Государственная регистрация юридического лица

49

Вопрос

Какие организации вправе создавать собственник на уровне области. Было государственное предприятие, оно ликвидируется, вправе ли КУГИ создать АО. И какого вида?

Ответ

Орган исполнительной власти субъекта РФ может создать юридическое лицо в форме публичного АО.

В соответствии с абз.2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ, пунктом 1 и абз.1 пункта 2 статьи 25 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ органом исполнительной власти субъекта РФ может быть создано ОАО.

С 01.09.2014 АО делятся на публичные и непубличные (пункты 1, 2 статьи 66.3 ГК РФ).

До момента внесения изменений, законы действуют в части, которая не противоречит Главе 4 ГК РФ (пункт 4 статьи 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ).

Исходя из буквального толкования пунктов 1, 2 статьи 66.3 ГК РФ, статьи 7 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ, абз.22, 23 статьи 2 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ, а также с учетом позиции ЦБ РФ, изложенной в Письме от 18.08.2014 № 06−52/6680, орган исполнительной власти субъекта РФ может создать юридическое лицо только в виде Публичного А. О..

О том, как создать АО, читайте в рекомендации ниже.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Какие документы обязательны для регистрации АО.

«Процесс регистрации акционерного общества можно разделить на два основных этапа*:

На каждом этапе регистрации требуются определенный комплект документов.

Регистрация АО в налоговых органах производится в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о государственной регистрации). Более детально процедура проведения государственной регистрации прописана в Административном регламенте предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденном приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н (далее — Административный регламент).

В налоговую инспекцию, которая осуществляет функции регистрирующего органа, необходимо представить следующие документы (ст. 12 Закона о государственной регистрации)*:

Этот перечень исчерпывающий и налоговая инспекция не вправе требовать представления других документов (п. 4 ст. 9 Закона о государственной регистрации). Если А. О. создано в результате реорганизации, необходимо соблюдать особый порядок и требования. Подробнее об этом см. Как провести присоединение, Как провести слияние, Как провести разделение, Как провести выделение.

Налоговая инспекция не вправе проверять форму и содержание представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) на предмет соответствия законодательству (п. 4.1 ст. 9 Закона о государственной регистрации). Однако на практике сотрудники налоговой инспекции нередко нарушают эти правила и указанных документов нередко бывает недостаточно. В связи с этим рекомендуется подавать дополнительные документы.

Какая именно налоговая инспекция осуществляет функции регистрирующего органа по адресу будущей компании

Это можно узнать на официальном сайте ФНС России во вкладке «Электронные услуги», далее в разделе «Адрес и платежные реквизиты Вашей инспекции». Там нужно будет ввести адрес будущей компании с точностью до района или улицы.

Функции регистрирующего органа осуществляет либо территориальная инспекция (ИФНС), либо соответствующая Межрайонная ИФНС (МИФНС). В Москве, например, такие функции осуществляет Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 46 по г. Москве.

Заявление о государственной регистрации

Чтобы зарегистрировать акционерное общество, нужно оформить и подать заявление о государственной регистрации юридического лица при создании по форме № Р11001*, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7−6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

Этим же приказом утверждены Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, которые нужно соблюдать, заполняя заявление.

Описки и неточности в заявлении — одна из самых распространенных причин отказа в государственной регистрации. Поэтому при заполнении заявления нужно быть предельно внимательным и проверить его несколько раз на соответствие данным, указанным в других документах, и на соответствие требованиям к его заполнению.

Если заявитель получил отказ в государственной регистрации по причине неправильного оформления документов, лучше учесть все замечания налогового органа, даже если они носят чрезмерно формальный характер. Нужно иметь в виду, что обжалование отказа может занять месяц и больше, в то время как устранить замечания формального характера и успешно пройти регистрацию можно за несколько дней.

На странице 002 необходимо будет указать сведения о держателе реестра акционеров создаваемого общества. Но утверждать реестродержателя до регистрации не обязательно. Поэтому на данном этапе в качестве держателя реестра можно указать само общество, а уже потом совет директоров утвердит регистратора (реестродержателя) и определит условия договора с ним. Сведения о новом регистраторе нужно будет внести в ЕГРЮЛ (подп. «д» п. 1 ст. 5 Закона о государственной регистрации).

Подлинность подписи заявителя на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Это не потребуется, если*:


  • заявитель подаст документы лично и представит паспорт (иной документ, удостоверяющий личность);

  • документы будут поданы в электронной форме и подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.


  •  

Такие правила установлены в пункте 1.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации.

Совет

При выборе наименования компании лучше выбрать то, которое не будет очень схоже с наименованием другой компании, зарегистрированной ранее, которая ведет аналогичный вид деятельности. Если этим пренебречь, налоговая инспекция не откажет в регистрации, однако позже это может вызвать судебный спор с «тезкой». Не исключено, что в таком случае придется сменить наименование, а возможно, и возместить убытки. Это подтверждает судебная практика (постановление ФАС Центрального округа от 20 мая 2010 г. по делу № А14−15675/2008/500/5). Кроме того, общество могут привлечь к административной ответственности по статье 14.33 Кодекса Р. Ф. об административных правонарушениях.

Наименование компании не должно совпадать с товарным знаком, который зарегистрирован в реестре товарных знаков по классу товаров и услуг, соответствующему виду деятельности создаваемой компании. Реестр товарных знаков ведет Роспатент. В случае схожести наименования с товарным знаком или официальным наименованием другой компании, ведущей аналогичный вид деятельности, существует вероятность судебного спора о запрете использовать наименование по мотиву недопустимости недобросовестной конкуренции (постановление ФАС Дальневосточного округа от 28 июня 2011 г. № Ф03−2399/2011 по делу № А73−12279/2010).

Решение о создании АО

При создании АО учредителю (или учредительному собранию, если АО учреждают несколько учредителей) нужно принять ряд обязательных решений (п. 2 ст. 9 Закона об АО)*:


  • об учреждении АО;

  • об утверждении устава АО;

  • об избрании (назначении) органов управления АО;

  • об образовании ревизионной комиссии или избрании ревизора общества.


  •  

Утверждать аудитора общества до государственной регистрации не обязательно, но можно это сделать (абз. 2 п. 4 ст. 9 Закона об АО).

Внимание! В публичном акционерном обществе обязательно должен быть совет директоров (наблюдательный совет) в составе не менее пяти человек

С 1 сентября 2014 года такое правило закреплено в пункте 3 статьи 97 Гражданского кодекса РФ*.

Порядок образования и компетенцию этого органа управления можно определить уставом в соответствии с требованиями Закона об АО.

Кроме того, в решении обязательно нужно распределить акции среди учредителей, поскольку при учреждении общества акции должны быть размещены (абз. 2 п. 2 ст. 25 Закона об АО). Закон допускает, что при учреждении общества размещение акций может происходить до государственной регистрации их выпуска (п. 1 ст. 19 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»). Акции, распределенные среди учредителей, необходимо будет оплатить не менее чем наполовину в течение трех месяцев с момента регистрации общества. Оставшуюся часть можно оплатить в течение года с момента регистрации общества, если меньший срок не предусмотрен договором о создании общества (п. 1 ст. 34 Закона об АО).

Указанные решения нужно оформить надлежащим образом:


  • протоколом учредительного собрания, если учредителей несколько;

  • решением единственного учредителя о создании АО, если учредитель один.


  •  

Когда решение принимает учредительное собрание, обязательно нужно отразить результаты голосования учредителей и принятые решения (п. 2 ст. 9 Закона об АО).

При этом единогласно должны быть приняты решения по следующим вопросам (п. 3 ст. 9 Закона об АО)*:


  • об учреждении общества;

  • об утверждении устава общества;

  • об утверждении денежной оценки ценных бумаг, других вещей или имущественных прав либо иных прав, имеющих денежную оценку, когда учредители при учреждении АО оплачивают акции таким способом.


  •  

Внимание! С 1 сентября 2014 года для оплаты уставного капитала неденежными средствами обязательно нужно привлекать независимого оценщика.

Такое правило установлено в пункте 2 статьи 66.2 Гражданского кодекса РФ.

Учредителям закон разрешает на общем собрании пересмотреть стоимость такого имущества, но только в меньшую сторону.

До 1 сентября действовало иное правило. Учредители могли оценивать имущество самостоятельно, если его стоимость по их оценке не превышала 20 тыс. руб. (п. 2 ст. 15 Закона об ООО).

Следующие решения нужно принять большинством не менее ¾ голосов, которыми обладают учредители по всем акциям, подлежащим размещению в рамках первого выпуска акций (п. 4 ст. 9 Закона об АО)*:


  • об избрании органов управления;

  • об избрании ревизионной комиссии или ревизора;

  • об утверждении аудитора.

  • 01.12.2015


Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.