Договор транспортной экспедиции

367

Вопрос

Договор транспортной экспедиции. В августе 2014 г. стороны (Экспедитор и Клиент) заключили рамочный договор транспортной экспедиции, согласно которому Экспедитор оказывает услуги по перевозке грузов Клиента, а клиент выплачивает вознаграждение и возмещает Экспедитору расходы по оплате услуг перевозчиков и других третьих лиц. Предполагалось, что все конкретные условия должны будут согласовываться в отдельных поручениях на конкретную перевозку груза. Таким образом, Клиент направил Экспедитору поручение о перевозке груза по маршруту Испания — Санкт-Петербург (Россия). Но стоимость этой перевозки не была согласована сторонами. (она не была указана в поручении ни клиентом, ни экспедитором, бала только устная примерная договоренность). Однако когда груз был доставлен с повреждениями, у сторон возник конфликт. Экспедитор выставил счет за данную перевозку на завышенную сумму, ссылаясь, что именно такие суммы были им выплачены перевозчикам. Кроме того, экспедитор ссылается, что, на выставленный счет клиент не направил своих возражений, а значит согласился со стоимостью произведенной перевозки. Вопрос: Как в данном случае может быть определена сумма, подлежащая выплате экспедитору? Вправе ли клиент потребовать уменьшение стоимости за перевозку в связи с существенным (40%) повреждением груза?  При этом клиент собирается отдельно требовать возмещения ущерба от экспедитора, причиненного повреждением груза.

Ответ

Условие о стоимости экспедиторских услуг может быть отнесено к числу существенных условий договора (см. Постановление 7 ААС от 13.01.2010 г. № А45−14 031/2009). В отсутствии согласованного условия о цене услуг, стоимость услуг может быть определена по правилам ч.3 ст.424 ГК РФ.

Из разъяснений п. 54 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», следует, что при разрешении спора, вызванного неисполнением или ненадлежащим исполнением возмездного договора, необходимо учитывать, что в случае, когда в договоре нет прямого указания о цене и она не может быть определена из условий договора, оплата должна производиться по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги (пункт 3 статьи 424 ГК РФ). При этом наличие сравнимых обстоятельств, позволяющих однозначно определить какой ценой необходимо руководствоваться, должно быть доказано и при недостижении сторонами соответствующего соглашения договор считается незаключенным.

Учитывая, что стоимость услуг в данном случае определяется исходя из цены, которая взимается за аналогичные товары, работы или услуги, суд может принять во внимание заключение экспертной организации (см. Постановление 17 ААС от 22.11.2011А60−17 147/2011).

Заявить требование об уменьшении стоимости услуг (на сумму повреждений) клиент может если это было предусмотрено договором. При этом, одновременное заявление требований об уменьшении стоимости услуг и взыскании ущерба, не получится. Кроме того, если утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, он не будет нести ответственность перед клиентом (п. 1 ст. 7 Закона о ТЭД).

Дополнительно Вы можете ознакомиться:

Какие условия договора транспортной экспедиции суды признают существенными;

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

Как взыскать с перевозчика и (или) экспедитора возмещение ущерба в случае утраты, повреждения или недостачи груза

<…>

«Как взыскать ущерб с экспедитора

Если при оказании экспедиционных услуг груз был утрачен или во время приемки и проверки груза были обнаружены его недостача или повреждение (порча), клиент может взыскать с экспедитора:

Однако если утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, он не будет нести ответственность перед клиентом (п. 1 ст. 7 Закона о ТЭД). Перечень таких обстоятельств ни Гражданский кодекс РФ, ни Закон о ТЭД не раскрывают. При возникновении спора экспедитор будет обязан доказывать, что им при перевозке были приняты исчерпывающие меры по обеспечению сохранности груза.

Пример из практики: суд взыскал c экспедитора ущерб, причиненный недостачей груза, и указал, что вина экспедитора презюмируется и он сам должен доказать обратное

См. также Возгорание транспортного средства не является force major.

Однако суд по аналогии может применить положения об освобождении от ответственности перевозчика (п. 1 ст. 796 ГК РФ).

167.421 (11,17)

Внимание! Если экспедитор докажет, что нарушение вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, его ответственность будет ограниченной.

В таком случае он будет нести ответственность по правилам перевозки грузов (ст. 803 ГК РФ).

Это правило не действует, если неблагоприятные последствия возникли по причине действия или бездействия экспедитора, которые он совершил умышленно или по грубой неосторожности.

Чтобы суд взыскал с экспедитора возмещение ущерба, клиенту необходимо:

Уведомление об утрате, недостаче или повреждении (порче) груза

Получатель во время приема груза должен уведомить экспедитора об утрате, недостаче или повреждении (порче) груза. Причем в этом уведомлении нужно обязательно указать общий характер недостачи или повреждения (порчи) груза (п. 1 ст. 8 Закона о ТЭД).

167.422 (11,17)

Внимание! Если получатель во время получения груза не уведомит экспедитора о несохранности груза, то считается, что он получил груз неповрежденным.

Если установить несохранность груза при приеме груза обычным способом не было возможности, то получатель или уполномоченное им лицо может уведомить экспедитора в течение 30 календарных дней со дня приема груза. Такая ситуация может возникнуть при перевозке сложного оборудования (например, двигателей, станков с программным управлением), когда внутренние повреждения могут проявиться лишь спустя некоторое время после начала эксплуатации. При этом датой уведомления будет считаться дата, когда экспедитор получит уведомление.

Предъявление претензии экспедитору

Условие об обязательном предъявлении экспедитору претензии установлено пунктом 1 статьи 12 Закона о ТЭД.

К претензии нужно приложить следующие документы:

166.333 (11,17)

Совет

Закон о ТЭД устанавливает обязанность прикладывать к претензии указанные документы в подлиннике или засвидетельствованные в установленном порядке их копии. Однако прикладывать оригиналы документов к претензии не следует. Это связано с тем, что если экспедитор отклонит претензию и оригиналы при пересылке по различным причинам будут утрачены, то будет весьма затруднительно взыскать ущерб в судебном порядке.

В отличие от порядка предъявления претензии перевозчику претензии к экспедитору можно предъявить лишь в течение шести месяцев со дня, который следует за днем, когда груз должен быть выдан (п. 4 ст. 12 Закона о ТЭД).

131.2138 (11,17)

Можно ли предъявить претензию (по поводу утраты, повреждения или недостачи груза) по истечении шестимесячного срока

Это возможно, но экспедитор будет сам решать, принимать ему претензию для рассмотрения или нет. Все зависит от того, признает ли он причину пропуска шестимесячного срока уважительной (п. 6 ст. 12 Закона о ТЭД). Вероятность такого признания очень мала.

Однако экспедитор должен будет направить в адрес клиента (грузополучателя) соответствующее сообщение (о признании причины срока неуважительной или уважительной). Если он этого не сделает, то суд может отклонить довод экспедитора о пропуске срока для предъявления претензии.

Кроме того, нужно иметь в виду, что этот срок не является пресекательным и его пропуск не препятствует рассмотрению в суде спора по существу.

Пример из практики: суд отклонил доводы о пропуске клиентом срока на предъявление претензии, так как экспедитор не представил доказательств признания причин пропуска этого срока неуважительными

После того как экспедитор откажется (полностью или частично) удовлетворить претензию либо клиент (грузополучатель) не получит от него ответа в течение 30 дней, можно будет подать иск в суд.

Срок исковой давности составляет один год и начинает течь также со дня, который следует за днем, когда груз должен быть выдан (ст. 13 Закона о ТЭД). Шестимесячный срок для предъявления претензии входит в срок исковой давности, не продлевает его, не приостанавливает и не прерывает.

Если грузоотправитель (грузополучатель) пропустит срок исковой давности и перевозчик подаст заявление с указанием о пропуске этого срока, то суд может отказать в иске".

17.12.2014

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль