• Главная страница
  • » Ответы на вопросы
  • » Договорная работа
  • » ООО "Ромашка" осуществляет медицинскую деятельность с 2002 года, имеется лицензия на осуществление медицинской деятельности, штатное расписание, в котором отражены следующие структурные подразделения: административный отдел, регистратура, бухгалтерия, адм

ООО "Ромашка" осуществляет медицинскую деятельность с 2002 года, имеется лицензия на осуществление медицинской деятельности, штатное расписание, в котором отражены следующие структурные подразделения: административный отдел, регистратура, бухгалтерия, адм

491

Вопрос

ООО "Ромашка" осуществляет медицинскую деятельность с 2002 года, имеется лицензия на осуществление медицинской деятельности, штатное расписание, в котором отражены следующие структурные подразделения: административный отдел, регистратура, бухгалтерия, административно-хозяйственная часть, ПОЛИКЛИНИКА (врач-педиатр, врач-терапевт, врач-стоматолог-терапевт, врач-офтальмолог, медицинская сестра, санитарка, сестра-хозяйка, и т.д.), ОПЕРАЦИОННОЕ ОТДЕЛЕНИЕ (врач-хирург, врач-уролог, врач-отоларинголог, врач акушер-гинеколог, операционная медицинская сестра), ОТДЕЛЕНИЕ АНЕСТЕЗИОЛОГИИ И РЕАНИМАЦИИ (врач анестезиолог-реаниматолог, медицинская сестра анестезист) , КЛИНИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ (врач клинической лабораторной диагностики, фельдшер-лаборант), АПТЕКА (зав.аптекой-провизор, фармацевт). Имеются все Положения о структурных подразделениях, должностные инструкции, трудовые договора, приказы и т.д. При подаче документов в отделение Пенсионного фонда РФ по Ульяновской области для оформления досрочной трудовой пенсии нашим сотрудникам было отказано в определении права на эти льготы, а именно работникам в структурном подразделении ОПЕРАЦИОННОЕ ОТДЕЛЕНИЕ и ОТДЕЛЕНИЕ АНЕСТЕЗИОЛОГИИ И РЕАНИМАЦИИ (когда один год работы засчитывается за один год и шесть месяцев), указав, что "периоды работы медицинских работников в структурных подразделениях: операционном отделении, отделении анестезиологии-реанимации не могут быть засчитаны в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, поскольку не предусмотрены пунктом 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781. Сотрудники нашей клиники не по своей вине оказались в ситуации правовой незащищенности и не могут реализовать представленные и гарантированные им Конституцией РФ пенсионные права. в сложившийся ситуации мы не можем ответить на вопрос наших сотрудников такого содержания: "Чем отличается врач анестезиолог-реаниматолог или операционная медицинская сестра нашей клиники от своих коллег областных и городских лечебно-диагностических учреждений?" Правомерно ли было отказано медицинским работникам частного предприятия, работающего по лицензии, выданной Министерством здравоохранения Ульяновской области? Имеют ли право мед. работники на льготы при исчислении стажа и назначении трудовой пенсии ( (когда один год работы засчитывается за один год и шесть месяцев)? Каким образом можно решить вопрос о защите прав на льготы медицинских работников нашего медицинского центра?

Ответ

Согласно Правилам Горячей линии мы предоставляем ответы только по договорному и корпоративному праву. По теме заданного вопроса в «Системе Юрист» на сегодняшний день отсутствуют рекомендации. Тем не менее, мы можем предоставить подборку правовых актов и судебной практики.

1.Статья 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон о трудовых пенсиях) в редакции Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 156-ФЗ

«1. Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам:

11) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста;».

2.Постановление Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 г. № 11-П

«1. Признать не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3), взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона „О трудовых пенсиях в Российской Федерации“, устанавливающие для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях, — в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся педагогической деятельностью в учреждениях для детей, лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, творческой деятельностью на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, при том что законодательное регулирование порядка сохранения и реализации пенсионных прав, уже приобретенных указанными лицами в результате длительной профессиональной деятельности, до настоящего времени отсутствует»

3.Статья 27 Закона о трудовых пенсиях в редакции Федерального закона от 3 декабря 2011 г. № 379-ФЗ(действующая редакция)

«1. Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам:

20) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста;»

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

Споры по заданному Вами вопросу возникают достаточно часто, но нередко разрешаются в пользу работников.

Насколько понятно из вопроса, в описанном Вами случае требования работников законны и обоснованы. По закону право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не зависит от того, какую организационно-правовую форму имело учреждение здравоохранения, в которой трудился медработник.

В 2008 году в Закон о трудовых пенсиях были внесены изменения. В положениях, устанавливающих сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, слова «государственных и муниципальных учреждений здравоохранения» заменены на слова «учреждений здравоохранения».

Однако еще до внесения указанных изменений, постановлением Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 г. № 11-П были признаны не соответствующими Конституции РФ положения Закона о трудовых пенсиях, устанавливающие для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях, — в той мере, в какой данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными.

Таким образом, закон разрешает определенным категориям сотрудников учреждений здравоохранения всех форм собственности пользоваться льготами при исчислении стажа и трудовой пенсии.

Отделения Пенсионного фонда РФ, в том числе отделение по Ульяновской области, должны учитывать приведенное постановление в своей деятельности. Так, например, отделение Пенсионного фонда РФ по г. Москве и Московской области еще в 2004 году выпустило письмо от 21 декабря 2004 г. № 06/33516 «О применении постановления Конституционного Суда от 03.06.2004 N 11-П», в котором указало что, в стаж могут быть засчитаны периоды работы в организациях, не являющихся государственными или муниципальными.

Наиболее полно с выдержками из правовых актов правомерность требований работников описывается в судебной практике.

Судебная практика по вопросу зачета в стаж периода осуществления деятельности в негосударственном учреждении здравоохранения

1.Определение Саратовского областного суда от 19 января 2012 г. по делу № 33-43

«...Согласно представленным в материалы дела уставным документам ООО <...> созданное в 1999 г. осуществляет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, имеет лицензию на медицинскую деятельность, оказывает медицинскую помощь населению. О том, что должность, занимаемая истцом в ООО <...> предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, возражений у сторон не имелось.

В соответствии с п. 1 Списка занимаемая истицей должность медицинской сестры действительно поименована в перечне должностей, однако в разделе наименования учреждений — общества с ограниченной ответственностью, одним из видов деятельности которых, является осуществление медицинской деятельности, не указаны.

Вопрос о досрочном назначении трудовой пенсии в данном случае должен решаться исходя из характера и специфики выполняемой работы по занимаемым должностям, нагрузки, а также с учетом направления деятельности данных учреждений (организаций).

Понятие «учреждение» раскрывается в гражданском законодательстве, а применительно к медицинским учреждениям, — также и Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (ст. 12). Указанные Основы устанавливают, что медицинские учреждения обязательно должны являться юридическими лицами.

В государственную систему здравоохранения входят медицинские организации, в том числе лечебно-профилактические учреждения; фармацевтические предприятия и организации; аптечные учреждения, создаваемые федеральными органами исполнительной власти в области здравоохранения, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью, создаваемые и финансируемые юридическими и физическими лицами (ст. 14 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»).

В толковании данном в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 20.12.2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» указано, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», периода работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий, характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых она работал и т.п.).

Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставляется лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения независимо от их организационно-правовой формы. Содержащийся в пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» термин «учреждение здравоохранения» применяется ко всем субъектам здравоохранения, в том числе и к коммерческим организациям здравоохранения, созданным в организационно-правовой форме «общество с ограниченной ответственностью», при наличии ряда условий.

С.Г. работала с 26.07.2005 г. по 01.06.2011 г. в ООО <...>, который в 2006 г. переименован в ООО <...> в должности старшей медсестры, что подтверждается трудовой книжкой (л.д. 11-22).

ООО <...> является юридическим лицом с частной формой собственности (л.д. 28-30, 34, 35). Согласно уставу (л.д. 41-56) целью деятельности общества является помимо прочих оказание медицинских услуг, оптово-розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности (л.д. 57) по оказанию доврачебной помощи, амбулаторно-поликлинической, выполнению работ с микроорганизмами

Вместе с тем, отказывая в иске в связи с тем, что ООО <...> не поименован в качестве учреждения здравоохранения в Списке должностей и учреждений... от 29 октября 2002 года N 781, суд первой инстанции, преждевременно пришел к такому выводу.

Суду, следовало проверить, в соответствии с разъяснениями, данными в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 20.12.2005 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», а также позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении N 11-П от 03.06.2004 г., что хотя такая организационно-правовая форма как общество с ограниченной ответственностью и не поименовано в Списке, не является государственным или муниципальным лечебным учреждением, но осуществляет медицинскую (лечебную) деятельность, то является ли эта деятельность основной и единственной несмотря на наличие иных видов деятельности указанных в уставе, имеется ли штатное расписание за спорный период и какие в нем утверждены должности, какая структура Медцентра, имеется ли должность занимаемая истцом, наличие должностной инструкции по должности старшей медсестры определяющей специфику и характер труда, влечет ли выполняемая ей работа с учетом режима работы повышенные психофизиологические нагрузки, связано ли это с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, какова специфика функционирования ООО <...>, при необходимости привлечь в качестве 3 лица работодателя истца"

2.Определение Саратовского областного суда от 31 мая 2012 г. по делу № 33-2828/2012

«...Из материалов дела видно и установлено судом, что с 26.07.2005 года по 01.06.2011 года С. работала в ООО <...>, который в 2006 году переименован в ООО <...>, в должности старшей медсестры.

ООО <...> является юридическим лицом с частной формой собственности. Согласно уставу общества целью деятельности общества является помимо прочих оказание медицинских услуг, оптово-розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, предметом деятельности общества является предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение общественных потребностей в медицинских услугах, продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления, выполнение иных работ и услуг.

Основным видом деятельности ООО <...> согласно копии справки Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N по Саратовской области от 06.03.2012 года является «Врачебная практика».

По сведениям Федеральной службы государственной статистики основной и единственной деятельностью общества, несмотря на наличие иных видов деятельности, указанных в уставе, является медицинская деятельность.

В номенклатуре работ и услуг лицензии, выданной ООО <...>, указаны амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь, оказание доврачебной помощи, выполнение работ с микроорганизмами.

Штатными расписаниями ООО <...> и ООО <...> за 2005-2011 годы утверждены должности административного отдела, врачебного состава, среднего медицинского персонала и технической службы. В том числе, утверждена должность старшей медицинской сестры, занимаемая истцом.

С. имеет законченное среднее медицинское образование, сертификат о присвоении специальности «Организация сестринского дела», проходила курсы повышения квалификации.

Цели и виды деятельности ООО <...> перекликаются с целями и видами деятельности муниципального учреждения здравоохранения «Центральная районная поликлиника», в должностные обязанности С. входят аналогичные обязанности старшей медицинской сестры поликлиники.

Оценив представленные доказательства, суд обоснованно пришел к выводу, что выполняемая истцом работа сопряжена с неблагоприятным действием различного рода факторов и повышенными психофизическими нагрузками, обоснованно включил С. в специальный стаж период работы в должности старшей медицинской сестры в ООО с 26.07.2005 года по 01.06.2011 года.

Так как с учетом включенных районным судом в специальный стаж истца периодов работы у С. на 01.06.2011 года (дата обращения истца в Балаковском районе Саратовской области с заявлением о назначении пенсии) имелся необходимый льготный стаж, суд правомерно обязал ответчика назначить истцу трудовую пенсию по старости с 01.06.2011 года"

3.Определение Московского областного суда от 26 января 2012 г. по делу № 33-2289

«...Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 N 173-ФЗ (далее по тексту — ФЗ N 173-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижении возраста, установленного статьей 7 ФЗ N 173-ФЗ, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781 (далее по тексту — Постановление N 781) утвержден Список должностей и учреждений, работа о которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с п. 1 Списка занимаемая истцом должность медсестры поименована в перечне должностей.

В п. 9 раздела наименования учреждения предусмотрены учреждения — поликлиники всех наименований.

Из приложения к Лицензии ОАО «» усматривается, что организация осуществляет, в том числе поликлиническую деятельность (л.д. 26 т. 1).

Исходя из этого судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда и, не передавая дело на новое рассмотрение, постановить новое решение об удовлетворении исковых требований истицы об обязании ответчика включить в льготный стаж период работы с 01.11.21996 г. по 28.02.2011 г. продолжительностью 14 лет 3 месяца 6 дней в качестве участковой медсестры терапевтического отделения, медсестры врача общей практики отделения семейной медицины в ОАО «Медицина» за исключением периодов нахождения в отпусках без сохранения заработной платы с 03.05.2001 года по 04.05.2001 года, с 03.03.2003 года по 05.03.2003 года, с 08.04.2003 года по 10.04.2003 года, с 24.04.2003 года по 30.04.2003 года, с 22.05.2003 года, с 02.06.2003 года по 03.06.2003 года.

Исходя из безусловно включенного ответчиком медицинского стажа, судебная коллегия с учетом удовлетворенных исковых требований, считает необходимым обязать ответчика назначить истице досрочно трудовую пенсию по старости с даты обращения в органы пенсионного фонда с соответствующим заявлением, т.е. 05.03.2011 год«

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

Необходимо отметить, что по искам граждан положительная судебная практика по этому вопросу начала складываться лишь недавно. Ранее суды нередко вставали на сторону Пенсионного фонда РФ. В связи с этим также рекомендуем Вам обратить внимание на следующие судебные акты, чтобы понимать, какие обстоятельства могут стать основанием для отказа в удовлетворении Ваших требований: определение Московского областного суда от 18 октября 2011 г. по делу № 33-21623, апелляционное определение Магаданского областного суда от 15 мая 2012 г. № 33-452/12 по делу № 2-4/2012, определение Пермского краевого суда от 27 июля 2011 г. по делу № 33-7593, определение Ленинградского областного суда от 21 апреля 2011 г. № 33-2028/2011, кассационное определение Томского областного суда от 4 марта 2011 г. по делу № 33-435/2011, определение Московского областного суда от 27 мая 2010 г. по делу № 33-8733. Тексты судебных актов приведены в приложенном файле.

В свою очередь в арбитражных судах, в отличие от судов общей юрисдикции, этот вопрос разрешается в пользу медицинского учреждения уже достаточно долго (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 июля 2012 г. по делу № А56-2004/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 апреля 2012 г. по делу № А19-19142/2011, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 7 апреля 2011 г. по делу № А17-4011/2010 (определением ВАС РФ от 11 июля 2011 г. № ВАС-6663/11 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора), постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19 марта 2009 г. № 07АП-1735/09 по делу № А27-18636/2009-5, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14 января 2008 г. по делу № А17-1345/2007 (определением ВАС РФ от 22 апреля 2008 г. № 4594/08 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора)). Тексты судебных актов приведены в приложенном файле.

С учетом изложенного можно сделать вывод, что требования работников в описанном Вами случае законны и обоснованы (насколько это понятно из вопроса). Для наиболее быстрого разрешения сложившейся спорной ситуации рекомендуем следующий порядок действий.

Работникам целесообразно, основываясь на положительных примерах из судебной практики, составить письменное обращение на имя руководителя отделения Пенсионного фонда РФ по Ульяновской области и по возможности изложить текст этого обращения на личном приеме.

Если руководство отделения Пенсионного фонда РФ не отреагирует на требования работников, то необходимо обращаться в суд.

При этом прежде чем подать заявление в суд, работникам лучше самостоятельно собрать максимум документов, подтверждающих их позицию, поскольку суды ввиду своей загруженности, скорее всего, не будут уделять много времени сбору документов. Судебный процесс займет несколько месяцев.

24.08.2012 г.

С уважением,

ведущий эксперт «Системы Юрист» Владислав Кузнецов

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль