Об отказе от товара покупателем

175

Вопрос

Поставщик изготовил и поставил в адрес Покупателя товар (стекло). Однако в процессе транспортировки товар (стекло) был существенно поврежден. Покупатель, принял решение не разгружать транспортное средство, так как целостность упаковки была нарушена значительно. И товар мог нанести травмы сотрудникам, занимающимся погрузочно-разгрузочными работами. Является данный отказ покупателя от разгрузки и принятия товара правомерным?

Ответ

В соответствии с п. 2 ст. 475 ГК РФ решение об отказе от товара покупатель может принять, если недостатки являются существенными и не могут быть устранены в приемлемый для него срок. Однако одновременно возникает обязанность принять такой товар на ответственное хранение и незамедлительно уведомить об этом поставщика установлена пунктом 1 статьи 514 Гражданского кодекса РФ. Если этого не сделать, то суд может прийти к выводу, что товар был принят покупателем и поставщик вправе выставить требования об оплате товара.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1. Рекомендация. Приемка товара: рекомендации для покупателя.

«Фиксация результатов приемки

Если покупатель в ходе осмотра и проверки товара не выявил никаких нарушений, то стороны подписывают документы, свидетельствующие об окончательной приемке товара (акт приема-передачи товара, товарные накладные).

Если же в ходе осмотра и проверки товара покупатель выявит несоответствия условиям договора, то ему необходимо незамедлительно сообщить об этом поставщику в письменной форме (абз. 2 п. 2 ст. 513 ГК РФ). При этом в каждой конкретной ситуации стоит использовать определенный алгоритм действий. Подробнее об этом см. Что можно потребовать, если поставщик допустил недопоставку товара, Как предъявить претензии поставщику в связи с получением некачественного товара, Как предъявить претензии, если поставщик нарушил условия об ассортименте или комплектности товара, В каких случаях покупатель может отказаться от принятия товара по договору поставки и Можно ли отказаться от принятия товара по договору поставки без отказа от его исполнения.

Так, о недостаче товара или недостатках необходимо сделать отметки в накладных, если приемка происходит во времяпередачи товара. Если накладные уже подписаны, то изменения вносить нельзя, поскольку накладные являются первичными документами бухгалтерской отчетности. Также необходимо составить акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей (унифицированная форма № ТОРГ-2)».

2. Рекомендация. Как предъявить претензии поставщику в связи с получением некачественного товара

«Как зафиксировать факт поставки некачественного товара

Чтобы предъявить поставщику претензии, покупатель должен представить доказательства, что товар действительно имеет недостатки (ст. 65 АПК РФ).

Для этого их нужно должным образом зафиксировать. От того, являются ли они явными или скрытыми, зависит время, место и способ фиксации.

Выявлены явные недостатки

Покупатель сможет заявить претензии по явным недостаткам, только если обнаружит и зафиксирует их в ходе осмотра и проверки товара. Иначе суд может прийти к выводу, что дефекты товара возникли в ходе его эксплуатации покупателем или иными лицами уже после приемки от продавца. В таком случае в иске к поставщику будет отказано (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 17 августа 2010 г. по делу № А56-32117/2009, ФАС Уральского округа от 31 августа 2011 г. № Ф09-5308/11 по делу № А60-3324/2011).

Чтобы зафиксировать явные недостатки, нужно:

  • сделать отметки о недостатках в накладных на товар (если недостатки обнаружены непосредственно при передаче товара);
  • составить акт о выявленных недостатках».

«Если покупатель в ходе приемки товара на своей территории (при условии о доставке) примет решение об отказе от него, то товар необходимо принять на ответственное хранение и незамедлительно сообщить об этом поставщику.

В частности, такое решение об отказе от товара покупатель может принять, если недостатки являются существенными и (или) не могут быть устранены в приемлемый для него срок (по п. 2 ст. 475 или п. 1 и 2ст. 523 ГК РФ). Обязанность принять такой товар на ответственное хранение и незамедлительно уведомить об этом поставщика установлена пунктом 1 статьи 514 Гражданского кодекса РФ. Если этого не сделать, то суд может прийти к выводу, что товар был принят покупателем. В таком случае поставщик вправе требовать его оплаты»*.

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

02.10.2014



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.