есть компания правообладателя киносценария

90

Вопрос

есть компания правообладателя киносценария. Есть инвестор, который хочет заказать производство фильма. Компания правообладателя сценария готова продать сценарий за небольшую сумму при условии, инвестор закажет именно у нее производство фильма. Какие условия в договоре могут защитить компанию правообладателя сценария?

Ответ

: Наиболее целесообразно условия о передаче исключительных прав на сценарий прописать в договоре на создание фильма. Предметом договора будет создание компанией фильма с определенными характеристиками и передача всех прав на него заказчику (инвестору). За это заказчик обязуется выплатить исполнителю вознаграждение.

 

Имеются риски того, что инвестор откажется от заключения договора на производство фильма, если договор об отчуждении исключительного права на сценарий (ст. 1234 ГК РФ) будет заключен раньше.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

 

В договоре с кинокомпанией прописываются даже требования к деталям съемочного реквизита

«— Расскажите о работе с интеллектуальной собственностью. Почему основная часть юристов задействована именно в этом отделе?

— Продюсерская деятельность напрямую связана с интеллектуальной собственностью. Это три основных блока: сценарная работа, производственная работа и дистрибуция. Сначала RWS приобретает исключительные права на использование литературных материалов. Для этого мы заключаем договоры авторского заказа на создание сценариев, синопсисов, переработку литературных произведений. По этим договорам исключительные права на произведения переходят к RWS. Затем мы заключаем договоры заказа производства фильмов, по которым поручаем кинокомпании-производителю осуществить комплекс работ по созданию определенного фильма с отчуждением исключительных прав на него RWS. Это смешанные договоры, содержащие элементы подряда и авторского заказа.* Когда продукт готов, мы переходим к его дистрибуции, то есть по лицензионному договору предоставляем телеканалу право на сообщение фильма в эфир и по кабелю, определяя при этом срок действия лицензии и количество показов. Иногда бывает, что цепочка договоров, наоборот, начинается с договора, заключаемого с телеканалом: телеканал заказывает RWS производство фильма, одновременно получая лицензию на его использование, а RWS затем перезаказывает производство кинокомпании.

— Что требует наибольшего внимания при заключении всей этой цепочки договоров?

— Продюсерской компании всегда принципиально важно получить от киностудии полностью «очищенные» исключительные права на аудиовизуальное произведение без риска будущих претензий.* Потому что, как только фильм появится в эфире, лица, считающие себя правообладателями, предъявят свои претензии телеканалу, а телеканал в порядке регресса переадресует их продюсеру. Гипотетически мы можем предъявить претензии кинокомпании. Но если телеканал регулярно получает претензии, это грозит продюсеру слишком большими репутационными рисками. При этом каждый фильм как аудиовизуальное произведение имеет сложный состав. Значительный творческий вклад в его создание помимо режиссера, композитора и актеров вносят оператор, режиссер монтажа, художник-постановщик. Иногда в одно аудиовизуальное произведение включаются фрагменты других произведений, у которых тоже есть свои правообладатели (например, в художественный фильм включаются отрывки из документального фильма). Поэтому договоры с кинокомпаниями у нас достаточно объемные — чтобы обеспечить чистоту всей цепочки передачи прав, в них нужно предусмотреть очень много важных моментов.

— Каких, например?

— Например, условия о том, что RWS контролирует процесс производства фильма на каждой стадии, включая юридические вопросы. Договоры со всеми лицами, которые вносят свой творческий вклад в создание фильма, заключает кинокомпания. Но она обязана использовать только те формы, которые разработали мы. Цепочка передачи прав строится следующим образом: от создателей фильма (творческого персонала) права переходят к кинокомпании, а от нее — к RWS. Для гарантии чистоты прав, передаваемых нам кинокомпанией, мы должны быть уверены в тех договорах, по которым она сама получает эти права. Более того, кинокомпания обязана подтвердить факт заключения договоров с творческим персоналом, а также передать документы, подтверждающие, что эти лица получили оплату. В договоре с кинокомпанией прописываются даже такие на первый взгляд мелкие вопросы, как требования к некоторым деталям съемочного реквизита. Например, если по сюжету фильма в кадре присутствует включенный телевизор, то показывать он может только продукт RWS. Только в этом случае мы гарантированно защищены от претензий третьих лиц по поводу нелицензионного использования их продуктов. Если в кадре должна появиться какая-то фотография, то на ее использование нужно оформить разрешение не только правообладателя (фотографа, фотобанка), но и лица, изображенного на фото. Это предусмотрено в статье 152.1 Гражданского кодекса. Не зная этих особенностей, реквизиторы кинокомпании могут взять подходящую фотографию, например, из итернета, а мы в будущем получим претензию от правообладателя или от изображенного на фотографии человека. Такая ситуация у нас однажды случилась, и именно после этого стало очевидно, что в договоре нужно особо прописывать этот вопрос."



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.