О нарушении трудового законодательства

775

Вопрос

Возможно, ли обжалование действий инспектора Профсоюза. Каким образом, и в каком порядке, возможно, данное обжалование? Возможно, ли обжалование акта о нарушении трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права, вынесенное Профсоюзной организацией, в случае если работодатель считает, что факты, изложенные в данном акте, не соответствуют действительности? А так же возможно ли привлечь профсоюзную организацию к ответственности (как и в каком порядке) за вынесение актов и предписаний, содержащие сведения не соответствующие действительности и нарушающие права работодателя?

Ответ

Только вышестоящим профсоюзным органам подведомственны споры должностных лиц работодателя с техническими и правовыми инспекциями труда профсоюзов. Действия инспекторов обжалуются в президиум горкома, обкома, при котором находится данный инспектор. Также Вы можете обратиться с жалобой в прокуратуру или Государственную инспекцию труда, представив документы, подтверждающие нарушение прав работодателя, и подтверждающие недостоверность сведений, указанных в акте профсоюзного инспектора труда.

Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. В случае, если деятельность профсоюза противоречит Конституции Российской Федерации, конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации, федеральным законам, она может быть приостановлена на срок до шести месяцев или запрещена решением Верховного Суда Российской Федерации или соответствующего суда субъекта Российской Федерации по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора соответствующего субъекта Российской Федерации. Приостановка или запрещение деятельности профсоюза по решению каких-либо иных органов не допускается.

Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений. Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах. Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями.

В соответствии со ст. 370 ТК РФ профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений.

Профсоюзные инспекторы труда вправе выдавать руководителям обязательные к рассмотрению представления об устранении выявленных нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, обращаться в соответствующие органы с предложениями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

По результатам проверки правовым инспектором труда оформляется акт о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и (или) представление об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Акт о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (форма № 3-ПИ, являющаяся приложением к Положению о правовой инспекции труда профсоюза), составляется правовым инспектором труда с целью фиксации допущенных нарушений трудового законодательства, объяснений должностного лица, допустившего нарушения, и принятия решения правовым инспектором труда о вынесении представления об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов и (или) требования о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового права.

В случае если выявленные нарушения законов и иных нормативных правовых актов требуют устранения, правовым инспектором труда в адрес лица, нарушившего законы и иные нормативные правовые акты, выносится представление об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В случае если в ходе проверки были выявлены факты, требующие реагирования государственного, правоохранительного органа, организации, а также в случае систематического неисполнения представлений правового инспектора труда об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, со стороны лица, нарушившего законы и иные нормативные правовые акты, правовым инспектором труда в государственные, правоохранительные органы, организации вносится требование о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового права (форма № 2-ПИ).

Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

ТК РФ не установлен порядок обжалования представлений вынесенных профсоюзными инспекторами труда. Согласно ст. 370 ТК РФ профсоюзные инспектора вправе обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Вы можете обратиться с жалобой в Государственную инспекцию труда — уполномоченный орган на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в прокуратуру, представив документы, подтверждающие нарушения прав работодателя. Государственная инспекция имеет право составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Порядок обжалования решений государственных инспекторов труда установлен ст. 361 ТК РФ, которая предусматривает административный и (или) судебный порядок обжалования решений государственных инспекторов труда, предоставляя возможность выбора одного из них, т. е. данный вопрос отдан на усмотрение лицу, которому направлено решение государственного инспектора труда.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Профсоюзный контроль за условиями труда. Как не допустить злоупотреблений инспекторов

«Обеспечить безопасные условия работы на предприятии — обязанность работодателя. Для этого в компаниях создаются специальные отделы, которые занимаются охраной труда. При этом профессиональные союзы также довольно активно участвуют в обеспечении безопасных условий работы. Например, они могут избирать своих инспекторов по охране труда и наделять их достаточно широкими полномочиями. Такие лица, в частности, могут направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений, а в отдельных случаях даже требовать приостановки производства из-за несоблюдения правовых норм. Члены первичной профсоюзной организации также могут следить за безопасностью на работе. Для этого им нужно получить статус уполномоченного по охране труда.* Такой статус дает им довольно важное преимущество — работодатель не вправе их увольнять без согласия профсоюза. Однако, к сожалению, на практике работники часто злоупотребляют данной гарантией и являются уполномоченными лишь формально. Чтобы пресечь недобросовестные действия со стороны профсоюзов, работодателю следует знать правила, которые представители профсоюзной организации, должны соблюдать.

Работодатель вправе запретить проход на свою территорию профсоюзного инспектора при отсутствии соответствующих документов

Профсоюзный инспектор и уполномоченный по охране труда обладают схожими полномочиями при осуществлении контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства и охраны труда (ст. 370 ТК РФ). Однако, с точки зрения объема предоставляемых им гарантий, их статусы различаются. Прежде всего, следует понимать, что в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее — Закон о профсоюзах) профсоюзные инспекторы являются членами создаваемой в профсоюзе инспекции труда. Данные инспекции создаются в целях профсоюзного контроля. Деятельность профсоюзных инспекторов по охране труда регулируется Трудовым кодексом РФ, а также внутренними документами профсоюза. Требования к профсоюзным инспекторам труда закреплены в специальных положениях профсоюза и предусматривают: выборность инспектора, стаж его работы, наличие специальных навыков и знаний, наличие специального удостоверения, требования к предоставлению отчетности и т. д. При этом необходимо помнить, что правом на создание таких инспекций наделены, во-первых, общероссийские профсоюзы и их объединения и, во-вторых, межрегиональное или территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов. Действующие на территории субъекта РФ профсоюзные инспекторы могут посещать любых работодателей, у которых работают члены профсоюза. Работодатель не может отказать таким инспекторам в проходе на территорию организации для выполнения своих обязанностей. Однако нужно учитывать одно важное условие — порядок посещения организации должен быть установлен документами профсоюза. Поэтому работодатель вправе запросить документы, регламентирующие деятельность инспекции труда и порядок посещения организации. В случае отсутствия таких документов, профсоюзному инспектору в посещении организации может быть отказано.*

Судебная практика.

Председатель первичной профсоюзной организации обратился к работодателю с заявлением о предоставлении возможности посещения рабочего места члена профсоюза, для проверки соблюдения работодателем требований трудового законодательства в части обеспечения работника безопасными условиями труда. В удовлетворении данной просьбы ему было отказано. Прокуратура не нашла оснований для принятия мер прокурорского реагирования. Суд согласился с позицией работодателя и прокурора, указав следующее. Председатель первичной профсоюзной организации не доказал, что является лицом, имеющим право на осуществление контроля за состоянием охраны труда и посещение рабочего места члена профсоюза. Им не было предъявлено соответствующих документов, подтверждающих его полномочия. Таким образом, в удовлетворении исковых требований было отказано (определение Свердловского областного суда от 02.02.2012 по делу № 33−1313/2012).

Следует отметить, что профсоюзный инспектор, как и государственная инспекция труда, имеет право посещать территорию работодателя либо в рамках плановой проверки, либо инициированной по заявлению работника. Как правило, работодатель должен быть извещен о проведении проверки заранее или накануне ее проведения. Также следует иметь в виду, что если в организации нет членов соответствующего профсоюза, работодатель вправе не допустить на ее территорию профсоюзных инспекторов.

Профсоюзные инспекторы вправе проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников. Однако порядок проведения такой экспертизы законодателем не предусмотрен. В связи с этим можно сделать вывод о том, что результаты такой экспертизы будут иметь для работодателя рекомендательный характер. При этом стоит отметить, что невыполнение рекомендаций экспертизы не освобождает работодателя от ответственности за несоблюдение обязательных требований по созданию безопасных условий труда.

Профсоюзный инспектор не может привлечь работодателя к ответственности за неисполнение выданного предписания

Одним из основных полномочий инспекторов является защита прав членов профсоюза по вопросам возмещения причиненного на производстве вреда. Статьей 11 Закона о профсоюзах предусмотрено право профсоюзов представлять и защищать социально-трудовые права и интересы работников. Следует обратить внимание на то, что профсоюзы могут представлять интересы своих членов, а также других сотрудников, но только в случае, если профсоюз объединяет большинство работников или какой-либо сотрудник наделил профсоюз правом представлять его интересы. Одним из полномочий инспекторов является предъявление требований о приостановке работ. Нужно отметить, что приостановление деятельности предусмотрено ст. 5.27 КоАП РФ, однако подобное решение может быть принято только судом (ст. 3.12 КоАП РФ). Поэтому такое требование профсоюзного инспектора по охране труда имеет, скорее, рекомендательный характер. В случае, если работники считают, что условия труда угрожают их жизни и здоровью, то согласно ст.ст. 379 и 380 ТК РФ они могут прибегнуть к самозащите своих прав, отказавшись от выполнения работы и известив об этом в письменной форме своего работодателя.

Профсоюзные инспекторы могут направить представления об устранении нарушений. Однако следует иметь в виду, что профсоюзный инспектор не может привлечь компанию к административной ответственности и требовать выполнения предписания в установленный срок. В этой связи предписания профсоюза носят ознакомительный характер. Обязанность исполнения предписаний сохранена только за государственным инспектором труда (ГИТ). Однако нельзя забывать, что обязательность предписаний профсоюза может быть установлена коллективным договором. В такой ситуации профсоюзный инспектор может требовать исполнения его предписаний, тогда отказ работодателя от их исполнения может быть расценен как нарушение условий коллективного договора. Если же такое условие в договоре не закреплено, то данные предписания для работодателя — не более чем рекомендация. Но в любом случае работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах (ч. 2 ст. 370 ТК РФ). При этом фактически работодатель должен сообщить лишь информацию о том, было ли рассмотрено требование профсоюзного инспектора об устранении нарушений, а также о том, какие меры приняты. Никаких реальных рычагов привлечения работодателя к ответственности профсоюзным инспектором в законодательстве не предусмотрено.

Следует помнить также о том, что профсоюзный инспектор может обратиться в трудовую инспекцию или суд с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства. Однако такое право не является исключительным: любой работник вне зависимости от членства в профсоюзе и наличия статуса профсоюзного инспектора может обратиться в соответствующие органы. При этом к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ может быть привлечено только должностное лицо, а не любой работник, на которого была подана жалоба. Только инспекторы ГИТ вправе определять, к кому применить административную ответственность, и является ли работник должностным лицом, имеющим организационно-распорядительные функции в компании. Таким образом, можно сделать вывод о том, что представления и обращения, адресованные работодателю, носят, скорее, рекомендательный характер.

Работодатель не вправе уволить уполномоченного по охране труда без согласия профсоюза

Первичная профсоюзная организация (которая действует на конкретном предприятии) не вправе создавать профсоюзную инспекцию. Однако она вправе избрать уполномоченных по охране труда. Такие лица должны быть работниками конкретной организации и, соответственно, их состав утверждается в данной организации коллективом работников. В целях контроля за соблюдением трудового законодательства и правил по охране труда они так же, как и профсоюзные инспекторы, могут проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные предложения об устранении выявленных нарушений (ч. 8 ст. 370 ТК РФ). Уполномоченные по охране труда могут принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Требование об участии представителя выборного профсоюзного органа в комиссии по расследованию несчастных случаев также закреплено в ч. 1 ст. 229 ТК РФ. В связи с этим, если член профсоюза одновременно является уполномоченным по охране труда, то работодатель сразу выполняет требования и ст. 229, и ст. 370 Трудового кодекса Р. Ф. При этом гарантии для уполномоченного по охране труда также закреплены в трудовом законодательстве и равнозначны гарантиям рядового члена профсоюза. В связи с этим особый интерес представляет п. 4 ст. 25 Закона о профсоюзах, согласно которому привлечение к дисциплинарной ответственности, перевод на другую работу или увольнение по инициативе работодателя уполномоченных профсоюза по охране труда возможно только с предварительного согласия профсоюзного органа первичной профсоюзной организации. Стоит отметить, что упомянутые гарантии в трудовом законодательстве не закреплены. Законодатель не разъясняет, каким образом следует поступить работодателю, если уполномоченный по охране труда не прошел испытательный срок, показал неудовлетворительные показатели по результатам аттестации или совершил прогул, а профсоюз не согласовывает прекращение трудовых отношений. С одной стороны, работодатель может оспорить отказ профсоюза на увольнение такого работника в суде. Но на практике довольно часто возникают ситуации, когда работник злоупотребляет своим правом, являясь уполномоченным по охране труда лишь формально. Поэтому, прежде всего, необходимо выяснить, соответствует ли статус уполномоченного по охране труда законодательным требованиям.

Если уполномоченный по охране труда был избран с нарушениями, то гарантии при увольнении на него не распространяются

Требования, предъявляемые к уполномоченным по охране труда, детализированы впостановлении Минтруда Р. Ф. от 08.04.1994 № 30 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива» (далее — Рекомендации). Согласно данному документу должность уполномоченного по охране труда является выборной и носит временный характер. При этом в обязанности уполномоченного по охране труда входит предоставление периодических отчетов, он несет ответственность за выполнение возложенных на него функций и т. д.

Таким образом, если работник имеет номинальную должность уполномоченного по охране труда и пользуется предусмотренными законодательством гарантиями не в целях защиты прав и интересов членов профсоюза, то деятельность такого уполномоченного нельзя признать законной, так как она противоречит принципам существования профсоюза, является злоупотреблением правом и ущемляет законные права работодателя. Данный вывод также подтверждается судебной практикой.

14.01.2015

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль