Если в договоре поставки не указан гарантийный срок на товар

2184

Вопрос

Заключается договор поставки товара - запасных частей. У запасных частей нет гарантийного срока, поэтому в договоре поставки не указан их срок гарантии. Если в договоре поставки не указан гарантийный срок на товар, то считается, что у данного товара нет гарантийного срока, или же тогда Покупатель может ссылаться на установленный законом общий гарантийный срок? Если в договоре гарантийный срок на товар не прописан, то по закону какой срок гарантии и срок предъявления претензий по качеству и скрытым недостаткам устанавливается? В данной ситуации, если на поставляемый нами товар производитель не устанавливает гарантийный срок, каким образом в договоре поставки необходимо прописать, что на данный товар (запасные части) нет гарантийного срока?

Ответ

Если в договоре поставки не указан гарантийный срок то покупатель вправе будет предъявить требования поставщику в связи с недостатками, обнаруженными в течение разумного срока, но в пределах двух лет с момента передачи товара (п. 2 ст. 477 ГК РФ).

Гарантийный срок — срок, в течение которого поставщик обязуется обеспечить соответствие качества товара условиям договора и несет ответственность перед покупателем за выявленные недостатки товара (п. 2 ст. 470, п. 3 ст. 477 ГК РФ).

Согласно п. 2 ст. 470 ГК РФ стороны вправе определить любой срок действия гарантии качества, так как закон не устанавливает ограничений по его продолжительности. Однако, если гарантийный срок будет составлять менее двух лет, покупатель все равно сможет предъявить требования в связи с недостатками товара, обнаруженными по окончании данного срока, но в пределах двух лет с момента передачи товара (п. 5 ст. 477 ГК РФ).

В случае поставки комплектного товара гарантийный срок на основной товар может быть установлен большей или меньшей продолжительности, чем на комплектующие изделия (п. 3 ст. 477 ГК РФ).

Поставщик обязан предоставить товар, пригодный для использования по назначению в течение разумного срока после передачи (п. 1 ст. 470 ГК РФ). Покупатель вправе будет предъявить требования поставщику в связи с недостатками, обнаруженными также в течение разумного срока, но в пределах двух лет с момента передачи товара (п. 2 ст. 477 ГК РФ), если другой срок обнаружения недостатков не установлен законом или договором. Однако в этом случае согласно п. 1 ст. 476 ГК РФ доказывать отсутствие своей вины в возникновении недостатков товара должен будет покупатель, а не поставщик.

По общему правилу гарантийный срок исчисляется с момента передачи товара покупателю (п. 1 ст. 471 ГК РФ). Передача товара производится путем его вручения, при этом товар считается переданным с момента его фактического поступления во владение покупателя (абз. 2 п. 1 ст. 224 ГК РФ).

При поставке товар может быть передан двумя способами — путем доставки поставщиком покупателю либо получения покупателем в месте нахождения поставщика (ст. 510 ГК РФ). При этом в обоих случаях момент передачи товара и, как следствие, начала исчисления гарантийного срока согласно ст. 224 ГК РФ будет определяться моментом его фактического поступления во владение покупателя.

Покупатель вправе предъявить требования в связи с ненадлежащим качеством товара при условии, что недостатки выявлены в течение одного из сроков, установленных ст. 477 ГК РФ, а именно:

— срока обнаружения недостатков, предусмотренного договором;

— гарантийного срока;

— срока годности товара;

— в пределах двух лет после передачи товара, если продолжительность гарантийного срока менее двух лет и он истек;

— в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара, если в отношении него не установлены срок годности, гарантийный срок или иной более длительный срок выявления недостатков.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Можно ли предъявить требования, связанные с недостатками товара, которые были обнаружены через год после поставки товара, если договор вообще не содержит условия о гарантийном сроке

«Можно, несмотря на то что фактически отсутствует договорная гарантия качества. Чтобы предъявить поставщику требования, связанные с получением некачественного товара (ст. 475 ГК РФ), нужно:

  • обнаружить недостатки в течение двух лет с момента передачи товара (п. 2 ст. 477 ГК РФ);
  • иметь доказательства того, что недостатки возникли до передачи товара или по причинам, возникшим до этого момента (п. 1 ст. 476 ГК РФ)*.

См., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17 июня 2010 г. по делу № А27-19250/2009(определением ВАС РФ от 10 августа 2010 г. № ВАС-10348/10 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).

Если доказательств нет, то поставщик не будет обязан удовлетворять требования (см., например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30 сентября 2009 г. по делу № А53-25246/2008).

Из рекомендации „Какие условия о гарантии качества товара покупателю необходимо включить в договор поставки“»

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

11.10.2014

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль