О регистрационных действиях

86

Вопрос

Есть юридическое лицо с фирменным наименованием. Хотим открыть магазин, но назвать его по-другому. Нужно ли осуществлять какие-либо регистрационные действия? Правомерно ли это?

Ответ

Нет, регистрационные действия осуществлять не требуется. Открытие магазина с названием, которое будет отличаться от фирменного наименования юр. лица, является правомерным.

Наименование магазина является коммерческим обозначением (ст.1538 ГК РФ). Основным отличием коммерческого обозначения от фирменного наименования является то, что коммерческое обозначение не должно быть указано в учредительных документах организации и не подлежит регистрации. Оно является средством индивидуализации не организации или индивидуального предпринимателя, а предприятия как имущественного комплекса. Коммерческое обозначение индивидуализирует принадлежащее организации или предпринимателю предприятие путем нанесения этого обозначения на вывесках, на выпускаемых товарах, использования его в объявлениях и рекламе.

Учитывая изложенное, наличие фирменного наименования юр. лица не исключает возможности наличия торгового предприятия (магазина) с иным коммерческим обозначением (названием).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1.Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 4

«Статья 1473. Фирменное наименование

1. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

Статья 1476. Соотношение прав на фирменное наименование с правами на коммерческое обозначение и на товарный знак и знак обслуживания

1. Фирменное наименование или отдельные его элементы могут использоваться правообладателем в составе принадлежащего ему коммерческого обозначения.*

Статья 1538. Коммерческое обозначение

1. Юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий (статья 132) коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.*

2. Коммерческое обозначение может использоваться правообладателем для индивидуализации одного или нескольких предприятий. Для индивидуализации одного предприятия не могут одновременно использоваться два и более коммерческих обозначения.»

2.Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1

«Статья 132. Предприятие

1. Предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности*.

Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью.

2. Предприятие в целом или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав.

В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором.»

3.Постановление 8 ААС от 06.08.2008А70−550/11−2008

«Ответчиком в своем фирменном наименовании в соответствии с нормами гражданского законодательства и ФЗ „Об обществах с ограниченной ответственностью“ правомерно указана его организационно-правовая форма, а также фирменное наименование общества на русском языке — „Лтава“, позволяющее индивидуализировать его как юридическое лицо.

В данной части, судом первой инстанции обоснованно указано на то, что у ответчика имеется собственное фирменное наименование, под которым данное общество выступает в гражданском обороте — ООО „Лтава“.

Довод истца том, что словосочетание „Мир бильярда“ является коммерческим обозначением, приведен только в тексте апелляционной жалобе.

Судом первой инстанции обоснованно установлено, что ответчик использует в своей деятельности словосочетание „Мир бильярда“ не как фирменное наименование (свое или истца), а как самостоятельное отдельное обозначение, относящееся к реализуемым товарам.

Вопрос о том, является ли спорное словосочетание коммерческим обозначением, не являлся предметом рассмотрения дела по существу заявленных исковых требований, которые ограничивались обязанием ответчика не использовать в своей деятельности наименование „Мир бильярда“, тождественное фирменному наименованию истца. В данной части судом правильно констатировано, что у ответчика имеется собственное фирменное наименование — ООО „Лтава“, которое и используется им для индивидуализации в гражданском обороте, данное наименование не совпадает с фирменным наименованием ООО „Мир бильярда“, принадлежащим истцу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание свои требований и возражений.

Истец, ссылаясь на использование ответчиком в качестве коммерческого обозначения словосочетание „Мир бильярда“, не доказал, что такое, вменяемое им использование произведено позже возникновения у истца исключительного права на фирменное наименование.»

13.01.2015

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль