Согласование на стрит-лайн

513

Вопрос

Предприятие решило использовать в рекламных целях стрит-лайн (выносная конструкция). Нужно ли получать на него согласование (разрешение) от каких либо контролирующих органов или собственников жилья?

Ответ

Стрит-лайны могут быть отнесены к рекламным конструкциям, установка которых без разрешения (самовольная установка) не допускается. Установка данных конструкций осуществляется по договору с собственником земельного участка или уполномоченных ими лиц, а также разрешения на установку, выданным органом местного самоуправления.

Тем не менее следует отметить, что иногда практика приходит к выводу, что если рекламная конструкция не размещается стационарно, а, скажем, убирается на ночь, то разрешение на ее размещение не требуется (см. постановление 7 ААС от 11.09.2012 г. № А67−3147/2012).

Согласно положениям ст.19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 — 7 статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.

На отнесение стрит-лайнов к рекламным конструкциям указано и в Определении ВАС РФ от 04.07.2012 № ВАС-5821/12.

Установка рекламной конструкции без разрешения на установку, образуют состав административного правонарушения по ст. 14.37 КОАП РФ (см. Постановление 9ААС от 14.01.2013А40−114 156/2012, Постановление 9ААС от 24.04.2012№ А40−12 745/2012).

Рекламную конструкцию можно установить и использовать только в том случае, если получено разрешение на ее установку и эксплуатацию (ч. 9 ст. 19 ФЗ от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ). При этом, работы по установке объекта наружной рекламы осуществляются его владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, на котором устанавливается объект наружной рекламы, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором, если такое право предоставлено собственником.

Таким образом, порядок выдачи разрешения на установку наружной рекламной конструкции урегулирован как ст. 19 ФЗ от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ, так и местными актами. Например, в соответствии с п. 5.1 Постановления Правительства Москвы от 12.12.2012 № 712-ПП, в г. Москве установка рекламных конструкций осуществляется на основании разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, выданного Департаментом средств массовой информации и рекламы города Москвы, при наличии действующего договора между собственником недвижимого имущества, на котором предполагается установка рекламной конструкции, и рекламораспространителем. Дополнительно Вы можете ознакомиться:

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

Как оспорить штраф за нарушение требований к установке и (или) эксплуатации рекламной конструкции со ссылкой на то, что нарушения не было

«Рекламную конструкцию можно установить и использовать только в том случае, если получено разрешение на ее установку и эксплуатацию (ч. 9 ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»; далее — Закон о рекламе). Если она будет установлена и (или) будет использоваться без такого разрешения или с нарушением требований технического регламента, то ее владелец понесет административную ответственность, которая установлена в статье 14.37 КоАП РФ. Дела об административных правонарушениях юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по данной статье рассматривают судьи арбитражных судов (абз. 4 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).*

Решение по делу о привлечении к административной ответственности обжалуется в порядке, который установлен в части 4.1 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ. В некоторых случаях административной ответственности за нарушение требований к установке и (или) эксплуатации рекламной конструкции можно избежать, доказав, что нарушения вообще не было (отсутствует объективная сторона). Это возможно в следующих случаях:

Если нарушение все же имело место, иногда административной ответственности удается избежать по процессуальным основаниям. О том, как сослаться на процессуальные нарушения, допущенные проверяющими, см. отдельную рекомендацию.

О том, какие меры ответственности грозят за нарушение требований к установке и (или) эксплуатации рекламной конструкции, см. справку.

Рекламная информация, размещенная на основании разрешения, срок действия которого истек, не может считаться самовольной

Если на момент установки разрешение было получено, но впоследствии аннулировано, признано недействительным или срок его действия истек, то рекламная конструкция не может рассматриваться в качестве самовольной. Такая позиция сформулирована в постановлении Президиума ВАС РФ от 16 ноября 2010 г. № 8263/10.

Таким образом, если суд установит, что рекламная информация была размещена на установленной ранее рекламной конструкции на основании разрешения, срок действия которого истек, то откажется привлекать лицо к ответственности. Дело в том, что объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 14.37 КоАП РФ, составляют действия именно по установке рекламной конструкции без разрешения, а не размещение информации на уже установленной ранее рекламной конструкции.

Лицо, привлеченное к ответственности, не является надлежащим субъектом

Суд откажется привлекать лицо к ответственности, если установит отсутствие субъекта правонарушения — то есть если на момент составления акта (о проверке) или протокола лицо не являлось владельцем рекламной конструкции.

Пример из практики: суд отказал в привлечении общества к административной ответственности за нарушение требований к установке рекламной конструкции, поскольку установил, что до момента введения в действие данной ответственности, а также на момент составления акта выявленных недостатков и протокола об административном правонарушении общество уже не являлось владельцем спорной конструкции

Лицо обращалось за получением разрешения, но не получило его по вине уполномоченного органа

Если суд установит, что лицо уплачивает платежи за размещение рекламной конструкции и приняло все зависящие от него меры по получению разрешения, однако уполномоченный орган так и не принял решения о его выдаче, суд откажется привлекать такое лицо к административной ответственности.

Пример из практики: суд отказал в привлечении общества к административной ответственности за незаконное размещение рекламной конструкции, поскольку установил, что общество приняло все зависящие от него меры по своевременному получению разрешения

166.1884 (11,17)

Совет

Если срок разрешения на размещение рекламной конструкции близок к истечению, то стоит предпринять действия, направленные на его продление, чтобы избежать возможной административной ответственности за размещение рекламной конструкции без разрешения:


  • заблаговременно направить соответствующее заявление в орган, уполномоченный выдавать разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (ч. 9 ст. 19 Закона о рекламе);

  • осуществлять платежи по соглашению (если такое было) за размещение рекламной конструкции по разрешению, срок которого истекает, до момента получения нового разрешения.


  •  

Рекламная конструкция не имеет стабильного территориального размещения

Необходимым признаком рекламной конструкции, на которую распространяются требования статьи 19Закона о рекламе в части получения разрешения на ее установку, является стабильное (стационарное) территориальное размещение. Поэтому если рекламная конструкция не размещается стационарно, а, скажем, убирается на ночь (например, надувая фигура), то разрешение на ее размещение не требуется.*

Пример из практики: отказал в привлечении общества к административной ответственности за незаконное размещение рекламной конструкции, поскольку у нее не было стабильного территориального размещения

Конструкция не является рекламной

Размещение уличной вывески с указанием наименования, например, крупного магазина или иного крупного учреждения (компании) может быть воспринято административным органом как реклама. Однако если размещенная информация не будет соответствовать определению рекламы, то суд откажется привлекать лицо к административной ответственности.

Рекламой не является следующая информация.

1. Вывеска или указатель (подсказывающий, как пройти к помещению) организации

Пример из практики: суд отказал в привлечении общества к административной ответственности за незаконное размещение рекламной конструкции, поскольку посчитал, что размещенная информация не являлась рекламой

2. Наклейка

Наклейка (бумажная или пластиковая основа, обратная сторона которой имеет клеящуюся поверхность) не является рекламной конструкцией, поэтому ее использование без разрешения не образует состав правонарушения по статье 14.37 КоАП РФ (постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 августа 2012 г. по делу № А35−14 645/2011)".

17.12.2014



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.