В связи с проведением открытого аукциона в электронной форме на электронной площадке размещена проектно-сметная документация, прошедшая Гос

72

Вопрос

В связи с проведением открытого аукциона в электронной форме на электронной площадке размещена проектно-сметная документация, прошедшая Гос.экспертизу и содержащая стоимость работ. При расчете Начальной максимальной цены контакта Заказчик применяет коэффициент 0,78 к стоимости работ, подтвержденной экспертизой, сославшись на Закон СПб № 654-110 от 06.12.2012 г. При этом нет уменьшенных смет, прошедших экспертизу. Строительство предполагается осуществить за счет средств бюджета Санкт-Петербурга. Правомерны ли действия Заказчика по применению названного Закона СПб?

Ответ

В ст.19.1 ФЗ от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон) регламентировано формирование начальной (максимальной) цены контракта при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.

 

Часть 1 ст.19.1 Закона, определяет открытый перечень тех источников информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, которые могут использоваться для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). В данной норме также предусмотрено право заказчика, уполномоченного органа осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).

Часть 2 ст.19.1 Закона закрепляет обязательность указания в конкурсной документации, документации об аукционе (в т.ч. в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). Это требование продублировано в п. 4.4 ч. 4 ст. 22, п. 6.1 ч. 3 ст. 41.6 и п. 8 ст. 43 Закона. В части 1 статьи также установлено, что обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) должно содержать полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в т.ч. путем указания соответствующих сайтов в сети Интернет или иного указания.

В части 3 ст.19.1 Закона определены действия, которые признаются добросовестным исполнением требований данной статьи: размещение на официальном сайте конкурсной документации, документации об аукционе (в т.ч. документации об открытом аукционе в электронной форме), извещения о проведении запроса котировок, в которых указываются обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) и иная предусмотренная частью 2 данной статьи информация. Соответственно, неосуществление указанных действий или их ненадлежащее осуществление являются нарушениями требований комментируемой статьи.

Часть 4 ст.19.1 Закона наделяет Правительство РФ правом установления порядков формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды товаров, работ, услуг для целей включения таких цен в конкурсную документацию, документацию об аукционе (в т.ч. в документацию об открытом аукционе в электронной форме), в извещение о проведении запроса котировок. При этом в качестве одного из возможных способов такого регулирования названо установление закрытого перечня источников информации о ценах товаров, работ, услуг.

На основании вышеизложенного, в конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети «Интернет» или иного указания.

Поскольку Закон Санкт-Петербурга от 06.12.2012 № 654-110 «О бюджете Санкт-Петербурга на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» не относится к нормативным актам Правительства РФ, устанавливающим порядок формирования начальных (максимальных) цен контрактов, не содержит норм устанавливающих порядок формирования начальных (максимальных) цен контрактов, не является источником информации о ценах товаров, работ, услуг, применение данного закона при формировании начальной (максимальной) цены контракта при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг представляется необоснованным.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах ЮСС «Система Юрист».

1. ПИСЬМО ФАС РОССИИ от 13.07.2011 № АЦ/27041

«Таким образом, ФАС России считает, что во избежание ограничения количества участников размещения заказа необходимо при обосновании начальной (максимальной) цены руководствоваться информацией о ценах нескольких компаний, осуществляющих деятельность на рынке товаров, работ, услуг, являющихся предметом размещения заказа.

Кроме того, статьей 19.1 Закона о размещении заказов предусмотрено использование заказчиком, уполномоченным органом иных источников информации, в том числе, осуществление заказчиком, уполномоченным органом собственных расчетов начальной (максимальной) цены контракта, использование информации, размещенной на официальном сайте. При этом, понятие „официальный сайт“ закреплено статьей 16 Закона о размещении заказов.

В соответствии с частью 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов в конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети „Интернет“ или иного указания.

На основании вышеизложенного, достаточным условием исполнения требований статьи 19.1 Закона о размещении заказов, вне зависимости от предмета размещения заказа и способов получения информация для обоснования начальной (максимальной) цены контракта, является указание в документации о торгах, извещении о запросе котировок совокупности полученной заказчиком, уполномоченным органом информации в виде таблиц, схем, текста и т.п.* Законом о размещении заказов не ограничена публикация в составе документации о торгах, извещении о проведении запроса котировок иных подтверждающих обоснованность начальной (максимальной) цены контракта документов».

2. ПИСЬМО ФАС РОССИИ от 13.02.2012 № ИА/4177

«Если источником информации о ценах на товары, работы, услуги являются полученные от поставщиков сведения о ценах, заказчик (уполномоченный орган) указывает в обосновании начальной (максимальной) цены контракта реквизиты полученных от поставщиков ответов на запросы информации о ценах. При этом заказчик (уполномоченный орган) вправе не указывать в таком обосновании фирменное наименование (наименование), а также иные сведения об организациях, представивших соответствующую информацию.

Полученные от поставщиков ответы должны храниться вместе с документацией о торгах, извещением о проведении запроса котировок.

В случае выбора заказчиком (уполномоченным органом) реестра контрактов в качестве источника информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, документация о торгах, извещение о проведении запроса котировок должны содержать информацию о соответствующих номерах реестровых записей в реестре контрактов.

Если источником информации о ценах являются данные из информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в обосновании начальной (максимальной) цены контракта указывается адрес соответствующей страницы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которой размещена информация о ценах на товары, работы, услуги и обратившись к которой возможно проверить соблюдение предусмотренного Законом о размещении заказов порядка установления начальной (максимальной) цены контракта. Поскольку ссылка (информация по ссылке) со временем может стать некорректной, что не позволит заказчику (уполномоченному органу) подтвердить надлежащее исполнение им требований Закона о размещении заказов, рекомендуется хранить графическое изображение снимка экрана («скриншот» соответствующей страницы) вместе с документацией о торгах, извещением о проведении запроса котировок.

Если заказчик, уполномоченный орган осуществляет свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта, соответствующие расчеты должны быть приведены в полном объеме в документации о торгах, в извещении о проведении запроса котировок*.

В случае использования в качестве обоснования начальной (максимальной) цены контрактов иных источников информации о ценах на товары, работы, услуги в документации о торгах, извещении о проведении запроса котировок также должны содержаться реквизиты источников такой информации (например, реквизиты общедоступного исследования рынка, средства массовой информации и т.д.), обеспечивающие возможность проверки соблюдения предусмотренного Законом о размещении заказов порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта в течение всего срока хранения документации о торгах, извещения о проведении запроса котировок.".

3. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДО от 28.04.2012 № А16-772/2011

«Между тем арбитражными судами не учтено следующее.

Размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме регулируется главой 3.1 ФЗ О размещении заказов, в соответствии с которой определены сведения, подлежащие отражению в документации об открытом аукционе в электронной форме.

Согласно части 3 статьи 41.6 ФЗ О размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в соответствии с положениями статьи 19.1 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 19.1 ФЗ О размещении заказов для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).

Исходя их части 2 названной статьи в конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети «Интернет» или иного указания.

Как следует из материалов дела, оспаривая указанную в конкурсной документации начальную (максимальную) цену контракта и её обоснование, истец ссылался на несоответствие экспертного заключения от 24.06.2011, послужившего обоснованием цены в части расчета стоимости работ фактической стоимости и объему работ, указанному в проектной документации и превышение в связи с этим реальной стоимости работ, которая должна быть стартовой. При этом истец сослался на наличие иного экспертного заключения от 31.01.2012, из которого усматривается факт завышения указанной ранее в аукционной документации общей стоимости реконструкции объекта на 41 411, 93 тыс. руб.

Арбитражные суды не исследовали указанные доводы и доказательства и не установили наличие (отсутствие) факта определения начальной (максимальной) цены контракта с завышением фактической стоимости работ, являющихся предметом договора, достоверность ее обоснования.

Между тем установление недостоверности цены контракта, указанной в аукционной документации, не может свидетельствовать о добросовестном исполнении заказчиком требований статьи 19.1 ФЗ О размещении заказов, а следовательно, и о соблюдении порядка проведения аукциона, установленного законом*.

В соответствии с частью 1 статьи 1 названного Закона законодатель установил порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Следовательно, указание в конкурсной документации недостоверной цены контракта, установленной с нарушением проектной, сметной документации противоречит статье 1 ФЗ О размещении заказов и не способствует экономии бюджетных средств. Кроме того, в случае установления недостоверной цены контракта могут быть ограничены добросовестная конкуренция, а также возможность участия в аукционе наибольшего количества лиц, поскольку в данном случае участие в аукционе, предметом которого является выполнение работ по реконструкции объекта, зависит от наличия у участников аукциона допуска к определенным видам работ, в том числе с учетом их стоимости".

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль