правительство Р. Ф. в отношении поставляемых товаров ввело обязательные требования, содержащиеся в технических регламентах государств — участников Таможенного союза или документах Европейского союза. Например, постановление Правительства Р. Ф. от 9 марта 2010 г. № 132 «Об обязательных требованиях в отношении отдельных видов продукции и связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, содержащихся в технических регламентах Республики Казахстан, являющейся государством — участником таможенного союза».

Это установлено в пункте 6.2 статьи 46 Закона о техрегулировании.

4. Технические регламенты Таможенного союза (например, ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции», ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования»). Обязательность этих регламентов установлена Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации (введено в действие с 1 января 2012 г. решением Высшего Евразийского экономического совета от 19 декабря 2011 г. № 9). Причем со дня вступления в силу такого регламента соответствующие обязательные требования, установленные законодательством Российской Федерации, не применяются (п. 3 ст. 5 Соглашения).

5. Национальные стандарты (ранее государственные, межгосударственные стандарты) — ГОСТ, ГОСТ Р (например, ГОСТ 8808–2000 «Масло кукурузное. Технические условия»). Однако их требования обязательны, если еще не приняты соответствующие технические регламенты, и только в двух случаях:

1) если применение национальных стандартов обусловлено целями, которые установлены в пункте 1 статьи 46 Закона о техрегулировании, а именно целями:


  • защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

  • охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

  • предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;

  • обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.

  •  

Так, например, ФАС Северо-Западного округа при рассмотрении одного из дел пришел к выводу об обязательности ГОСТ 52567–2006 «Автомобили скорой медицинской помощи. Технические требования и методы испытаний». Суд указал: «…требования ГОСТ 52567–2006 являются обязательными для сторон, поскольку в соответствии со статьей 46 [Закона о техрегулировании] технические нормы подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц и т. д. В связи с этим суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что поставленные автомобили не соответствуют условиям Контракта и пункту 6.1.4.4. ГОСТ 52567–2006 — отсутствует дверной проем между кабиной водителя и медицинским салоном, наличие которого является обязательным для автомобилей скорой медицинской помощи класса «С»» (постановление от 25 июля 2011 г. по делу № А56−32612/2010);

2) если товар входит в список продукции, которая подлежит обязательной сертификации.

Обоснование

Чтобы узнать, подлежит ли товар обязательной сертификации, нужно обратиться к Единому перечню продукции, подлежащей обязательной сертификации (утвержден постановлением Правительства Р. Ф. от 1 декабря 2009 г. № 982).

Если товар подлежит обязательной сертификации, то к договору поставки необходимо приложить (оформить в качестве приложения) надлежащим образом заверенную копию сертификата. Это позволит избежать сомнений в качестве поставляемого товара.

Внимание! Если товар подлежит обязательной сертификации, то отсутствие сертификата соответствия, выданного уполномоченным органом, может быть признано существенным нарушением требований к качеству товара.

В остальных случаях требования национальных стандартов исполняются добровольно (ст. 12 Закона о техрегулировании).

Совет

Часть текста закона или иных нормативных документов, в которой содержатся обязательные требования к качеству поставляемого товара, стоит оформить как приложение к договору. Это позволит избежать возможных разночтений с контрагентом.

Как сформулировать условие о качестве товара в договоре

Поставщик обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору поставки (п. 5 ст. 454, п. 1 ст. 469 ГК РФ).

Нарушение этого требования повлечет для поставщика серьезные риски. Поэтому договорным условиям о качестве товара необходимо уделить специальное внимание.

Это особенно актуально, если условия о качестве не установлены законом или иными нормативными актами в обязательном порядке или если стороны намерены установить повышенные требования к качеству по сравнению с обязательными. При этом нужно учитывать особенности формулировок условий о качестве товара, бывшего в употреблении, или некондиционного товара.

Сформулировать условие о качестве товара в договоре возможно двумя способами.

1. Требования к качеству товара описаны в самом договоре без отсылок к нормативным источникам

Чтобы определить требования к качеству подлежащего поставке товара, необходимо в договоре подробно описать:


  • определенные параметры, свойственные поставляемому товару;

  • эксплуатационные показатели;

  • характеристики надежности, безопасности и др., которым должен соответствовать переданный по договору товар.


  •  

Эти параметры могут быть выше или ниже тех, которые предусмотрены нормативными документами, не имеющими обязательного характера.

Условия о качестве должны быть понятными и четкими, не иметь расплывчатых формулировок и критериев. Такие слова, как «приблизительно», «около», «ориентировочно», «и иные» (если эти «иные» не определены в других документах) можно использовать только в том случае, если в договоре закреплены другие условия, точно определяющие качественные характеристики товара. Это связано с тем, что в случае спора суд может признать условие о качестве товара несогласованным.

19.01.2015



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.