Если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности

6591

Вопрос

У любого товар должен быть обязательно гарантийный срок, а если он не указан, то автоматически считается , что срок гарантии у товара 2 года с момента передачи товара, а существуют ли товара, у которых вообще нет гарантийного срока? Если в договоре поставки указано: «Претензии по количеству Товара принимаются в момент его передачи, претензии по качеству (скрытым недостаткам) – в течение 3 (трех) дней с момента получения Товара от Поставщика. Гарантийный срок на поставляемый по настоящему Договору Товар не предусмотрен», в этом случае Покупатель вправе будет предъявить требования Поставщику в связи с недостатками, обнаруженными в пределах двух лет с момента передачи товара? И вторая ситуация, если в договоре поставки указано: «Гарантийный срок на поставленный Товар составляет 12 месяцев с даты поставки Товара», по истечении 12 месяцев имеет ли право Покупатель предъявлять требования в связи с недостатками товара, обнаруженными по окончании гарантийного срока, указанного в договоре, но в пределах двух лет с момента передачи товара или все-таки будет отдан приоритет договору, т.е. по истечении 12 мес. срока Покупатель не будет иметь право предъявлять Поставщику претензии по качеству? Для чего в договоре указывать иной гарантийный срок (а именно меньше 2-х лет), если Покупатель все равно согласно закону - ГК может предъявлять Поставщику требования, претензии по качеству товара в пределах двух лет с момента передачи товара? Каким образом, возможно прописать в договоре гарантийный срок на товар, чтобы использовать минимальный срок гарантии, указанный в договоре, а не 2 года с момента передачи товара?

Ответ

Если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем при условии, что недостатки проданного товара были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю (п. 2 ст. 477 ГК РФ). В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены покупателем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю, продавец несет ответственность, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до передачи товара покупателю или по причинам, возникшим до этого момента (п. 5 ст. 477 ГК РФ).

Гарантийный срок — срок, в течение которого поставщик обязуется обеспечить соответствие качества товара условиям договора и несет ответственность перед покупателем за выявленные недостатки товара (п. 2 ст. 470, п. 3 ст. 477 ГК РФ).

По умолчанию законом гарантируется качество всего товара (п. 3 ст. 470 ГК РФ), поэтому поставщик будет обязан в течение всего гарантийного срока заменять неисправные детали товара, включая расходные материалы, если не докажет, что недостатки возникли после передачи товара и по вине покупателя.

Согласно п. 2 ст. 470 ГК РФ стороны вправе определить любой срок действия гарантии качества, так как закон не устанавливает ограничений по его продолжительности. Однако, если гарантийный срок будет составлять менее двух лет, покупатель все равно сможет предъявить требования в связи с недостатками товара, обнаруженными по окончании данного срока, но в пределах двух лет с момента передачи товара (п. 5 ст. 477 ГК РФ). При этом «договорная» гарантия с истечением гарантийного срока прекращается, следовательно, доказывать момент и причину возникновения недостатков обязан будет покупатель.

Поставщик обязан предоставить товар, пригодный для использования по назначению в течение разумного срока после передачи (п. 1 ст. 470 ГК РФ). Покупатель вправе будет предъявить требования поставщику в связи с недостатками, обнаруженными также в течение разумного срока, но в пределах двух лет с момента передачи товара (п. 2 ст. 477 ГК РФ), если другой срок обнаружения недостатков не установлен законом или договором. Однако в этом случае согласно п. 1 ст. 476 ГК РФ доказывать отсутствие своей вины в возникновении недостатков товара должен будет покупатель, а не поставщик.

По общему правилу гарантийный срок исчисляется с момента передачи товара покупателю (п. 1 ст. 471 ГК РФ). Передача товара производится путем его вручения, при этом товар считается переданным с момента его фактического поступления во владение покупателя (абз. 2 п. 1 ст. 224 ГК РФ).

При поставке товар может быть передан двумя способами — путем доставки поставщиком покупателю либо получения покупателем в месте нахождения поставщика (ст. 510 ГК РФ). При этом в обоих случаях момент передачи товара и, как следствие, начала исчисления гарантийного срока согласно ст. 224 ГК РФ будет определяться моментом его фактического поступления во владение покупателя.

Исходя из судебной практики гарантийный срок может исчисляться с момента подписания следующих документов:

— товарной накладной;

— акта о передаче товара.

Согласно п. 3 ст. 470 ГК РФ гарантия качества распространяется на весь товар в целом, включая все составляющие его части (комплектующие изделия). Однако стороны вправе установить договором иной объем гарантийных обязательств поставщика, в том числе указать, что гарантия не распространяется на какие-либо отдельные части товара (например, быстроизнашивающиеся детали, срок службы которых меньше гарантийного срока).

Объем гарантии может быть зафиксирован также в документах, относящихся к товару (например, в гарантийных талонах, гарантийных сертификатах, которые передаются вместе с товаром). В таком случае в договоре следует сделать ссылку на эти документы.

Следует иметь в виду следующее: если из гарантии исключены какие-либо части товара, то при обнаружении в них недостатков согласно п. 1 ст. 476 ГК РФ покупатель (а не поставщик) должен доказать отсутствие своей вины в возникновении недостатков.

В случае поставки товаров, которые не соответствуют условиям договора о качестве, покупатель вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные ст. 475 ГК РФ. Данные требования могут быть предъявлены в том случае, если недостатки обнаружены и поставщик уведомлен о них в определенный срок (срок обнаружения недостатков и уведомления поставщика об их выявлении (ст. 477, ст. 483 ГК РФ).

Покупатель может обнаружить недостатки как при принятии товара, так и в ходе его использования.

В отношении недостатков, которые могут быть выявлены покупателем при использовании товара, стороны вправе установить в договоре:

— срок их обнаружения (п. 1 ст. 477 ГК РФ);

— срок уведомления поставщика о недостатках (п. 1 ст. 483 ГК РФ).

Что касается недостатков, которые могут быть выявлены при принятии товара, то сроки их обнаружения и уведомления о них поставщика определяются в соответствии с п. 2 ст. 513 ГК РФ. Так, сроком для обнаружения этих недостатков является срок, установленный законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота для осмотра и проверки товара. Обо всех недостатках, выявленных в результате осмотра и проверки товара, покупатель должен сообщить поставщику незамедлительно.

Если договором не установлены сроки обнаружения недостатков при использовании товара и уведомления о них поставщика, покупатель вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные ст. 475 ГК РФ, если обнаружит недостатки в течение гарантийного срока или срока годности. При отсутствии указанных сроков эти требования нужно предъявить в пределах двух лет после передачи товара (ст. 477 ГК РФ). Покупатель должен известить поставщика о недостатках в разумный срок (ст. 483 ГК РФ).

Покупатель вправе предъявить требования в связи с ненадлежащим качеством товара при условии, что недостатки выявлены в течение одного из сроков, установленных ст. 477 ГК РФ, а именно:

— срока обнаружения недостатков, предусмотренного договором;

— гарантийного срока;

— срока годности товара;

— в пределах двух лет после передачи товара, если продолжительность гарантийного срока менее двух лет и он истек;

— в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара, если в отношении него не установлены срок годности, гарантийный срок или иной более длительный срок выявления недостатков.

Если покупатель выполнит условия закона или договора о сроках обнаружения недостатков и своевременно уведомит поставщика о допущенных им нарушениях, он может предъявить ему требования, предусмотренные ст. 475 ГК РФ. Как указывают суды, если недостатки в товаре обнаружены в течение сроков, установленных ст. 477 ГК РФ (например, в течение гарантийного срока), покупатель вправе предъявить требования после их окончания, но в пределах срока исковой давности.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Может ли заказчик предъявить к подрядчику требования по качеству, если гарантийный срок уже истек

«Да, это возможно, но только если еще не прошло два года со дня передачи результата работы. Кроме того, чтобы воспользоваться этим правом, заказчик должен будет дополнительно доказать, что недостатки возникли:

  • до передачи ему результата работы
  • или по причинам, возникшим до этого момента.

Такое правило установлено в пункте 4 статьи 724 Гражданского кодекса РФ. Однако на практике суды очень редко удовлетворяют требования заказчика, предъявленные за пределами гарантийного срока (даже если заказчик представит соответствующие заключения экспертов).

Если же с момента передачи результата истекли два года, то заказчик не сможет предъявить требования, связанные с ненадлежащим качеством работы (п. 1 ст. 724 ГК РФ).

Из рекомендации «Как доказать, что заказчик предъявил претензии по качеству за пределами отведенного на это срока»».

13.04.2016

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль