Есть проблема с регистрацией автомобиля в ГАИ, приобрели на организацию грузовой автомобиль, в ГАИ не регистрируют, мотивируя, что идет проверка через таможенные органы

78

Вопрос

Есть проблема с регистрацией автомобиля в ГАИ, приобрели на организацию грузовой автомобиль, в ГАИ не регистрируют, мотивируя, что идет проверка через таможенные органы. При покупке сертификаты соответствовали госстандартам, на данный момент установлено, что сертификаты признаны недействительными. Как в данной ситуации быть. Нам необходимо зарегистрировать, возможно, ли провести данную регистрацию через суд? И какими НПА можно здесь руководствоваться?

Ответ

: согласно п. 25 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного Приказом МВД РФ от 24.11.2008 № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» (далее — Регламент), заявления собственников транспортных средств либо лиц, от имени собственников владеющих, пользующихся или распоряжающихся на законных основаниях транспортными средствами, на совершение регистрационных действий, предусмотренных настоящим Административным регламентом, принимаются регистрационными подразделениями в течение всего временного периода, установленного графиком приема граждан в регистрационном подразделении. При этом, если время обращения граждан не позволяет выполнить по времени все предусмотренные настоящим Административным регламентом процедуры, выполняются только те процедуры, которые уложились во временной период, установленный вышеуказанным графиком. Оставшиеся процедуры выполняются в следующий приемный день.

 

Максимальный срок совершения регистрационного действия с выдачей документов и регистрационных знаков устанавливается органом управления Госавтоинспекции по субъектам Российской Федерации и не может превышать 3-х часов с момента приема заявления и подтверждения факта уплаты государственной пошлины (за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Административным регламентом принимается решение об отказе в совершении регистрационных действий или при возникновении форс-мажорных обстоятельств, не позволяющих совершить процедуры, предусмотренные настоящим Административным регламентом).

В указанный срок, в течение временного периода, установленного графиком, не входит время ожидания заявителем административных действий, которое в сумме не должно превышать 3-х часов.

В случаях, требующих дополнительных проверок, проводимых сотрудниками регистрационных подразделений, заявления разрешаются в срок до 30 суток со дня их поступления.

Дополнительные проверки назначаются в следующих случаях:

в ранее выданном паспорте транспортного средства не указаны необходимые сведения или допущены ошибки при оформлении, в отношении которых не требуется привлечение других подразделений органов внутренних дел;

в графе «ОСОБЫЕ ОТМЕТКИ» паспорта транспортного средства, выданного взамен утраченного, непригодного для пользования, отсутствуют сведения о ранее выданных паспортах;

при выдаче паспорта транспортного средства взамен утраченного, если утраченный паспорт транспортного средства выдавался вне территории обслуживания регистрационного подразделения, с целью подтверждения факта его выдачи;

при необходимости проверки транспортного средства по месту регистрации вне территории обслуживания регистрационного подразделения, если проведение такой проверки по телефону (факсу), информационным учетам в день обращения заявителя не представляется возможным;

в случае отсутствия в учетных данных подразделений Федеральной миграционной службы сведений о регистрации по месту жительства собственника (владельца) транспортного средства либо его представителя.

В этих случаях с принятых паспортов транспортных средств, регистрационных документов и документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты, снимаются копии (ксерокопии), а оригиналы возвращаются заявителю. Плата за снятие копий (ксерокопий) не взимается. На время рассмотрения обращения заявителю срок действия регистрационного знака «ТРАНЗИТ» продлевается, а при его отсутствии выдается вновь.

Согласно п. 33. Регламента , не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства:

изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с правилами и процедурами, утверждаемыми уполномоченными на то органами исполнительной власти <1>, или завершение их таможенного оформления;

юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю транспортными средствами в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке, предназначенные для продажи;

конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям действующих в Российской Федерации правил, нормативов и стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах;

ранее зарегистрированные в подразделениях Госавтоинспекции и не снятые с регистрационного учета по месту регистрации в порядке, установленном настоящим Административным регламентом;

при обнаружении признаков подделки, скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных) <1>;

при наличии запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

если представленные к совершению регистрационных действий документы исполнены карандашом или имеют подчистки либо приписки, зачеркнутые слова, а также неоговоренные исправления.

Согласно п. 51 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденных Приказом МВД РФ от 24.11.2008 № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств», не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Если заявителю отказано в регистрации транспортного средства либо сроки регистрации затягиваются, соответствующие действия (бездействие) регистрационного подразделения Госавтоинспекции можно обжаловать в судебном порядке. Если транспортное средство регистрируется организацией, обращаться следует в арбитражный суд. Заявление при этом будет рассматриваться в порядке, предусмотренном гл. 24 АПК РФ.

Обжаловать действие (бездействие) можно в течение 3 месяцев со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и законных интересов ч. 4 ст. 198 АПК РФ.

Возможен и административный порядок обжалования, установленный в гл. 2.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Закон № 210-ФЗ). В ст. 11.1 Закона № 210-ФЗ приведен примерный перечень тех нарушений порядка предоставления госуслуг, которые могут обжаловаться в досудебном (внесудебном) порядке. Общие требования к порядку подачи и рассмотрения жалобы установлены в ст. 11.2 Закона № 210-ФЗ. Жалоба подается непосредственно в тот орган, который предоставляет госуслугу (т.е. в регистрационное подразделение Госавтоинспекции), а в случае, если обжалуется решение руководителя этого органа, — в вышестоящий орган (ч. 1 ст. 11.2 Закона № 210-ФЗ). Вышестоящим органом в данном случае будет являться управление Госавтоинспекции по субъекту РФ.

Требования к содержанию жалобы указаны в ч. 5 ст. 11.2 Закона № 210-ФЗ. Правила подачи и рассмотрения жалоб утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.08.2012 № 840.

Нарушение сроков предоставления госуслуги либо ее непредоставление влечет за собой для должностного лица федерального органа исполнительной власти административную ответственность по ч. 1 ст. 5.63 КоАП РФ (штраф в размере от 3000 до 5000 руб.), а требование им в ходе предоставления госуслуги от заявителя документов или платы, не предусмотренных законодательством, — административную ответственность по ч. 2 ст. 5.63 КоАП РФ (штраф в размере от 5000 до 10 000 руб.).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах ЮСС «Система Юрист».

1. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПО от 04.10.2011 № А12-1951/2011

«Пунктами 3, 10 Специального регламента установлено, что уровень выбросов на дату производства автомобильной техники (впервые изготовленной в Российской Федерации, а также ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации), выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, не должен превышать технические нормативы, указанные в пункте 8 Специального регламента.

Согласно пункту 14 Специального регламента технические нормативы выбросов в отношении автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, второго экологического класса действовали до 01.01.2008.

Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденным Приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2005 N 496/192/134, установлено, что документом, идентифицирующим автомобильную технику, является паспорт транспортного средства, который выдается в целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 N 477 «О введении паспортов транспортных средств» определено, что паспорта транспортных средств выдаются: таможенными органами Российской Федерации — на транспортные средства и шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации после 01.07.1997, при предъявлении их к регистрации и на транспортные средства, состоящие на учете, в случае изменения регистрационных данных либо снятия их с учета.

Паспорта выдаются таможенными органами после завершения таможенного оформления ввозимых на территорию Российской Федерации транспортных средств и (или) шасси в соответствии с таможенными режимами выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, свободной таможенной зоны, отказа в пользу государства или перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, за исключением случаев временного ввоза транспортных средств.

В рассматриваемом случае после таможенного оформления ввозимого на территорию России автобуса SETRA S250, 1996 г.в., 29.12.2007 Волгоградской таможней обществу выдан ПТС 34 ТВ 124525 со следующими данными: идентификационный номер VIN WKK 13300001030177, марка модель КАЕSSBOHRER SETRA S250 Special, 1996 г.в., модель двигателя отсутствует, кузов WKK 13300001030177, цвет бело-серый, мощность 370 л.с. (272), рабочий объем двигателя 11967 куб.см., экологический класс — II.

Таким образом, 12.03.2008 указанный автобус поставлен на регистрационный учет в МОГТО и РАМТС ГИБДД н.п. ГУВД по Волгоградской области с выдачей государственного регистрационного номера АМ 839 34 регион.

В представленном обществом паспорте транспортного средства, выданного Волгоградской таможней по результатам проверки ввозимого товара, указан второй экологический класс транспортного средства, в связи с чем, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу, что вышеуказанный автобус на момент ввоза на территорию России соответствовал техническим нормативам, установленным Специальным регламентом и может быть допущен к участию в дорожном движении*.

Кроме того, сертификатом соответствия от 03.12.2007 N С-DE.ЭА01.А.40652 выданным «ОСМТС-Центр Эспертизы» также подтверждается принадлежность двигателя ко второму экологическому классу.

Материалами дела установлено, что в ходе проведенного Волгоградской таможней дознания по уголовному делу в отношении директора ООО «АвтоТранс» Колесова Е.В. таможенным органом не доказано, что двигатель на автобусе не менялся, что отражено в постановлении Волгоградской транспортной прокуратуры от 23.10.2010 о прекращении уголовного дела.

Вместе с тем, в нарушение положений статьи 35 Конституции Российской Федерации, МОГТО и РАМТС ГИБДД н.п. ГУВД по Волгоградской области после аннулирования регистрации транспортного средства, изъяло ПТС, что подтверждается талоном акта 34 ВВ N 002448 от 22.12.2010.

При принятии решения об аннулировании регистрации, регистрирующий орган располагал документами, свидетельствующими о принадлежности спорного автобуса ООО «АвтоТранс», в ПТС был указан второй экологический класс двигателя.

При этом регистрирующий орган произвел действия по аннулированию регистрации транспортного средства, не проверив в установленном пунктом 51 Правил регистрации, утвержденных Приказом МВД РФ N 1001, порядке информацию таможенного органа, не приняв меры к получению дополнительных сведений, в том числе указывающих на отсутствие противоправных действий заявителя (постановление о прекращении уголовного дела).

Кассационная инстанция считает, что суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для аннулирования регистрации вышеуказанного транспортного средства, и, в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ правомерно удовлетворили требования заявителя о признании незаконным решения МОГТО и РАМТС ГИБДД н.п. ГУВД по Волгоградской области об аннулировании регистрации транспортного средства и действий по внесению записи об аннулировании регистрации автомобиля, поскольку оспариваемые решение и действия ответчика нарушают имущественные права общества, так как препятствуют обществу использовать имущество по своему назначению.".

2. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВВО от 17.11.2009 № А28-3812/2009

«Как видно из материалов дела, 03.03.2009 Предприниматель обратился в ГИБДД с заявлением о проведении регистрационных действий по постановке на учет принадлежащего ему автобуса «NEOPLAN 117/3» (1992 года выпуска, VIN 9218836, двигатель 5322179).

ГИБДД отказала в проведении регистрационных действий на основании пункта 14 Специального технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 № 609, так как экологический класс транспортного средства не соответствовал установленным требованиям.

Посчитав действия ГИБДД по отказу в производстве регистрационных действий незаконными, Предприниматель обратился в арбитражный суд.

Руководствуясь частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», пунктами 3 и 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», пунктом 14 Специального технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 № 609, Арбитражный суд Кировской области отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд не усмотрел оснований для признания незаконными оспариваемых действий.

Второй арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

В соответствии с пунктом 2 Положения о государственной инспекции безопасности дорожного движения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 № 711, Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.

Согласно пункту 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД РФ от 24.11.2008 № 1001, не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации*, или при наличии запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 № 609 утвержден Специальный технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ» (далее — Специальный регламент), который устанавливает требования к выбросам вредных (загрязняющих) веществ автомобильной техникой.

Согласно пунктам 3, 10 Специального регламента уровень выбросов на дату производства автомобильной техники (впервые изготовленной в Российской Федерации, а также ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации), выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, не должен превышать технические нормативы, указанные в пункте 8 Специального регламента.

В соответствии с пунктом 14 Специального регламента технические нормативы выбросов в отношении автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, третьего экологического класса введены в действие с 01.01.2008.

Таким образом, автомобильная техника, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации с 01.01.2008, должна соответствовать техническим нормативам, установленным Специальным регламентом.

Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2005 № 496/192/134, документом, идентифицирующим автомобильную технику, является паспорт транспортного средства, который выдается в целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации.

В силу пункта 3 постановления Госстандарта России от 01.04.1998 № 19 «Об утверждении Правил по проведению работ в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов» в редакции изменений № 1, утвержденных приказом Ростехрегулирования от 10.12.2007 № 453, датой выпуска в обращение транспортного средства (шасси) является дата оформления на него паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства).

Материалы дела свидетельствуют и суды установили, что в представленном Предпринимателем в ГИБДД паспорте транспортного средства (выдан 03.02.2009, то есть после 01.01.2008) указан второй экологический класс транспортного средства.

Таким образом, автобус «NEOPLAN 117/3» (1992 года выпуска, VIN 9218836, двигатель 5322179) не соответствует техническим нормативам, установленным Специальным регламентом, и не может быть допущен к участию в дорожном движении.

При таких обстоятельствах суды обоснованно признали правомерными действия ГИБДД по отказу в производстве регистрационных действий в отношении спорного транспортного средства".



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.