П. 6 ст. 18 Закона РФ О защите прав потребителей предусматривает что продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они

378

Вопрос

П. 6 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает что продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они....., то есть бремя доказывания по искам потребителей в период гарантийного срока лежит на продавце. Между тем, товара нет, он сгорел, имеется справка о том, что он уничтожен огнем полностью. Проверка качества, предусмотренная ст 18 Закона «О ЗПП» и экспертиза не возможны. Товар-автомобиль и логично предполагать, что после пожара остается какой то остов, окалина, но потребитель не обеспечил его сохранность и показывает справку «сгорел полностью». Пожарники причину возгорания не установили, указав лишь «нештатная работа электроприборов» Как доказывать? Может быть есть судебная практика и потребитель обязан обеспечить сохранность для реализации нашего права на проверку качества и экспертизы

Ответ

В данной ситуации Вам необходимо принять от покупателя письменную претензию с изложением его требований.

 

Автомобиль в соответствии с Перечнем технически сложных товаров является технически сложным товаром. В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) (п.1 ст.18 Закона «о защите прав потребителей») В случае предъявления требования о замене товара, покупатель должен представить купленный товар, так как замена предполагает именно обмен вещами. В случае же отказа от исполнения договора в соответствии с п. 1 ст. 18 указанного закона, по требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить продавцу товар с недостатками.

Поэтому Вы на законных основаниях можете потребовать представить приобретённый товар, а при невыполнении этого требования отказать потребителю в удовлетворении его претензии.

Действительно, в соответствии с п. 6 ст.18 Закона в отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы. Однако в сложившейся ситуации проверить качество проданного товара не представляется возможным по вине покупателя и материалы судебной практики свидетельствуют о том, что суды в ряде случаев требуют от покупателя предоставления доказательств продажи товара ненадлежащего качества. (в частности, Определение Рязанского областного суда от 25 июня 2008 г. № 33-1161.)

В случае отказа Вашей организации от удовлетворения требований покупателя и его обращения в суд, дело будет рассматриваться по существу на основе имеющихся доказательств, в числе которых могут приниматься свидетельские показания, заключения экспертиз и другие способы доказывания, предусмотренные Гражданским Процессуальным Кодексом РФ (ст.55 — ст.87). Обязанность потребителя обеспечить сохранность товара для проведения экспертизы действующим законодательством не предусмотрена и не подкреплена материалами судебной практики.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах ЮСС «Система Юрист».

1. ЗАКОН от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»

"Статья 18. Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков

  • Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе :потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены*;

потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.*

В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены* в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

обнаружение существенного недостатка товара;

нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;

невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации*.

2. Требования, указанные в пункте 1 настоящей статьи, предъявляются потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю

3. Потребитель вправе предъявить требования, указанные в абзацах втором и пятом пункта 1 настоящей статьи, изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю. Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю или импортеру товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы*

В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке).

Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара

6. Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

7. Доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и (или) возврат их потребителю осуществляются силами и за счет продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера). В случае неисполнения данной обязанности, а также при отсутствии продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в месте нахождения потребителя доставка и (или) возврат указанных товаров могут осуществляться потребителем. При этом продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и (или) возвратом указанных товаров«.

2. Перечень технически сложных товаров, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2011г. № 924

«Перечень технически сложных товаров

1. Легкие самолеты, вертолеты и летательные аппараты с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)

2. Автомобили легковые,* мотоциклы, мотороллеры и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), предназначенные для движения по дорогам общего пользования»

3. Определение Рязанского областного суда от 25 июня 2008 г. № 33-1161.

«Как следует из материалов дела, 15 декабря 2006 года Ч.Т.М. в магазине ООО „М.видео-Центр“ приобретен ноутбук стоимостью 41990 рублей. 24 июля 2007 года, она обратилась к продавцу по поводу возникновения в ноутбуке неисправности — при открытии крышки раздался щелчок, причину возникновения которого установить не удалось, по окончании работы крышка не закрывалась. Чтобы закрыть крышку и доставить ноутбук в сервисный центр, пользователем был удален левый металлический крепежный болт, из отверстия расположения болта высыпались пластмассовые частицы крепежного механизма.

Сервисным центром проведена проверка качества ноутбука и установлено механическое повреждение кронштейна крепления и крепежных деталей крышки. Согласно акту технического состояния ООО „Транссервис-Рязань“ от 9 августа 2007 года дефект не может считаться гарантийным.

Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что истицей не представлены доказательства продажи ей ответчиком товара ненадлежащего качества.

Этот вывод суда мотивирован, подтверждается имеющимися в деле доказательствами, которым дана соответствующая требованиям ст. 67 ГПК РФ оценка, не противоречит установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим возникшие между сторонами правоотношения»

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль