• Главная страница
  • » Ответы на вопросы
  • » Граждане обратились за возмещением морального вреда, полученного в период введения на территории их проживания "Чрезвычайной ситуации" к нашей организации - Челябкоммунэнерго (поставщик тепла)

Граждане обратились за возмещением морального вреда, полученного в период введения на территории их проживания "Чрезвычайной ситуации" к нашей организации - Челябкоммунэнерго (поставщик тепла)

308

Вопрос

Граждане обратились за возмещением морального вреда, полученного в период введения на территории их проживания "Чрезвычайной ситуации" к нашей организации - Челябкоммунэнерго (поставщик тепла). Причём, все жители данной территории (несколько десятков тысяч людей) испытывали одинаковые нравственные и физические переживания в связи с создавшейся ситуацией, и кроме того в средствах массовой информации (центрального и местного характера) было объявлено о введении на территории "Чрезвычайной ситуации" до устранения техногенной аварии. Прокуратурой установлен факт того, что мы не являемся причинителем вреда. Мы считаем, что моральный вред из-за ЧС должен взыскиваться с органов местного самоуправления, а не поставщик тепла. Вопрос: Кто является ответственным по возмещению морального вреда в связи с введением ЧС (к кому граждане могут обращаться за возмещением морального вреда)? Имеется ли судебная практика по данному вопросу?

Ответ

Согласно п. 1 ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

 

Согласно п.п. 1, 2 ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Согласно ст. 1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно ст. 1100 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда:

вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности;

вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ;

вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию;

в иных случаях, предусмотренных законом.

Исходя из вышеизложенных норм, можно сделать вывод, что моральный вред, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Компенсация морального вреда может быть применена при наличии следующих условий: наличие самого вреда, который выражается в физических или нравственных страданиях человека, причинной связи между действиями (бездействием) причинителя вреда и физическими или нравственными страданиями потерпевшего, противоправности поведения причинителя вреда, вины причинителя. Случаи, в которых компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда, определены ст. 1100 ГК РФ.

Таким образом, для определения надлежащего ответчика, как при объявлении чрезвычайной ситуации, так и нет, подлежит установлению в результате, чьих противоправных действий причинен моральный вред.

Полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определены в ст. 11 ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». В том случае, если будет установлено, что вред возник в результате бездействия органов местного самоуправления, надлежащим ответчиком по искам о компенсации морального вреда будет орган местной администрации.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах ЮСС «Система Юрист».

1. Определение Липецкого областного суда от 11.07.2011 № 33-1976/2011г.

«Законом Липецкой области «О правовом регулировании вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Липецкой области» (ст.5) органам местного самоуправления предоставлены следующие полномочия:

осуществление подготовки и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях;

назначение руководителя работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории (в границах) муниципального образования;

принятие решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и обеспечивают их проведение;

осуществление в установленном порядке сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

осуществление финансирования мероприятий в области защиты населения н территорий от чрезвычайных ситуаций;

создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

создание аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований;

организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, поддержание общественного порядка при их проведении, при недостаточности собственных сил и средств могут обращаться за помощью к администрации области;

содействие устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;

создание постоянно действующих органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;

организация проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального характера;

осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;

осуществление первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения;

разработка паспорта безопасности территорий муниципальных образований;

осуществление иных полномочий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с действующим законодательством.

В силу ст.18 Федерального закона РФ № 68 гражданам предоставлены право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; и др.

В соответствии с п.2 ст.13.3 Закона Липецкой области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Липецкой области» материальная помощь предоставляется гражданину, находящемуся в трудной жизненной ситуации, объективно нарушающей его жизнедеятельность, которую он не может преодолеть самостоятельно, в случаях, установленных пунктом 2 настоящей статьи.

Материальная помощь предоставляется:

1) в случае имущественных потерь, причиненных пожаром, стихийными бедствиями, катастрофами и другими ситуациями чрезвычайного характера -в размере десяти тысяч рублей.

Гражданин для рассмотрения вопроса о предоставлении материальной помощи должен представить в соответствующий орган местного самоуправления по месту жительства перечень документов, указанный в п.3 вышеуказанного закона.

Как видно из материалов дела, что истица Титова Л.В. является собственником домовладения № по <адрес>.

Судом бесспорно установлено и не оспаривалось сторонами, что подтопление в районе Каменного Лога, включая дом истицы, происходило дважды: 18.05.2010 года и 07.07.2010 года.

После первого подтопления 18.05.2011 года распоряжением администрации г.Липецка №-р от 18.05.10г. в некоторых районах <адрес>, в том числе<адрес> с 17 час. 18.05.10г. был введен режим чрезвычайного ситуации и «План действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера г.Липецка» по разделу «При возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим чрезвычайной ситуации)».

Как следует из дела, на основании распоряжения администрации города Липецка жителям подтопленных жилых домов, в частности истице после первого подтопления была оказана материальная помощь в размере 100 (сто) тысяч рублей.

Решением Советского районного суда г.Липецка от 01.07.2011 года по делу по иску Титовой Любови Васильевны о признании незаконным бездействия администрации г.Липецка и понуждении к выполнению работ судом было установлено, что администрация г.Липецка предприняла все соответствующие меры по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, в связи с чем Титовой Л.В. в удовлетворении заявления было отказано.

Судом также установлено, что после первого подтопления администрацией г.Липецка были предприняты меры, установленные ФЗ N68-ФЗ от 21 декабря 1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», производились работы по ликвидации чрезвычайной ситуации и предотвращению других чрезвычайных ситуаций.

А именно были произведены следующие работы; произведена отсыпка щебнем нарушенных дорог, очистка русла, обеспечивалась уборка и вывоз мусора для беспрепятственного отвода вод, что подтверждается сведениями о работе техники по откачке ЖБО по МУ «СПАТ по уборке г.Липецка» с 18.05.2010 года по 25.05.2010 года, сметой на уборку и вывоз мусора для беспрепятственного отвода вод по улицам: Радиаторная, Калинина, Большие Ключи, Каменный лог, район Комсомольского пруда, сметой на очистку русла канала спортивно-рекреационного комплекса «Каменный Лог», актом о приемке выполненных работ за май 2010 года.

После второго подтопления распоряжением администрации гор.Липецка от 07.07.2010 года на территории гор. Липецка, в том числе <адрес> с 16 час. 18.05.10г. был введен режим чрезвычайной ситуации, включая и район <адрес> и «План действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера гор.Липецка».

Согласно распоряжению администрации г.Липецка от 08.07.2010 года № 564-р была создана комиссия по обследованию подтопленных домов.

08.07.2010 года было обследовано жилое помещение Титовой, в акте отражено, что имеются следы подтопления в подвале, в доме на полу была вода 40 см, повреждены: стиральная машинка, холодильник, шифоньер, тумба, диван.

Из объяснений ответчика следует, что после подтопления 07.07.2010 года администрация г.Липецка истице разъясняла вышеназванные положения закона «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Липецкой области», однако, истица с заявлением об оказании ей материальной помощи в администрацию г.Липецка не обращалась, что ею не оспаривалось.

При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что ответчиком предпринимались все необходимые меры для предотвращения стихийного бедствия и его ликвидации.

Доказательств того, что материальный ущерб был причинен истице по вине администрации г.Липецка, истица суду не представила. Как и не было представлено суду доказательств того, что ответчиком не было предпринято мер по предотвращению повторного подтопления.

Из представленных суду доказательств вина администрации г.Липецка в причинении истице материального ущерба не усматривается*.

При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что оснований для возложения на ответчика администрацию г.Липецка обязанности по компенсации истице материального ущерба и соответственно морального вреда не имеется.

Доводы жалобы о том, что суд при рассмотрении заявления Титовой Л.В. должен был руководствоваться Федеральным законом № 68-ФЗ в котором указано, что гражданам предоставлено право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуации и не оговаривается, что при применении п.18 данного закона необходимо устанавливать виновника в произошедшей чрезвычайной ситуации, а суд этого не учел и рассматривал дело в разрезе наличия или отсутствия вины администрации города в произошедшей чрезвычайной ситуации, и руководствуясь ст.ст.151, 1064,1069 ГК РФ необоснованно отказал в иске, не состоятельны и не являются основанием к отмене решения суда*".

2. Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 27.12.2012 № 33-5973/2012

«Федеральным законом от 21.12.1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно статье 1 данного Закона чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 68-ФЗ от 21.12.1994 органы местного самоуправления обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуациях и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них*.

Статья 18 указанного Закона предусматривает, что гражданин имеет право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 18).

Согласно подп. 7 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.

Применительно к нормам федерального законодательства, суд, оценивая утверждения истца о том, что она является потерпевшей от чрезвычайной ситуации природного характера, обоснованно указал, что правом на получение выплат компенсационного характера в возмещение ущерба из средств бюджета муниципального образования обладают граждане, признанные пострадавшими от чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, сложившейся в границах муниципального образования. Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела судом не добыто, а истцом суду не представлено, доказательств того, что 13.05.2012 на территории Троицко-Печорского района сложилась чрезвычайная ситуация природного характера в результате опасного природного явления или стихийного бедствия, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

При этом зафиксированное в этот день в Троицко-Печорском районе усиление порывов ветра, которое в соответствии с п. 3.4.2 Межгосударственным стандартом «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения. ГОСТ 22.0.03-97/ГОСТ Р 22.0.03-95», утвержденного Постановлением Госстандарта России от 25.05.1995 N 267, может быть отнесено к такому опасному метеорологическому явлению как сильный ветер, установленных законом последствий, дающих право на признание гражданина пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера, не повлекло.

При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что оснований для возложения на ответчиков обязанности по компенсации истцу материального ущерба и соответственно морального вреда не имеется, так как право на возмещение причиненного вреда по основаниям, предусмотренным Федеральным законом N 68-ФЗ от 21.12.1994, у Леоновой Л.И. не возникло".

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль