Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции

498

Вопрос

Согласно п. 4.1. ст. 25 ФЗ «Об автомобильных дорогах» и п. 7 Порядка установления и использования полос отвода, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, утвержденного Постановлением Администрации Приморского края от 25.07.2012 N 205-па, допускается использование гражданами или юридическими лицами земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог в целях установки и эксплуатации рекламных конструкций на условиях частного сервитута. При этом, согласно п. 10 ст. 23 ЗК РФ, порядок, условия и случаи установления сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог, в том числе, для размещения и эксплуатации рекламных конструкций устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Соглашения об установлении частных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог в целях установки и эксплуатации рекламных конструкций заключаются по согласованию с органом государственной власти, уполномоченными на предоставление данных земельных участков владельцам автомобильных дорог. Согласно ФЗ от 11.07.2011 № 193-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», до 01.01.2013 владельцы рекламных конструкций, размещенных в границах полос отвода автомобильных дорог, обязаны заключить с владельцами автомобильных дорог соглашения об установлении сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог в целях эксплуатации рекламной конструкции, который по смыслу договорных отношений подразумевает предоставление сервитута за определенную плату. При этом в настоящее время действует ст. 19 ФЗ «О рекламе», согласно которой установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества. В силу пункта 5.1. указанной статьи, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов. Таким образом, возникает вопрос - какое законодательство применяется в случае установки рекламной конструкции? Нужно ли проводить торги для установки рекламной конструкции в полосе отвода или достаточно заключения соглашения о частном сервитуте с владельцем автомобильной дороги? В случае если необходимо и проведение торгов и заключение соглашения об установлении сервитута, двойная оплата не противоречит законодательству? В случае если необходимо только заключение соглашения об установлении сервитута, то каким образом можно получить разрешение на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, учитывая, что такое разрешение выдается на основании договора, заключенного по результатам торгов?

Ответ

Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности возможно только на основе торгов.

Данный вывод следует из п. 5.1 ст. 19 ФЗ от 13.03.2006 № 38-ФЗ, в соответствии с которым, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством РФ.

В Постановление 17 ААС от 17.07.2014 № А71-12688/2013 сделан вывод, что согласно положениям ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции не предполагает переход права владения и пользования в отношении земельного участка. Отношение по размещению средств наружной рекламы оформляется специальным договором — договором на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Таким образом, правоотношения по размещению рекламных конструкций не являются правоотношениями по использованию земельных участков. Учитывая изложенное возможно сделать вывод, что п. 4.1. ст. 25 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации», регулирует предоставление земельных участков в границах полосы отвода автомобильной дороги, но не право на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Таким образом, исходя из анализа данного судебного акта возможно сделать вывод, что допускается взимание платы как за установку и эксплуатации рекламной конструкции, так и за ограниченное использование земельного участка (сервитут). Иная правоприменительная практика, регулирующая данный вопрос не выявлена.

Дополнительно Вы можете ознакомится:

Споры по поводу эксплуатации рекламных конструкций;

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

ПОСТАНОВЛЕНИЕ 17 ААС от 17.07.2014 № А71-12688/2013

«Довод заявителя ответчика об отсутствии у истца полномочий на взыскание платы за размещение рекламной конструкции, поскольку ответчик использовал под размещение рекламной конструкции земельный участок, а истец не является органом, уполномоченным распоряжаться земельными участками, не принимается судом апелляционной инстанции.

Согласно положениям ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции не предполагает переход права владения и пользования в отношении земельного участка. Отношение по размещению средств наружной рекламы оформляется специальным договором — договором на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Таким образом, правоотношения по размещению рекламных конструкций не являются правоотношениями по использованию земельных участков.

Учитывая изложенное отклоняется указание ответчика о применении в спорным правоотношениям п. 4.1. ст. 25 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации», поскольку данный пункт регулирует предоставление земельных участков в границах полосы отвода автомобильной дороги.*

Управление по наружной рекламе и информации Администрации города Ижевска (в связи со сменой наименования — Управление по наружной рекламе и информации Администрации города Ижевска) является функциональным органом — структурным подразделением Администрации города Ижевска и осуществляет управленческие функции в области размещения объектов наружной рекламы и информации в соответствии с полномочиями, установленными положением об Управлении, утвержденнымрешением Городской думы г. Ижевска от 30.10.2007 № 333, Постановлением Администрации г. Ижевска от 22.03.2007 № 137 «О реализации решения Городской думы города Ижевска от 22.12.2006 № 219 „Об утверждении Правил регулирования отношений, возникающих в области размещения объектов наружной рекламы и информации в городе Ижевске“, решением Городской думы г. Ижевска от 22.12.2006 № 219 „Об утверждении Правил регулирования отношений, возникающих в области размещения объектов наружной рекламы и информации в городе Ижевске“.

Таким образом, Управление вправе по результатам проведения мероприятий по контролю в области размещения объектов наружной рекламы и информации в г. Ижевске обращаться в суд с требованиями о взыскании сбереженной платы за незаконное размещение рекламных конструкций».

01.10.2014



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.