• Главная страница
  • » Ответы на вопросы
  • » Мы составили 2 акта (от 18.08.14 и 25.08.2014) о несоответствии товаров, поставленных ООО, условиям Договора поставки об ассортименте и написали Требование (претензию) заменить товары, не соответствующие заявленному ассортименту, товарами в ассортименте,

Мы составили 2 акта (от 18.08.14 и 25.08.2014) о несоответствии товаров, поставленных ООО, условиям Договора поставки об ассортименте и написали Требование (претензию) заменить товары, не соответствующие заявленному ассортименту, товарами в ассортименте,

311

Вопрос

Мы составили 2 акта (от 18.08.14 и 25.08.2014) о несоответствии товаров, поставленных ООО , условиям Договора поставки об ассортименте и написали Требование (претензию) заменить товары, не соответствующие заявленному ассортименту, товарами в ассортименте, предусмотренном Договором. Итак, я представляю интересы ООО . Ситуация следующая: Мы с 2009 года работаем с ООО , заключен Договор поставки на полиграфическую продукцию. ООО - Поставщик, ООО - Покупатель. Поставщик поставлял нам продукцию - полотно материал из ПЭмол с печатью "Молоко 3,2%" . 24.02.2014 была утверждена новая печатная форма (макет). 29.07.2014 была подписана спецификация на поставку очередной партии продукции. Однако, продукция нам пришла по старой печатной форме. (1-я партия - 16 августа 2014г., 2-я партия - 23 августа 2014г., это еще не вся поставленная продукция). Не знаю, по какой причине они допустили такую оплошность, но нас такая продукция не устраивает, мы бы хотели чтобы Поставщик, обменял нам продукцию на ту что мы заказывали, т.е. по новому утвержденному макету. Ко всему прочему, мы 31.07.2014 г. сделали предоплату - 50% от суммы заказа. Какой алгоритм действий в данной ситуации мы должны совершить? Если Поставщик откажется выполнить наши требования (пока мы просим заменить продукцию), что будет следующим шагом? Какой срок по претензиям (в Договоре не оговорено)? В какой форме должно быть претензионное письмо?

Ответ

: Следующим шагом может быть претензия о возврате предоплаты. При передаче продавцом предусмотренных договором купли-продажи товаров в ассортименте, не соответствующем договору, покупатель вправе отказаться от их принятия и оплаты, а если они оплачены, потребовать возврата уплаченной денежной суммы (п. 1 ст. 468 ГК РФ). Срок исполнения требований должен быть указан в претензии.

 

При составлении претензии можно воспользоваться следующим планом:

  • наименование адресата — поставщика;
  • указание на нарушение требований об ассортименте и (или) комплектности товара;
  • четко выраженные притязания (требования) к исполнителю;
  • обоснование соответствующим нормативным материалом;
  • срок исполнения;
  • уведомление о возможном предъявлении иска в суд;
  • подпись руководителя юридического лица либо индивидуального предпринимателя (уполномоченного им лица) — покупателя.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

 

Как предъявить претензии, если поставщик нарушил условия об ассортименте или комплектности товара

"На практике встречаются ситуации, когда поставщики по тем или иным причинам передают покупателю товар, который не соответствует требованиям об ассортименте и (или) комплектности. Чтобы покупатель смог доказать указанные нарушения и предъявить поставщику претензии, нужно соблюдать определенные правила.

Порядок предъявления претензий

Если в ходе приемки товара покупатель обнаружил, что поставщик нарушил условия об ассортименте или комплектности товара, то стоит предъявить требования, установленные в договоре или законе (подробнее см. Последствия нарушения условия об ассортименте товара* и Последствия передачи некомплектного товара по договору поставки).

Для этого в первую очередь необходимо известить поставщика о нарушении условий договора об ассортименте и (или) комплектности. Это нужно сделать в срок, предусмотренный законом, иными правовыми актами или договором. Если такой срок не установлен, то нужно известить в разумный срок после того, как нарушение должно было быть обнаружено исходя из характера и назначения товара (п. 1 ст. 483 и п. 1 ст. 513 ГК РФ).*

Совет

Покупателю в извещении имеет смысл сразу указать свои требования, то есть указать, какой способ защиты своих прав из числа предоставленных законом и договором покупатель выбрал. Это связано со следующим.

1. Если покупатель планирует отказаться от товара, который был поставлен с нарушением условия об ассортименте, то это нужно сделать в разумный срок. Иначе:

  • товары, которые не соответствуют условию договора поставки об ассортименте, будут считаться принятыми (п. 4 ст. 468 ГК РФ),
  • и покупатель будет обязан их оплатить по цене, согласованной с продавцом, или по цене, которая в момент заключения договора при сравнимых обстоятельствах обычно взималась за аналогичные товары (если продавец не принял необходимых мер по согласованию цены в разумный срок) (п. 5 ст. 468 ГК РФ).

Указанные правила применяются, если иное не предусмотрено договором поставки (п. 5 ст. 454 и п. 6 ст. 468ГК РФ). См., например, постановление ФАС Московского округа от 20 апреля 2009 г. № КГ-А41/2944-09 по делу № А41-12634/08.

2. В случае с некомплектностью товара это позволит расширить права покупателя. Однако это касается только случая, если он сначала потребует доукомплектовать товар в разумный срок (а не соразмерно уменьшить покупную цену, что также является его правом согласно п. 1 ст. 480 ГК РФ). Если поставщик откажется доукомплектовать товар, то покупатель сможет:

  • приобрести непоставленные товары у других лиц и отнести на поставщика все необходимые и разумные расходы на их приобретение;
  • потребовать замены некомплектного товара на комплектный;
  • отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.

См. примерные формы извещений о нарушении условий договора о комплектности и ассортименте товара (для случаев, когда ассортимент части товара соответствует договору и когда все товары поставлены в ассортименте, не соответствующем договору*).

Если покупатель отказывается от товаров, то их нужно принять на ответственное хранение и незамедлительно (как только это окажется возможным) известить обо всем поставщика (п. 1 ст. 514 ГК РФ). Если не направить извещение, то такая приемка будет считаться принятием товара без возражений.

См. примерные формы уведомлений об отказе от товаров, ассортимент которых не соответствует условию договора поставки, и о принятии их на ответственное хранение (для случаев, когда ассортимент части товара соответствует договору и когда все товары поставлены в ассортименте, не соответствующем договору), а также таблицу В каких случаях покупатель может отказаться от принятия товара по договору поставки и мастер Можно ли отказаться от принятия товара по договору поставки без отказа от его исполнения.

Если покупатель (получатель) принимает товары от транспортной организации, то нужно соблюдать также правила, которые предусмотрены законами и иными правовыми актами, регулирующими деятельность транспорта (п. 3 ст. 513 ГК РФ). Если этого не выполнить, то возникнут трудности с предъявлением поставщику претензии. Последний же в свою очередь сможет потребовать оплаты товаров в полном объеме.

Пример из практики: суд взыскал с покупателя сумму, на которую тот соразмерно уменьшил покупную цену, так как покупатель не представил доказательства некомплектности товара, не составил документы, которые предусмотрены Уставом железнодорожного транспорта РФ и не известил продавца о некомплектности

Представитель покупателя во время приемки товара обнаружил его некомплектность. Поставщик при этом сразу же предложил доукомплектовать товар. Можно ли отказаться от этого предложения и потребовать соразмерного уменьшения покупной цены (131,1472)

После того как покупатель известит поставщика о ненадлежащем исполнении договора поставки, он сможет обратиться за защитой своих интересов в суд.* При этом нужно учитывать срок исковой давности, который равен трем годам (ст. 196 ГК РФ). Конечно, пропуск срока исковой давности не мешает покупателю обратиться с требованием о защите своего нарушенного права. Но если поставщик заявит о пропуске этого срока, заказчику будет отказано в иске.

Для договора поставки Гражданским кодексом РФ не установлен обязательный претензионный порядок урегулирования споров. Однако суд может оставить исковое заявление без движения и предоставить истцу срок для устранения недостатков, если претензионный порядок предусмотрен договором (ч. 5 ст. 4 АПК РФ).

Кроме того, предъявление претензии позволит предотвратить будущий спор и оперативно удовлетворить требования покупателя (полностью или в части). Однако если в извещении покупатель уже изложил свои требования, а поставщик их проигнорировал, то имеет смысл сразу обратиться в арбитражный суд.

Совет

Часто в доставке товара участвуют фирмы-перевозчики либо организации, оказывающие транспортно-экспедиторские услуги. В таких случаях покупателю, обнаружившему нарушения условий об ассортименте или комплектности товара, целесообразно предъявить претензии не только поставщику, но и организациям, которые занимались доставкой.

Если покупатель обратится в суд с иском к поставщику и при этом не направит претензии перевозчику (или экспедитору), и суд откажет в удовлетворении иска, то есть вероятность, что суд впоследствии откажет и в иске к перевозчику (или экспедитору). Это связано с тем, что покупатели в таких ситуациях часто пропускают срок исковой давности (или срок на предъявление претензии) по требованиям, вытекающим из договоров перевозки (или транспортной экспедиции).

Обоснование

Кроме того, направление претензии перевозчику (экспедитору) будет полезно следующим.

1. Ответ на такую претензию можно использовать как дополнительный аргумент в споре с поставщиком, если последний будет возражать против требований покупателя. В таком случае увеличивается вероятность разрешения спора без обращения в суд.

2. Если дело все-таки дойдет до суда, то наличие доказательств вручения претензии перевозчику (экспедитору) позволит без труда привлечь его к участию в деле в качестве соответчика.

Содержание претензии

В претензии нужно изложить требования, которые:

  • покупатель имеет право предъявить поставщику. Они могут быть установлены в договоре поставки или законодательстве (подробнее см. Последствия нарушения условия об ассортименте товара и Последствия передачи некомплектного товара по договору поставки). Например, нельзя обязать поставщика поставить товар надлежащего ассортимента, так как такое право не предоставлено покупателю (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29 августа 2011 г. по делу № А75-11102/2010);
  • в последующем будут включены в исковое заявление. Это особенно важно, если договором предусмотрен претензионный порядок урегулирования спора, так как иначе суд может оставить исковое заявление без рассмотрения.

При этом покупателю нужно обратить внимание на свои права в случае некомплектности товара. Как уже было указано выше, они отличаются в зависимости от того, в первый раз покупатель их заявляет или нет.*

Свои требования покупателю необходимо обосновать. При этом в первую очередь нужно сослаться на условия договора поставки об ассортименте и комплектности товара, если таковые есть. Нарушение комплектности можно также обосновать несоответствием товара требованиям закона, иных правовых актов либо обычно предъявляемым требованиям (п. 1 ст. 519 ГК РФ).

Поставщик передал партию товара, часть которого не соответствует предполагаемому ассортименту, а часть некомплектна. Можно ли предъявить поставщику претензии, если стороны в договоре поставки не установили никаких требований ни к ассортименту, ни к комплектности товара

Совет

При составлении претензии можно воспользоваться следующим планом:

  • наименование адресата — поставщика;
  • указание на нарушение требований об ассортименте и (или) комплектности товара;
  • четко выраженные притязания (требования) к исполнителю;
  • обоснование соответствующим нормативным материалом;
  • срок исполнения;
  • уведомление о возможном предъявлении иска в суд;
  • подпись руководителя юридического лица либо индивидуального предпринимателя (уполномоченного им лица) — покупателя.

К претензии необходимо приобщить документы, обосновывающие предъявленные требования, в противном случае она не подлежит рассмотрению.*"



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.