Нашей организацией приобретено оборудование

209

Вопрос

Нашей организацией приобретено оборудование. Договор поставки в письменном виде не оформлялся. В процессе эксплуатации выявлены существенные недостатки в работе оборудования. Наша организация обратилась в суд с требованием взыскать денежные средства оплаченные за поставленное оборудование. Суд требования удовлетворил. Решение вступило в законную силу. Возникает вопрос, как действовать нам (покупателю) с оборудованием, самим за свой счет демонтировать, упаковывать и направлять Поставщику, или направить письмо с требованием произвести указанные действия за свой счет в такой то срок и оставить у себя на хранение? Или принять иные меры.

Ответ

: В данном случае, если Поставщик не забирает оборудование (товар), Покупатель вправе реализовать или возвратить его поставщику. Необходимые расходы, понесенные Покупателем в связи с принятием товара на ответственное хранение, реализацией товара или его возвратом продавцу, подлежат возмещению Поставщиком (ст. 514 ГК РФ).

 

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

 

В договоре нет порядка возврата бракованного товара. Покупателю грозят лишние расходы

«Пункт 2 статьи 475 и статья 518 Гражданского кодекса позволяют покупателю не оплачивать бракованный товар, а если он уже оплачен — потребовать возврата денег. Но отсутствие в договоре условия о судьбе товара в подобном случае может обернуться для покупателя издержками.

Сделка

Заключая договор поставки, стороны не прописали подробно процедуру взаимодействия на случай, если покупатель откажется от товара из-за его существенных недостатков. В принципе пункт 2 статьи 475 и статья 518 Гражданского кодекса и так позволяют покупателю не оплачивать бракованный товар, а если он уже оплачен — потребовать возврата денег. Но при отсутствии в договоре условия о судьбе товара в этом случае такой отказ на практике может обернуться для покупателя дополнительными издержками. Возможны также споры с поставщиком относительно того, когда он должен вернуть деньги.

СОВЕТ В ТЕМУ

Покупателю необходимо сохранять доказательства уведомления поставщика об отказе от договора из-за недостатков товара и о том, что он принял товар на хранение.

Иначе суд посчитает, что отказа от договора не было, и может взыскать оплату за поставленный товар (определение Высшего арбитражного суда от 30.09.08 № 12035/08, постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18.01.05 по делу № А19-3901/04-31-Ф02-5714/04-С2).

Риски

Отказавшись от договора на основании пункта 2 статьи 475 Гражданского кодекса, покупатель должен незамедлительно уведомить об этом поставщика, а также обеспечить сохранность товара, то есть принять его на ответственное хранение (п. 1 ст. 514 ГК РФ). Получив такое известие, поставщик обязан вывезти товар или распорядиться им каким-то другим образом в разумный срок. Если поставщик ничего не предпринимает, то покупатель вправе самостоятельно реализовать товар или вернуть его поставщику (п. 2 ст. 514 ГК РФ). Казалось бы, алгоритм действий вполне определенно установлен в Гражданском кодексе. Тем не менее на практике между поставщиком и покупателем часто возникают споры о том, в каком порядке возвращается «отказной» товар и кто оплачивает соответствующие расходы.

Расходы на хранение и транспортировку. Получив уведомление об отказе от договора, поставщик чаще всего не торопится вывозить свой товар. Во-первых, он может надеяться на то, что отказ покупателя от договора необоснован, а значит, возвращать плату и забирать товар не придется. Ведь при судебном разбирательстве покупателю нужно доказать, что недостатки товара действительно имели существенный характер, а это не так-то просто.

Во-вторых, некоторые юристы не связывают между собой нормы статей 475 и 514 Граждан-ского кодекса. В первой из названных норм речь идет об отказе покупателя от договора из-за недостатков товара, а во второй — о последствиях отказа от товара. Якобы к случаю отказа от договора порядок действий, предусмотренный для отказа от товара, не применяется и никакого специального порядка нет. На этом основании поставщики иногда настаивают на том, что покупатель должен самостоятельно и за свой счет вернуть бракованный товар. Эта точка зрения не подтверждается нормами Гражданского кодекса. Отказ покупателя от договора в связи с недостатками товара автоматически предполагает и отказ от товара (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.12.04 по делу № А56-15007/02). Следовательно, в данном случае применяется пункт 1 статьи 514 Гражданского кодекса.

В любом случае если поставщик не забирает свой товар, то покупатель вынужден нести расходы на его хранение — не важно, на своем или арендованном складе. Можно, конечно, доставить товар обратно поставщику, но это тоже дополнительные расходы.

Другой вариант — самостоятельная продажа «отказного» товара — практически неосущест-вим. Во-первых, право на это появляется у покупателя, только если поставщик сам не распорядится товаром в разумный срок. Но какой срок в данном случае можно считать разумным, ни Гражданский кодекс, ни арбитражная практика не раскрывают. Во-вторых, непросто найти желающих купить бракованный товар. А продавать его, скрывая недостатки, опасно. В результате компания может получить от покупателей те же претензии, которые у нее самой возникли к поставщику при приобретении этого товара.

Избавиться от некачественного товара (проще говоря, отправить его на свалку) для покупателя тоже рискованно. Ведь с момента его отказа от договора этот товар фактически возвращается в собственность поставщика, так как сделка купли-продажи расторгается. Следовательно, в случае его утраты или повреждения поставщик вправе предъявить иск о возмещении убытков.

Разумеется, покупатель может потребовать от поставщика компенсацию своих расходов как за хранение товара, так и на его возврат поставщику (п. 3 ст. 514 ГК РФ). Но если поставщик изначально не был настроен на быстрое урегулирование конфликта, то скорее всего для этого потребуется судебное разбирательство. Наконец, есть риск, что к моменту получения решения суда у поставщика просто не будет никаких средств, за счет которых можно взыскать долг. То есть покупатель понесет расходы за свой счет.

Поставщик может воспользоваться ситуа-цией. Зная о том, что покупателю накладно долго держать товар у себя, поставщик может попытаться обернуть эту ситуацию в свою пользу. Например, покупатель обнаружил недостатки товара еще до расчетов и отказался платить. Поставщик товар сразу не вывез, и покупатель от него избавился. Спустя длительный срок после отказа от товара поставщик неожиданно может выразить желание все-таки его забрать. На обращение в суд с иском об истребовании товара у него есть три года с того момента, когда он узнал об отказе покупателя от договора (постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 23.09.02 по делу № А68-140/4-02). Поставщик может надеяться как раз на то, что товара у покупателя уже нет и он вынужден будет признать этот факт. Тогда поставщик вправе заявить о компенсации убытков в денежной форме. Таким образом, он фактически может вынудить покупателя платить за неликвидный товар (постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.07.07 по делу № А43-15742/2006-22-331).

Очевидно, что поставщик действует недобросовестно, заявляя требование о возврате товара так нескоро. Но, к сожалению, невозможно гарантировать, что суд расценит это как злоупотребление правом и откажет ему в иске (п. 1 и 2 ст. 10 ГК РФ). Арбитражной практики, где покупатель успешно применил бы статью 10 Гражданского кодекса, пока нет.

Если же к моменту обнаружения недостатков товара покупатель уже оплатил его, то поставщик может долго тянуть с возвратом денег под предлогом того, что он еще не получил назад свой товар. Его цель — выиграть время в расчете на то, что Гражданский кодекс не устанавливает точный срок для возврата оплаты покупателю. Правда, суды невозврат товара как основание для задержки платежа не принимают (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 24.07.07 по делу № КГ-А40/6552-07, Северо-Западного округа от 06.06.05 по делу № А21-5189/03-С2). Но для покупателя судебное разбирательство означает потерю времени и все те же расходы на хранение бракованного товара.

ВОПРОС В ТЕМУ

Какие недостатки товара позволяют покупателю отказаться от договора?

Существенные недостатки товара и только при условии, что поставщик, получив сообщение о них, немедленно не поменял товар на качественный (п. 1 ст. 518 ГК РФ). Существенными считаются недостатки, которые носят неустранимый характер или от них нельзя избавиться без несоразмерных расходов, или они выявляются неоднократно, проявляются вновь после их устранения и т. д. (п. 2 ст. 475 ГК РФ).

Меры предосторожности

Лучше еще при заключении договора детально прописать в нем порядок действий на случай отказа покупателя от договора в связи с сущест-венными недостатками товара. Это поможет избежать споров с поставщиком относительно процедуры возврата товара и уплаченных за него денег. В частности, можно установить конкретный срок, в течение которого поставщик должен вернуть деньги. Проще всего в течение определенного периода времени после получения уведомления покупателя об отказе от договора (например, в течение недели). И установить неустойку за просрочку возврата платежа. Если компания-поставщик не собирается ликвидироваться и не находится на грани банкротства, это будет для нее стимулом рассчитаться побыстрее. Такое условие также исключит спор о том, когда нужно перечислять деньги — только после фактического возврата товара или не дожидаясь его.

Также в договоре можно прямо закрепить обязанность поставщика забрать товар, если покупатель от него отказался. И установить срок для вывоза товара поставщиком, при нарушении которого покупатель не обязан обеспечивать сохранность товара."

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль