Оформление путевого листа

70

Вопрос

При каких перевозка не нужно оформлять путевой лист и мед. освидетельствование?

Ответ

Путевой лист можно не оформлять в случае, если работник ездит только один и без груза. Однако для признания расходов по ГСМ необходимо оформление путевого листа в любом случае.

Если же автомобиль будет использоваться как в личных, так и в служебных целях, то необходимо оформить приказ об использовании автомобиля в личных целях и путевой лист. При чем, путевые листы оформляются отдельно на поездки в рамках служебной деятельности и поездки, при которых служебный транспорт используется в личных целях. То есть оформляются разные путевые листы, один — на поездки в служебных целях, другой — для личных целей, в котором отражаются основные показатели, такие, как пробег, время использования автомобиля.

Путевой лист служебного автомобиля служит основным первичным документом для списания ГСМ на расходы, связанные с управлением организацией (п. 1 ст. 252 НК РФ, Письмо Минфина России от 23.09.2013 № 03−03−06/1/39 406).

Сумма затрат, понесенных обществом при использовании работником служебного транспорта в личных целях, не будет учитываться в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организации. Таким образом, необходимо вести раздельный учет по затратам, связанным с использованием автомобиля в служебных целях и личных.

Также в рассматриваемой ситуации у сотрудника возникают налоговые последствия в виде получения дохода в натуральной форме (пп. 2 п. 2 ст. 211 НК РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Устава запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов легковыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

В соответствии с п. 14 ст. 2 Устава путевой лист — документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя. Соответственно, если нет перевозок пассажиров, багажа и грузов, то нет необходимости в заполнении путевого листа.

В соответствии со ст. 2 Устава:

багаж — вещи пассажира, принятые для перевозки в установленном порядке;

груз — материальный объект, принятый для перевозки в установленном порядке;

пассажир — физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства.

Соответственно, если работник ездит только один и без груза, то не запрещается осуществление перевозок без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

Медосмотр. Во избежание претензий со стороны контролирующих органов рекомендуем проводить медицинские осмотры всем использующим транспортные средства.

Пункт 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ закрепляет за юридическим лицом, осуществляющим на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязанность организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, а также соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом.

Порядок проведения предрейсовых осмотров водителей подробно расписан в Методических рекомендациях, утвержденных Письмом Минздрава Р Ф от 21.08.2003 № 2510/9468−03−32.

Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых медицинских осмотров влечет наложение административного взыскания на юридических лиц в размере тридцати тысяч рублей (часть 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ).

Кроме того, все водители в соответствии подлежат обязательным предварительным и периодическим медосмотрам (статья 213 ТК РФ). К таким осмотрам относятся медосмотры 1 раз в 2 года и психиатрическое освидетельствованию 1 раз в 5 лет (пункт 27 Приложения № 2 Приказа Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н; абз.6 статьи 213 ТК РФ). Такие медосмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя (абз.7 статьи 213 ТК РФ).

О соблюдении требования о проведении предрейсового медицинского осмотра неспециализированными организациями в законе и судебной практике однозначного ответа нет.

Некоторые из судов полагают, что требование о проведении предрейсового медицинского осмотра распространяется только на специализированные компании (осуществляющие перевозку грузов и пассажиров). А лица, эксплуатирующие транспортные средства в неспециализированных компаниях не обязаны проходить медицинский осмотр (Постановления ФАС ЦО от 23.11.2009 № А36−706/2009 и от 28.07.2009 № А36−3582/2008, Постановление ФАС МО от 10.08.2009 № А40−76 923/2008).

Так, ФАС ЗСО указал, что организация, имеющая на балансе два автомобиля обязана, соблюдать требования о медицинском осмотре (Постановление от 16.10.2008 № А75−438/2008). В Постановлении от 15.01.2010 № А72−4961/2009 ФАС ПО отверг доводы организации о том, что она не занимается оказанием услуг по рейсовой перевозке пассажиров. Обязанность по выполнению требований безопасности дорожного движения возникает у любого юридического лица, имеющего автотранспорт (Постановление ФАС УО от 28.12.2011 № Ф09−8630/11).

09.12.2014

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль