Как правильно составить претензию юрисконсульту

393

Вопрос

Как правильно составить претензию юрисконсульту юр. лица при следующих случаях: при выезде из номера отдыхающие разбили стеклопакет.

Ответ

Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации установлено, что в этом случае виновные обязаны возместить нанесенный ущерб (п. 26 Постановление Правительства РФ от 25.04.1997 № 490). Если гость прибыл через турфирму, то требование на возмещение ущерба направляется турфирме, а так по месту жительства гостя.

При этом в том случае, если постояльцем отеля причинен ущерб собственности гостиницы, то администрация должна выполнить ряд условий, перед тем как что-то требовать возместить, а именно:

— администрация отеля обязана составить акт, в котором обязательно должны быть указаны дата, время, место нанесения ущерба, данные клиента, нанесшего ущерб, и описание самого ущерба (не просто окно, а описание площади повреждения, предполагаемые причины, действия и средства, повлекшие нанесение ущерба);

— клиент должен составленный акт подписать, причем если клиента не устраивают те или иные формулировки, он в акте указывает пункты, с которыми он не согласен, и/или описывает их по-своему.

К акту должны быть приложены финансовые документы о приобретении поврежденного имущества. На основании их определяется сумма, взыскиваемая с клиента. При этом должны учитываться степень износа вещи и степень нанесенного ущерба.

При отказе клиента оплатить нанесенный ущерб администрация отеля вправе обратиться в судебные органы с иском о возмещении ущерба, но для этого в обязательном порядке должны быть проведены указанные процедуры. В противном случае требование отеля заплатить за ремонт или предмет интерьера незаконно.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Как составить претензию

Форма и обязательные реквизиты претензии

Претензия должна быть составлена в письменной форме. В противном случае претензия не будет иметь юридической силы, не будет служить инструментом соблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования спора, а ее отправитель не сможет подтвердить ее направление адресату.

Как правило, стороны прямо указывают в договоре, что любые претензии в связи с договором составляются в письменной форме.

Существует ли обязательная форма для составления претензии

Нет, претензия составляется в свободной форме с соблюдением требований, установленных законом, сложившейся практикой и обычаями.

Кому адресовать претензию

Претензия должна быть адресована именно тому лицу, которого отправитель считает нарушителем своих прав и к которому отправитель претензии в случае невыполнения его требований будет предъявлять иск.

Так, если организация имеет дело с группой компаний (с холдингом), то нужно иметь в виду, что с точки зрения гражданского законодательства каждая из компаний, входящих в состав холдинга, — это самостоятельное юридическое лицо. И иск нужно предъявлять именно к той компании, которая является непосредственным контрагентом согласно условиям договора.

Если дела той или иной организации ведет управляющая компания, то претензию и в этом случае нужно направлять именно в саму организацию, являющуюся контрагентом по договору, а не в управляющую компанию.

Если претензия отправлена не той организации, к которой предъявлен иск, претензионный порядок не может считаться соблюденным, поскольку самому ответчику претензия не направлялась.

Кем должна быть подписана претензия

Претензия по общему правилу должна быть подписана заявителем лично.

Если заявитель — индивидуальный предприниматель, то подпись заявителя на претензии можно скрепить печатью (при ее наличии).

Если заявитель — организация, то претензия составляется на бланке организации и подписывается руководителем организации либо иным лицом, которому предоставлено право подписи учредительными документами либо доверенностью.* Подпись уполномоченного лица на претензии можно (но не обязательно) заверить печатью организации. Это придаст получателю претензии большую уверенность в том, что претензия действительно исходит от уполномоченного на ее подписание лица.

Необходимо ли указывать дату на претензии

На претензии можно указать дату ее составления и подписания. Если претензию отправляет организация — на претензии указывается также исходящий номер.* Однако эти реквизиты не обязательны. В любом случае будет иметь значение не дата составления претензии, а дата ее отправки по почте и вручения адресату.

Необходимо ли указывать на претензии обратный адрес

В претензии желательно указывать почтовый адрес, по которому лицо, направившее претензию, желает получить ответ. Это особенно важно, если у организации сменилось местонахождение, юридический адрес не совпадает с фактическим местонахождением организации, направившее претензию физическое лицо фактически проживает не по месту своей регистрации и т. п.

Содержание претензии

Текст претензии должен включать в себя следующую информацию:

1. Обстоятельства, из которых возникло правоотношение между заявителем претензии и потенциальным нарушителем.

2. Обстоятельства, свидетельствующие о нарушении или об угрозе нарушения прав отправителя претензии.

3. Ссылки на документы, подтверждающие обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих требований заявитель претензии.

4. Ссылки на нормативно-правовые акты и положения договора, обосновывающие требования заявителя претензии.

5. Требование лица, направляющего претензию, и срок его исполнения.

Требование должно быть сформулировано четко и ясно, не должно допускать каких-либо разночтений и должно основываться на указанных в претензии фактических обстоятельствах и нормах права.*

Совет

Предмет материально-правового требования, заявленный в претензии, должен быть сформулирован точно так же, как он будет указан в исковом заявлении, которое организация подаст в случае неисполнения предполагаемым нарушителем требований, изложенных в претензии.*

Если предмет требований, указанных в исковом заявлении, не совпадает с требованиями, изложенными в претензии, суд признает претензионный порядок несоблюденным (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 1 декабря 2003 г. № А33-9989/03-С4в-Ф02-4151/03-С2). Например, если в претензии содержалось лишь требование о погашении основного долга, а в исковом заявлении содержится требование о расторжении договора, то в отношении требования о расторжении договора обязательный досудебный порядок будет не соблюден.

При определении в претензии срока исполнения требований необходимо учитывать следующее.

Во-первых, срок выполнения содержащихся в претензии требований должен быть разумным, то есть учитывать реальную возможность исполнить претензию в указанный срок и (или) известить заявителя претензии о принятом решении. Как правило, на исполнение требований претензии предоставляют срок в 30 календарных дней.

Во-вторых, если претензия предъявлена в рамках обязательного претензионного порядка урегулирования спора, то сроки исполнения требований по умолчанию установлены в соответствующих нормативных актах. Так, согласно пункту 2 статьи 452 Гражданского кодекса РФ, срок ответа на требование об изменении или о расторжении договора составляет тридцать дней, но может быть изменен как в большую, так и в меньшую сторону договором или самой претензией.

6. Расчет взыскиваемой суммы.

7. Описание прилагаемых к претензии документов.

См. также

  • Обязательный претензионный порядок

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

06.10.2014



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.