Ответственность за задержку отправления или за просрочку доставки пассажира

161

Вопрос

Предусмотрено ли действующим законодательством выплата неустоек, штрафов, компенсаций, морального вреда и т. д. если авиаперевозчиком был задержан рейс вылета на 7 час. 45 минут? (вылет был из Финляндии в Россию, авиаперевозчик российский).

Ответ

Ответственность за задержку отправления или за просрочку доставки пассажира несет перевозчик, то есть авиакомпания. Если это произошло по ее вине, то она должна заплатить каждому пассажиру штраф в размере двадцати пяти процентов от установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки. При этом общая сумма штрафа не может превышать 50 процентов стоимости билета. Авиакомпания не отвечает за задержку рейса, если докажет, что просрочка произошла вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров, либо из-за иных обстоятельств, не зависящих от нее.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1. Статья: Претензии к авиакомпаниям.

1. Мы приехали в аэропорт вовремя, но оказалось, что наш рейс задерживается. Информация на табло о времени задержки все время менялась, из-за чего мы не могли покинуть аэропорт, чтобы в комфортных условиях дождаться вылета. В итоге мы провели в аэропорту 9 часов. Какие компенсации можно потребовать от авиакомпании в таком случае? И при каких задержках авиакомпания должна обеспечить пассажиров питанием и местами в гостинице? Зависит ли это от вида рейса — регулярный или чартерный?

Размер компенсаций зависит от времени задержки рейса, а не от вида рейса. Ответственность за задержку отправления или за просрочку доставки пассажира несет перевозчик, то есть авиакомпания (п. 1 ст. 795 ГК РФ, п. 1 ст. 116, ст. 120 ВК РФ). Если это произошло по ее вине, то она должна заплатить каждому пассажиру штраф в размере 25 рублей за каждый час задержки рейса (ст. 120 ВК РФ). При этом общая сумма штрафа не может превышать 50 процентов провозной платы (стоимости билета).

Авиакомпания не отвечает за задержку рейса, если докажет, что просрочка произошла вследствие непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ), устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров, либо из-за иных обстоятельств, не зависящих от нее (ст. 120 ВК РФ). Но даже в таких случаях авиакомпания обязана предоставить пассажирам прохладительные напитки, если ожидание отправления рейса превышает 2 часа, горячее питание — при ожидании рейса свыше 4 часов и далее каждые 6 часов в дневное время и каждые 8 часов в ночное время. Кроме того, при ожидании вылета более 8 часов в дневное время и более 6 часов в ночное время авиакомпания должна организовать для пассажиров размещение в гостинице (п. 99 федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов…», утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.07 № 82, далее — правила № 82). Если авиакомпания не позаботилась об этом сервисе и пассажиры самостоятельно понесли расходы на питание или гостиницу во время ожидания вылета, то такие расходы можно взыскать с авиакомпании. Кроме того, пассажир может потребовать, чтобы перевозчик возместил ему другие расходы, если они были необходимы в связи с задержкой рейса и если будет документальное подтверждение этих расходов (определение Московского городского суда от 24.02.12 по делу № 33−5985). Также пассажир при обращении в суд может требовать компенсации морального вреда (ст. 151 ГК РФ, ст. 15 Закона РФ от 07.02.92 № 2300−1 «О защите прав потребителей»). Все эти правила действуют независимо от вида рейса — чартерный или регулярный.

2. Гражданский кодекс. Часть первая.

<…>
Статья 401. Основания ответственности за нарушение обязательства

1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

4. Заключенное заранее соглашение об устранении или ограничении ответственности за умышленное нарушение обязательства ничтожно.

3. Гражданский кодекс. Часть вторая.

Статья 795. Ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира

1. За задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

2. В случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату.

4. Воздушный кодекс.


Статья 116. Общие принципы ответственности

1. Перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна и грузовладельцем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты.

2. Эксплуатант обязан возместить вред, причиненный при эксплуатации воздушного судна, если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

3. Перевозчик, пассажир, грузоотправитель и грузополучатель за нарушение таможенных, валютных, санитарных, карантинных и иных правил несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 120. Ответственность перевозчика за просрочку доставки пассажира, багажа или груза

За просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

14.01.2015

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль