Об оплате командировочных расходов

190

Вопрос

В рамках договора было поставлено медицинское оборудование. Оборудование вышло из строя, имея при этом гарантийный срок. Представитель Поставщика по телефону просил разобрать корпус оборудования и проверить реле. Сотрудники отказались это делать, сославшись на гарантийный срок. После чего приехал представитель Поставщика из другого региона и отремонтировал оборудование, при этом разбирал его корпус. В дефектной ведомости написал, что включение реле (которое находиться в корпусе) не является гарантийным случаем, и что это ошибка персонала. Вскоре нам пришел счет за не гарантийный выезд специалиста, в который включены командировочные расходы. Правомерно ли действие поставщика? Как нам правильно ответить на письмо об оплате командировочных расходов, и на что сослаться?

Ответ

Сослаться Вы можете на п. 3 ст. 470 ГК РФ где указано, что гарантия качества товара распространяется на все составляющие его части (комплектующие изделия), если иное не предусмотрено договором. Прежде всего Вам нужно убедиться, что это являлось гарантийным случаем. И договор не содержит условий о досрочном прекращении гарантийного обслуживания или дополнительных условий для того, чтобы у поставщика возникла обязанность по гарантийному обслуживанию поставленного товара.

Если поломка реле является гарантийным случаем, то счет оплачивать не надо. Нужно составить претензию по качеству оборудования и указать в ней, что поломка реле является гарантийным случаем на основании п. 3 ст. 470 ГК РФ и Вы не должны оплачивать расходы по ее устранению, направить в адрес поставщика указав все фактические обстоятельства. В качестве образца Вы можете использовать эту форму.

Гарантийным случаем называют выявление в товаре недостатков, не оговоренных продавцом, в течение гарантийного срока на товар.

В ряде случаев продавцы отказываются признавать недостаток товара гарантийным случаем, ссылаясь на то, что недостаток товара возник после передачи товара потребителю из-за нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы. В такой ситуации Вам необходимо доказать обратное. При этом обязательно зафиксировать все свои действия: если урегулировать проблему не удастся, все собранные документы станут доказательствами Вашей правоты в суде.

Судебная практика: постановление ФАС ДО от 07.04.2014Ф03−1105/2014№ А51−22 536/2013.

В рассматриваемом случае между сторонами был заключен договор поставки медицинского оборудования — светильника хирургического передвижного, в ходе эксплуатации которого и в период гарантийного срока был выявлен недостаток — не выдерживает длительной работы, гаснет, не фиксирует блок освещения, не фиксируется балансир. В связи с отказом поставщика от замены некачественного товара покупатель обратился в суд. Удовлетворяя заявленные требования о замене светильника, суд указал, что поставщиком не было представлено доказательств того, что недостатки товара возникли после передачи его истцу вследствие обстоятельств, указанных в п. 2 ст. 476 ГК РФ, бремя доказывания которых возложено на продавца.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Какие условия о гарантии качества товара покупателю необходимо включить в договор поставки

«Товар, который поставщик обязан передать покупателю, должен обладать определенными качественными характеристиками. В частности, товар должен (п. 1 ст. 470 ГК РФ):


  • соответствовать установленным требованиям в момент передачи покупателю (если иной момент не предусмотрен договором)

  • и быть пригодным для целей, для которых товары такого рода обычно используются, в пределах разумного срока.

Однако покупатель заинтересован в том, чтобы получить еще и договорную гарантию качества товара. Она позволяет наиболее эффективно защищать права покупателя при поставке товара ненадлежащего качества. Это в первую очередь связано с тем, что при наличии гарантии качества обязанность доказывать причины недостатков товара будет возложена на самого поставщика (п. 2 ст. 476 ГК РФ). Иначе по умолчанию (п. 2 ст. 477 ГК РФ) будет действовать двухлетний срок для предъявления претензий и покупателю самому придется доказывать ряд дополнительных обстоятельств (п. 1 ст. 476 ГК РФ).

Чтобы условия о гарантии качества товара в наибольшей степени отвечали интересам покупателя, необходимо:

Условие о гарантийном сроке

Договорная гарантия качества выражается в гарантийном сроке. Закон не устанавливает ограничений по его продолжительности, и покупателю выгодно, чтобы этот срок был максимально длинным. Однако поставщик не всегда готов предоставить гарантию более чем на два года.

Если по договору покупатель планирует получить комплектный товар, то гарантийный срок на основной товар может отличаться от гарантийного срока на комплектующие изделия (составляющие его части). По умолчанию покупатель сможет предъявить претензии по качеству комплектующего изделия, если обнаружит недостатки в течение срока, который закончится последним (абз. 2 и 3 п. 3 ст. 477 ГК РФ). Условий, которые ограничивают указанное право, лучше избегать.

Покупателю нужно проверить условие договора о начале течения гарантийного срока. Оно по умолчанию совпадает с моментом фактической передачи товара покупателю (п. 1 ст. 471 и абз. 2 п. 1 ст. 224 ГК РФ). При этом не имеет значения способ передачи (доставка или выборка). Однако поставщик может включить в договор и иной порядок, например, чтобы начало гарантийного срока совпадало с моментом предоставления товара в распоряжение покупателя (при выборке) или передачи товара перевозчику (при доставке). Эти условия не выгодны, так как они фактически уменьшают продолжительность гарантии. Наиболее приемлемы для покупателя положения, которые, наоборот, увеличивают гарантийный срок.

Однако независимо от того, как именно сформулировано условие договора о начале гарантийного срока, он не начнет течь, если покупатель не может использовать товар по обстоятельствам, которые зависят от поставщика (например, если не переданы все комплектующие детали или документы). Только после того, как тот устранит указанные обстоятельства, гарантийный срок начнет течь (п. 2 ст. 471 ГК РФ).

Кроме того, гарантийный срок будет продлен на время, в течение которого покупатель не мог использовать товар из-за обнаруженных в нем недостатков. Для этого нужно известить продавца о недостатках товара в разумный срок после их обнаружения (п. 2 ст. 471 и п. 1 ст. 483 ГК РФ) (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 5 мая 2011 г. по делу № А06−2386/2010). Однако в договоре для данных случаев могут быть установлены и иные правила. Так, поставщик может отменить продление срока или установить конкретный срок для уведомления поставщика.

Также нужно обратить внимание на условие о гарантийном сроке, который будет установлен на товар, предоставляемый взамен некачественного товара. По умолчанию он такой же продолжительности, что и на замененный товар (п. 4 ст. 471 ГК РФ). Однако поставщик может предложить условие, по которому новый гарантийный срок будет намного короче.

Условие об объеме гарантийных обязательств

Гарантия качества товара распространяется на все составляющие его части (комплектующие изделия), если иное не будет предусмотрено договором (п. 3 ст. 470 ГК РФ).* Так, поставщик может включить в договор условие, по которому гарантия может не распространяться на отдельные части товара. В интересах покупателя подобные условия из договора исключить.

Однако, даже если их исключить не удастся, это не лишит покупателя права предъявить поставщику требование, связанное с недостатками отдельных частей товара. Лишь бы эти недостатки были обнаружены в течение двух лет с момента передачи товара (п. 2 ст. 477 ГК РФ). При этом покупателю самому придется доказывать, что недостатки возникли до передачи ему товара или по причинам, возникшим до этого момента (п. 1 ст. 476 ГК РФ). Если этого доказать не удастся, то придется детали заменять (ремонтировать) за свой счет.

Условие о порядке гарантийного обслуживания

Порядок и срок гарантийного обслуживания законодательно не закреплен. Стороны вправе сами определять эти условия. При этом покупателю нужно проверить, не содержит ли договор условий о досрочном прекращении гарантийного обслуживания* или дополнительных условий для того, чтобы у поставщика возникла обязанность по гарантийному обслуживанию поставленного товара. Такими условиями могут быть:


  • наличие на товаре целых пломб;

  • проведение ремонта или технического обслуживания только у поставщика;

  • проведение пусконаладочных и иных работ специалистами поставщика.


  •  

Если такие условия будут включены в договор и покупатель их нарушит, то суд может обязать покупателя доказывать причины неисправности товара на основании пункта 1 статьи 476 Гражданского кодекса РФ.

Однако не любое условие, которое ограничивает гарантийный срок, суд признает правомерным. Оно должно быть связано с совершением покупателем действий, которые могут сказаться на качестве товара. Так, поставщик не сможет включить в договор условие, по которому гарантия прекратится досрочно при неоплате товара. Это связано с тем, что гарантия не зависит от обязательства по оплате (см., например, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 марта 2008 г. по делу № А42−9963/2003).

Покупателю необходимо также определить наиболее приемлемый для себя порядок действий поставщика на случай, если у товара будут обнаружены недостатки. Так, можно закрепить обязанность поставщика осуществить ремонт или заменить товар в определенный срок. А на тот случай, если поставщик не сможет этого сделать, — вернуть стоимость товара или передать другой товар с доплатой.

Также нужно установить конкретные сроки, в которые поставщик должен будет произвести перечисленные действия. Если этого не сделать, то поставщик будет обязан все сделать в разумный срок (п. 2 ст. 314 ГК РФ). Причем этот срок может не совпадать с интересами покупателя.

См. также

Бланки

Справочники

05.12.2014

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль