Конвенция о договоре международной перевозки грузов

125

Вопрос

Заказчик заключает договор с организацией-резидентом РФ экспедитором на транспортно-экспедиционное обслуживание грузов, в том числе экспортно-импортных, с правом заключения экспедитором договоров международной перевозки грузов, с единственной ссылкой на российское законодательство, в том числе Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности». Правомерно ли во взаимоотношениях Заказчика и экспедитора не упоминать и не применять (не руководствоваться) КДПГ (Конвенция о договоре международной перевозки грузов), или если не прибегнуть к данной конвенции, могут возникнуть не разрешимые по закону о ТЭД конфликты?

Ответ

Стороны могут не применять положения Конвенции о договоре перевозки грузов если не планируется осуществление международных перевозок. Однако, в случае когда место погрузки груза и место доставки груза, указанные в договоре, будут находится на территории двух различных стран, положения Конвенции будут подлежать применению независимо от отсутствия данных положений в договоре.

В силу ч. 4 ст. 15 Конституции Р Ф общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В соответствии с п. 2 ст. 7 ГК РФ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора.

Согласно ст. 1 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (далее — Конвенция) Конвенция применяется ко всякому договору дорожной перевозки грузов за вознаграждение посредством транспортных средств, когда место погрузки груза и место доставки груза, указанные в контракте, находятся на территории двух различных стран, из которых, по крайней мере, одна является участницей Конвенции. Применение Конвенции не зависит от местожительства и национальности заключающих договор сторон.

Таким образом, по смыслу положений Конвенции именно местонахождение пунктов погрузки и доставки в различных государствах является определяющим основанием для применения к договору дорожной перевозки грузов положений конвенции (постановление Президиума ВАС РФ от 30.09.2003 № 7127/03). Таким образом, в случае когда место погрузки груза и место доставки груза, указанные в договоре, находятся на территории двух различных стран, положения Конвенции будет преимущественным над нормами национального права, и именно нормы Конвенции будут подлежать применению (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 23.04.2013 № 15 497/12).

Дополнительно Вы можете ознакомиться:

Что нужно проверить отправителю при заключении договора перевозки грузов;

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

Что нужно проверить клиенту при заключении договора транспортной экспедиции

«Договор транспортной экспедиции является очень востребованным. Его широко используют хозяйствующие субъекты в своей деятельности, так как он выгоден как клиенту, так и экспедитору.

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (п. 1 ст. 801 ГК РФ). При этом экспедитор может и не иметь своего автопарка, а распределять заказы среди грузоперевозчиков.

На практике часто встречаются ситуации, когда грузоотправитель возлагает на перевозчика некоторые обязанности, которые выходят за рамки предмета договора перевозки. В таких случаях суд может переквалифицировать заключенный договор в договор транспортной экспедиции или определить его как смешанный. На такие отношения будут распространяться правила осуществления транспортной экспедиции (п. 2 ст. 801 ГК РФ).

Пример из практики: суд квалифицировал договор как смешанный (экспедиции и перевозки груза), так как в его предмет входят как условия о перевозке груза, так и условия об организации перевозки

166.212 (11,17)

Совет

Если стороны планируют заключить смешанный договор перевозки и транспортной экспедиции, то нужно:


  • отдельными пунктами указать оба предмета договора;

  • оформить заявку на перевозку и поручение экспедитору с перечнем услуг или один документ («Заявка на перевозку/поручение экспедитору»).



  •  

Условия выполнения договора стороны определяют самостоятельно, если иное не установлено:

Если клиент планирует осуществлять перевозки в межгосударственных и международных сообщениях, то транспортно-экспедиторские услуги должны соответствовать требованиям международных договоров, конвенций и соглашений, заключенных между Россией и другими странами, участвующими в транспортировке груза в международном сообщении*".

05.12.2014

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль