В собственности организации А находится земельный участок и участок железнодорожного пути

1118

Вопрос

В собственности организации А находится земельный участок и участок железнодорожного пути. Собственник соседнего земельного участка Б осуществляет производственную деятельность, отгружает товар по железной дороге и постоянно нуждается в использовании пути, принадлежащем А. Иного ж/д пути, подходящего к участку Б, не существует. За возможность проезда поезда через свой участок по своему ж/д пути А требует от Б оплату, которая в 90 раз превышает соответствующую услугу РЖД. Правомерно ли установление столь высокой цены за проезд вагона? Существуют ли правовые механизмы воздействия на А с тем, чтобы Б имел возможность пользоваться ж/д проездом по адекватной стоимости?

Ответ

: В рассматриваемом случае способом защиты права может служить предъявление иска об обязании заключить договор пользования подъездным железнодорожным путем необщего пользования с согласованным договорным условием о размере платы (см. Постановление 19 ААС от 28.09.2012 № А48-3661/2011) или иска об урегулировании разногласий по проекту договора о пользовании железнодорожным путем необщего пользования (см. Постановление 14 ААС от 27.09.2011 № А05-13914/2010).

 

Правовое основание использования ж/д путей необщего пользование является договор, в котором должны определяться все существенные условия, права и обязанности сторон. Если в заключенном между сторонами договоре обязанность сторон по обслуживанию и ремонту путей не оговорена, в отсутствии расчета и фактических документов подтверждающих проведение данных работ требование собственника ж/д путей нельзя признать правомерным, т.к. в данном случае он может неосновательно обогатиться за счет собственника земельного участка.

Правила эксплуатации путей необщего пользования регулируются Приказом МПС РОССИИ от 18.06.2003 № 26 и главой IV Устава железнодорожного транспорта РФ.

Правовая позиция, обязательная для применения арбитражными судами РФ по вопросу использования ж/д путей необщего пользования выражена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 16.02.2010 № 13138/09.

В соответствии со статьей 60 Устава Железнодорожного транспорта РФ, отношения между контрагентом и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, регулируются заключенным между ними договором.

Согласно статье 64 Устава между названными лицами могут заключаться договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов.

Данные правила Устава не запрещают заключения соответствующих договоров между владельцами железнодорожных путей необщего пользования, не примыкающих к железнодорожным путям общего пользования.

Таким образом, правовые основания пользования ж/д путями между контрагентами должны регулироваться договором. В отсутствии договора, владелец ж/д пути формально может отказать в пользовании ж/д путем.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 3 постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 № 30 , заключение договоров, связанных с обслуживанием контрагентов, имеющих на железнодорожном пути необщего пользования свои склады, погрузочно-разгрузочные площадки либо примыкающие к железнодорожным путям владельца этих путей свои железнодорожные пути, является обязанностью как этих сторон, контрагентов, так и перевозчика, если перевозчик обслуживает железнодорожный путь необщего пользования своим локомотивом. Контрагенты могут быть освобождены от обязанности заключить договор, если докажут, что они не осуществляют и не будут осуществлять работы, связанные с погрузкой и выгрузкой грузов в свои склады и на своих подъездных путях и их перевозкой.

По общему правилу пользование чужим имуществом происходит на возмездной основе, в порядке и на условиях установленных сторонами.

Так к примеру, относительно определения стоимости неоплаченных услуг за пользование ж/д путем необщего пользования без договора, в Постановлении ФАС СКО от 28.01.2010 № А53-4066/2009 указано следующее: «...В целях подтверждения стоимости аналогичных услуг общество представило договоры, заключенные с другими юридическими лицами, эксплуатирующими подъездной путь № 12 (ООО „Ростовский зерновой терминал“, ООО „Агро — Индустриальная корпорация Астон“, ОАО „ПО Водоканал г. Ростов-на-Дону“, ООО „Северо-Кавказское логистическое предприятие“, ОАО „Компания Росавто“). Цена в данных договорах определена исходя из объемов пользования и в соответствии с установленным обществу Республиканской службой по тарифам предельным тарифом на оплату услуг по предоставлению третьим лицам принадлежащего обществу пути необщего пользования. Наличие установленного истцу тарифа не препятствовало определению размера подлежащей взысканию с ответчика платы по правилам статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации...».

Таким образом, на основе анализа судебной практики и нормативных положений, можно сделать вывод, что если есть необходимость организовать проезд по железнодорожным путям, нужно обратиться к собственнику, с предложением заключить договор на их эксплуатацию. И только получив отказ, можно обращаться в суд об обязании заключить договор на оказание услуг по предоставлению железнодорожных путей необщего пользования. Предъявление иска об установлении сервитута не соответствует правовой позиции выраженной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 16.02.2010 № 13138/09.

Использование путей необщего пользования по общему правилу должно происходить на платной основе, на условиях и в порядке согласованным с собственником сторон. Использование ж/д путями без договора на безвозмездной основе может являться основанием для предъявления иска собственника ж/д путей о взыскании неосновательного обогащения.

Однако необходимо отметить, что в судебной практике нет единообразия в толковании арбитражными судами норм права в вопросе пользования чужими железнодорожными путями необщего пользования.

Так в Постановлении ФАС СЗО от 27.12.2007 № А26-2458/2007 суд отказал в удовлетворении требования об установлении условий ограниченного пользования подъездными железнодорожными путями, поскольку истец может обеспечить потребности в проезде на принадлежащий ему железнодорожный путь в порядке, предусмотренном ст.60 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», и он не заявлял требование о заключении договора, связанного с обслуживанием контрагентов. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.01.2013 №№ 10728/12, президиум ВАС РФ отказал в удовлетворении заявления о понуждении заключить договор на оказание услуг по предоставлению железнодорожных путей необщего пользования, поскольку стороны не достигли соглашения о заключении договора на оказание услуг, следовательно, этот договор не может заключаться в обязательном порядке. В Постановлении ФАС ВСО от 07.05.2008 № А78-6341/2006 судебные инстанции пришли к выводу о возможности установлении сервитута за пользованием чужого ж/д пути.

Все же, правовая позиция, согласующая с Постановлением Президиума ВАС РФ от 16.02.2010 № 13138/09, приводится в Постановлении ФАС СКО от 12.03.2010 № А53-6884/2009, где арбитражный суд, установив, наличие существенных условий, необходимых для заключения договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования в договоре, обязал владельца ж/д путей заключить договор на предложенных обществом условиях. Данный вывод также изложен и в Постановлении ФАС СЗО от 30.07.2007 № А56-3049/2004.

Следует отметить, в случае спорных вопросов с собственником ж/д путей, действующим законодательством предусмотрен судебный порядок урегулирования разногласий при заключении договоров на эксплуатацию ж/д путей необщего пользования (см.Постановление ФАС ЦО от 08.10.2013 №А35-13021/2012, Постановление ФАС ЗСО от 25.04.2013 №А27-12499/2012, Постановление ФАС ВСО от 22.05.2012 №А33-7114/2011).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

ФЗ от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»

"Статья 55. Отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.

При отсутствии у владельца железнодорожного пути необщего пользования локомотива подача и уборка вагонов, маневровая работа на таком железнодорожном пути осуществляются локомотивом, принадлежащим перевозчику.

Статья 56. Подача и уборка вагонов, маневровая работа для грузоотправителей, грузополучателей, имеющих склады и погрузочно-разгрузочные площадки на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих владельцу инфраструктуры, регулируются договорами на подачу и уборку вагонов, заключаемыми перевозчиками с грузоотправителями, грузополучателями.

Подача и уборка вагонов для грузоотправителей, грузополучателей, не имеющих складов и погрузочно-разгрузочных площадок на не принадлежащих им железнодорожных путях необщего пользования, осуществляются по договору соответственно между грузоотправителями, грузополучателями, перевозчиком и владельцем такого железнодорожного пути необщего пользования. Данный договор устанавливает порядок подачи и уборки вагонов, плату за пользование вагонами, взаимную ответственность сторон.

Статья 57. При направлении грузов в порты в непрямом смешанном сообщении грузоотправители в перевозочных документах указывают наименования порта и грузополучателя.

Отношения по поводу эксплуатации железнодорожных путей в порту, подачи и уборки вагонов регулируются соответствующими договорами, заключаемыми перевозчиком и портом.

Подача и уборка вагонов для грузоотправителей, грузополучателей в портах осуществляются локомотивом, принадлежащим порту на праве собственности или на ином праве, с передачей вагонов, контейнеров порту на железнодорожных выставочных путях (железнодорожных путях, на которых выполняются технологические операции, связанные с передачей вагонов, контейнеров) в соответствии с договорами на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, договорами на подачу и уборку вагонов.

Статья 58. Договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов должны учитывать технологию функционирования железнодорожной станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технологию функционирования железнодорожного пути необщего пользования, а в соответствующих случаях единые технологические процессы, порядок разработки и утверждения которых устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Указанными договорами устанавливаются порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, а также технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов. Порядок разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

В случаях, если по прибытии составов или групп вагонов (груженых или порожних) грузоотправители, грузополучатели или обслуживающий грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владелец железнодорожного пути необщего пользования выполняют своими средствами технологические операции, которые являются обязанностью перевозчика, время на выполнение этих операций не включается в оплачиваемое время пользования вагонами. Продолжительность этих операций оговаривается в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или в договоре на подачу и уборку вагонов.

За работу локомотивов, принадлежащих перевозчикам, по подаче и уборке вагонов перевозчиками взимается сбор с грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования по договору, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Статья 59. Охрана на железнодорожных путях необщего пользования груженых вагонов и находящихся в них грузов, а также порожних вагонов обеспечивается принявшей стороной и за ее счет.

Статья 60. Отношения между контрагентом (контрагент — грузоотправитель или грузополучатель, а также владелец железнодорожного пути необщего пользования, который в пределах железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего иному лицу, владеет складом или примыкающим к указанному железнодорожному пути своим железнодорожным путем необщего пользования) и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, регулируются заключенным между ними договором.

При обслуживании контрагента локомотивами, принадлежащими владельцу железнодорожного пути необщего пользования, внесение перевозчику платы за пользование вагонами, контейнерами за время их нахождения у контрагентов осуществляется владельцем железнодорожного пути необщего пользования, если иное не установлено договором между перевозчиком, владельцем железнодорожного пути необщего пользования и контрагентом.

Отношения между контрагентом и перевозчиком при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивами, принадлежащими перевозчику, регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов. Указанные договоры могут быть заключены только при согласии владельца железнодорожного пути необщего пользования.

Статья 61. Учет времени нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования осуществляется номерным способом (номерной способ — учет времени нахождения вагона, контейнера по их номерам).

Статья 62. Вносимая в соответствии со статьей 39 настоящего Устава грузоотправителями, грузополучателями перевозчику плата за пользование вагонами, контейнерами в случае подачи их на железнодорожные пути необщего пользования локомотивами, принадлежащими перевозчику, исчисляется с момента фактической подачи вагонов, контейнеров к месту погрузки, выгрузки грузов до момента получения перевозчиком от грузоотправителей, грузополучателей уведомления о готовности вагонов, контейнеров к уборке.

Владельцами железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающими грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, вносится перевозчику плата за пользование вагонами, контейнерами, которая исчисляется с момента передачи вагонов, контейнеров владельцам железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожных выставочных путях до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути. При этом в оплачиваемое время не включается технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест и установленное договорами на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов. В этом случае грузоотправители, грузополучатели компенсируют владельцу железнодорожного пути необщего пользования перечисленную этим владельцем перевозчику плату.

Порядок передачи вагонов, контейнеров на железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные выставочные пути и их возвращения обратно, а также место такой передачи устанавливается договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов.

В случае обслуживания грузоотправителей, грузополучателей локомотивами, принадлежащими владельцам железнодорожных путей необщего пользования, операции по передаче вагонов выполняются между перевозчиками и владельцами железнодорожных путей необщего пользования. Владельцы железнодорожных путей необщего пользования вступают в эти отношения на основании полномочий, переданных им грузоотправителями, грузополучателями в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При получении полномочий владелец железнодорожного пути необщего пользования обязан предоставить перевозчику доверенность, выданную грузоотправителем, грузополучателем.

Грузоотправители, грузополучатели, перевозчики, иные юридические лица и индивидуальные предприниматели без разрешения владельцев не вправе использовать вагоны, контейнеры для перевозок грузов. За несоблюдение указанных требований виновная сторона несет ответственность в соответствии со статьей 99 настоящего Устава.

За задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 настоящего Устава.

Статья 63. Владелец инфраструктуры и перевозчик с согласия грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования в соответствии с договорами могут использовать за плату, в том числе для проведения маневровых работ и временного размещения вагонов, принадлежащий им железнодорожный путь необщего пользования, а также принадлежащий владельцу инфраструктуры и расположенный на территории грузоотправителя или грузополучателя железнодорожный путь необщего пользования. При использовании такого пути без указанного согласия владельцы инфраструктур и перевозчики несут ответственность в размере, равном установленному статьей 99 настоящего Устава размеру ответственности за использование вагонов без согласия владельцев.

Статья 64. Взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов.

Договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов заключаются не более чем на пять лет.

При перезаключении договоров до разрешения спорных вопросов все отношения регулируются ранее заключенными договорами при наличии соответствующего соглашения сторон о продлении срока действия ранее заключенных договоров.

Договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов предусматривается порядок изменения условий этих договоров до истечения срока их действия в случае изменений технического оснащения либо технологии работы железнодорожной станции или железнодорожных путей необщего пользования.

В случае изменения владельца железнодорожного пути необщего пользования или грузоотправителя, грузополучателя, имеющих склады и погрузочно-разгрузочные площадки на железнодорожном пути необщего пользования, принадлежащем владельцу инфраструктуры, заключается новый договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договор на подачу и уборку вагонов.

Разногласия в отношении договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоров на подачу и уборку вагонов рассматриваются и разрешаются сторонами таких договоров.

При недостижении согласия споры рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации*".



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.