О взыскании всей договорной стоимости оборудования

81

Вопрос

Компания-продавец (Ответчик) поставил компании-покупателю (Истец) для предпринимательских нужд две конвертовальные машины (автоматы по запечатыванию писем в конверты). Конкретные модели машин были рекомендованы продавцом, исходя из потребностей покупателя и соотношения производительности/стоимости. На оборудование установлен гарантийный срок 1 год (еще не истек). В инструкциях по эксплуатации характеристики, касающиеся производительности машин (максимальная скорость конвертования), превышают фактические показатели на 30%.Также неоднократно в рамках выполнения гарантийных обязательств к покупателю выезжали технические специалисты, как продавца, так и производителя, выполняли регулировку и настройку машин, устраняли мелкие неисправности (часть которых может быть обоснована недостаточно квалифицированным персоналом покупателя). Покупатель обратился с иском к продавцу с требованием о взыскании всей договорной стоимости оборудования, ссылаясь на несоответствие фактических тех. характеристик заявленным, а также на то, что одни и те же недостатки при эксплуатации возникают систематически, и, следовательно, они являются неустранимыми. Вопрос: Как максимально эффективно отстоять свои интересы в данном арбитражном процессе ответчику — продавцу оборудования?

Ответ

Для того чтобы ответчику отстоять свои интересы в данном арбитражном процессе, ему, во-первых, необходимо проанализировать имеются ли у покупателя доказательства ненадлежащего качества товара, а именно, чем подтвержден тот факт, что технические характеристики оборудования не соответствуют указанным в инструкциях по эксплуатации. Мог ли этот факт быть установлен при приемке оборудования, вводе в эксплуатацию. Если да, то зафиксирован ли он в соответствующем акте и направлено ли поставщику незамедлительно уведомление о недостатках (абз. 2 п. 2 ст. 513 ГК РФ).

Само по себе отклонение производительности машин от характеристик, указанных в инструкциях по эксплуатации еще не свидетельствует о наличии существенного недостатка этого оборудования.

Пунктом 2 статьи 475 ГК РФ предусмотрено, что в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, либо выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков*) покупатель вправе по своему выбору: отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы; потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.

Все случаи, когда были выявлены неисправности должны быть проанализированы и установлены их причины, если неисправности возникали не по вине покупателя, необходимо доказать, что каждый раз устранялись разные неисправности.

В том случае, если у покупателя все-таки имеются весомые доказательства в поставке оборудования с существенным недостатком, должна быть назначена судебная экспертиза, в результате которой возможно будет установлено, имеет ли оборудование недостатки и являются ли они существенными.

Подробнее о том, как поставщику защитить свои права в суде читайте в рекомендации и судебной практике.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1.Рекомендация: Как возразить на претензии покупателя о недостатках переданного товара

«Как бы поставщик ни заботился о качестве поставляемых товаров, избежать претензий покупателей удается не всегда. Однако не стоит торопиться удовлетворять заявленные требования, особенно когда имеются основания для возражений. Ведь на практике встречаются ситуации, когда претензии вообще никакого основания под собой не имеют и никаких недостатков у товара нет.

Как доказать отсутствие недостатков

Ситуация, когда претензии покупателя не имеют под собой оснований, в первую очередь может быть связана с неверными представлениями покупателя о требованиях к качеству ожидаемого товара. В частности, когда покупатель ссылается на несоответствие товара требованиям, которые не были обязательны для сторон договора.

Пример из практики: суд взыскал с покупателя задолженность по договору и отклонил его доводы о недостатках товара, так как соответствие товара ГОСТ и СТП сторонами не предусматривалось и покупатель не доказал надлежащее хранение товара

Даже если требования к качеству установлены сторонами, то покупатель должен будет представить доказательства, что товар действительно им не соответствует (ст. 65 АПК РФ). Часто встречаются ситуации, когда покупатель представляет в обоснование своей позиции «сомнительные» документы:

Об этом непременно нужно заявить в суде, и есть все шансы, что указанные «доказательства» не выдержат оценки (ст. 71 АПК РФ) *. В результате наличие недостатков товара доказать будет крайне сложно.

Совет

Если покупатель докажет, что товар имеет недостатки, поставщику нужно проверить, имеет ли покупатель право предъявлять ему свои требования. Действующее законодательство лишает покупателя такого права, если:

Как доказать, что поставщик не несет ответственности за недостатки товара

Поставщик будет отвечать за недостатки товара, только если покупатель докажет, что недостатки товара возникли:


  • до его передачи покупателю;

  • либо по причинам, возникшим до этого.


  •  

То есть бремя доказывания времени и причин возникновения недостатков опять же лежит на покупателе. Это правило установлено пунктом 1 статьи 476 Гражданского кодекса РФ. При этом поставщику нужно приложить максимум усилий, чтобы опровергнуть представленные покупателем доказательства. В частности, можно прибегнуть к помощи судебной экспертизы.

Сложнее ситуация обстоит, если поставщик предоставил на товар гарантию качества. В таком случае он сам будет обязан доказывать, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю по причине*:


  • нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения*;

  • либо действий третьих лиц;

  • либо непреодолимой силы.


  •  

Это установлено пунктом 2 статьи 476 Гражданского кодекса РФ. См., например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25 марта 2010 г. по делу № А58−769/2009 (определением ВАС РФ от 20 мая 2010 г. № ВАС-6060/10 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).

С учетом сложившейся практики можно дополнить указанный список еще одним пунктом: поставщик освобождается от ответственности, если докажет, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю «по причине случайного повреждения товара». Это связано с тем, что риск случайной гибели или случайного повреждения товара по общему правилу переходит на покупателя с момента, когда поставщик передаст ему товар (п. 1 ст. 459 ГК РФ). См., например, постановление ФАС Уральского округа от 23 августа 2010 г. № Ф09−6577/10-С3 по делу № А60−52 658/2009-С7.

В то же время суд освобождает поставщиков от необходимости доказывать причины и время возникновения недостатков, если:

Какими процедурными нарушениями нужно воспользоваться

В первую очередь нужно проверить, не нарушил ли покупатель порядок приема товара, если такой установлен*. Нарушение может выражаться:

Если нарушение имело место, то суд может не принять в качестве доказательств поставки некачественного товара документы, составленные при такой приемке, и признает факт поставки некачественного товара недоказанным*.

Также нужно проверить, не нарушил ли покупатель следующие сроки.

1. Срок обнаружения недостатков переданного товара. Если иное не установлено законом или договором, по истечении указанных сроков покупатель будет не вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара (п. 1 ст. 477 ГК РФ). См., например, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 декабря 2010 г. № 17АП-12 755/2010-АК по делу № А60−28 681/2010.

2. Срок для уведомления поставщика об обнаружении недостатков товара. Если иное не установлено законом, иными правовыми, договором или обычаями, покупатель обязан уведомить поставщика обо всех выявленных недостатках и несоответствиях незамедлительно (в минимальный срок) в письменной форме (п. 1 ст. 483 и абз. 2 п. 2 ст. 513 ГК РФ). Если покупатель этого не сделает, то поставщик вправе ему отказать в удовлетворении требований, связанных с ненадлежащим качеством товара.

Пример из практики: суд отказал покупателю во взыскании стоимости некачественного товара и убытков, так как тот не представил доказательств незамедлительного письменного уведомления поставщика о выявленных недостатках

Однако нужно иметь в виду, что «срок для уведомления» может не входить в «срок обнаружения». То есть покупатель имеет полное право уведомить поставщика о недостатках за пределами срока для их обнаружения. Главное, чтобы они были обнаружены в его пределах.

3. Срок исковой давности. В данном случае действует общий срок три года (ст. 196 ГК РФ), который начинается со дня, когда покупатель узнал или должен был узнать о недостатках товара. Если покупатель его пропустит, то поставщику нужно заявить о его применении, и суд откажет в удовлетворении иска (см., например, определение ВАС РФ от 10 января 2007 г. № 15 885/06, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19 января 2011 г. по делу № А43−9261/2010).

Как возразить на требования покупателя

Если доказать отсутствие недостатков и опровергнуть доводы покупателя не получается, то стоит обратить внимание на сами требования покупателя. В зависимости от того, чего именно требует покупатель, поставщику имеет смысл проверить разные обстоятельства.

1. Уменьшение покупной цены. В данном случае имеет смысл оспорить размер уменьшенной цены. Если покупатель не представит доказательств, которые бы подтверждали обоснованность заявленного размера, суд откажет в иске (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 11 июня 2009 г. по делу № А56−32 506/2008 (определением ВАС РФ от 29 сентября 2009 г. № ВАС-12 311/09 отказано в передаче в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора)).

2. Замена товаров ненадлежащего качества. В первую очередь нужно проверить, имеет ли покупатель право заявлять такое требование, так как для этого нужно, чтобы:

12.10.2014

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль