• Главная страница
  • » Ответы на вопросы
  • » Договорная работа
  • » Как с 01 сентября 2014г. обществу с ограниченной ответственностью работать с контрагентами, которые с 1 сентября 2014года должны переименовать свою организационно-правовую форму, какая ответственность и последствия возникнет у общества с ограниченной отве

Как с 01 сентября 2014г. обществу с ограниченной ответственностью работать с контрагентами, которые с 1 сентября 2014года должны переименовать свою организационно-правовую форму, какая ответственность и последствия возникнет у общества с ограниченной отве

209

Вопрос

Как с 01 сентября 2014г. обществу с ограниченной ответственностью работать с контрагентами, которые с 1 сентября 2014года должны переименовать свою организационно-правовую форму, какая ответственность и последствия возникнет у общества с ограниченной ответственностью если будет работать с контрагентами не поменявшими свою организационно-правовую форму в соответствии с требованиями законодательства.

Ответ

Никакой ответственности и никаких последствий, продолжаете работать также. Объясняется это тем, что приведение уставных документов в соответствие с Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ будет возможно проводиться после 01.09.2014 и не облагается госпошлиной (пункт 11 статьи 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ). Учредительные документы, созданных до дня вступления в силу Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ, подлежат приведению в соответствие при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц (пункт 7 статьи 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ). О том, как подготовиться к изменениям в ГК РФ, читайте в рекомендации ниже.

 

Федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ вносит изменения в Главу 4 ГК РФ. ООО следует проанализировать положения действующего устава на предмет соответствия положениям статья 53.1, 54, 61, 62, 63, 64, 64.1, 65.1, 67, 67.1 89, 94, пункту 3 статьи 66.3 ГК РФ, которые вступят в силу с 01.09.2014 (пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ).

ООО наименование на «непубличное» не меняет (пункт 2 статьи 66.3 и статья 87 ГК РФ в редакции Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Как подготовиться к изменениям в нормах о юридических лицах, вступающим в силу 1 сентября 2014 года.

«С 1 сентября 2014 года вступят в силу изменения, касающиеся положений о юридических лицах. Такие изменения в Гражданский кодекс РФ внесет Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Закон № 99-ФЗ).

В связи с этим у большинства юристов возникает вполне закономерный вопрос: нужно ли что-либо делать уже сейчас (т. е. до 1 сентября 2014 года), чтобы на дату вступления в силу новых правил деятельность юридического лица соответствовала закону*.

На первый взгляд, ответ может показаться достаточно простым: сейчас в большинстве случаев никаких обязательных действий совершать не надо. В частности, не требуется заранее приводить учредительные документы в соответствие с новыми правилами (это может понадобиться сделать лишь после 1 сентября), а также не нужно перерегистрировать организации и направлять какие-либо специальные уведомления в регистрирующий орган. Исключения возможны лишь в отношении некоторых некоммерческих организаций.

Основной принцип, касающийся нововведений, сводится к следующему: те действия, которые учредители (участники) юридического лица совершают до 1 сентября 2014 года (создают или ликвидируют организацию, вносят изменения в устав и т. д.), регулируются нынешним законодательством; правоотношения, которые возникнут со 2 сентября, будут регулироваться новыми правилами (ч. 3 ст. 3 Закона № 99-ФЗ).

Внимание! (167,2326) В понедельник, 1 сентября 2014 года, лучше не совершать никаких действий, которые по-разному регулируются старой и новой редакциями главы 4 Гражданского кодекса РФ.

Часть 3 статьи 3 Закона № 99-ФЗ содержит юридическую неточность*:

  • новая редакция Гражданского кодекса РФ применяется к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу Закона № 99-ФЗ (т. е. после 1 сентября 2014 года);
  • к правоотношениям, возникшим до этого дня, новые правила не применяются (за исключением ситуации, когда права и обязанности по таким правоотношениям возникают после 1 сентября 2014 года).

Таким образом, норма содержит лишь формулировки «после дня вступления» и «до дня вступления». Неясно, какими правилами необходимо руководствоваться, если правоотношение возникло в день вступления в силу Закона № 99-ФЗ, то есть непосредственно 1 сентября 2014 года.

С одной стороны, из текста нормы (при ее буквальном прочтении) следует, что новые правила нужно учитывать не с 1, а только со 2 сентября.

С другой стороны, непонятно, почему в день, когда новая редакция Гражданского кодекса РФ уже действует (1 сентября), должны применяться старые правила.

Похожая ситуация была в 2013 году в связи с внесением поправок в положения Гражданского кодекса РФ о договоре аренды. Тогда из разъяснений Пленума ВАС РФ следовало: если новые правила применяются после того дня, как закон вступает в силу, то на правоотношения, возникшие непосредственно в день вступления в силу, эти правила не распространяются.

Обоснование

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 302-ФЗ) предусматривал следующее:

  • этот закон вступает в силу с 1 марта 2013 года, за исключением отдельных положений (ч. 1 ст. 2);
  • правила о государственной регистрации договоров аренды недвижимости не подлежат применению к договорам аренды, заключаемым после дня вступления в силу этого закона (ч. 8 ст. 2).

Федеральный закон от 4 марта 2013 г. № 21-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Закон № 21-ФЗ) внес поправку в часть 8 статьи 2 Закона № 302-ФЗ. В итоге получилось, что договоры аренды недвижимости все-таки необходимо регистрировать. При этом Закон № 21-ФЗ вступил в силу со дня его официального опубликования, то есть 4 марта 2013 года.

Впоследствии вопрос о том, какие именно договоры аренды не подлежат регистрации, рассмотрел Пленум ВАС РФ в постановлении от 25 декабря 2013 г. № 98 «О внесении дополнения в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 „Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды“». Пленум ВАС РФ дал отдельные разъяснения для договоров аренды недвижимости, заключенных 2 и 3 марта 2013 года. Договоры, заключенные 1 марта, в эту «особую категорию» не попали.

Выходит, несмотря на то что Закон № 302-ФЗ вступил в силу 1 марта 2013 года, на договоры аренды недвижимости, заключенные в этот день, новые правила не распространялись.

Однако не факт, что такой же вывод будет распространяться на действие новой редакции главы 4 Гражданского кодекса РФ. В частности, в случае спора все же будет риск того, что суд применит новые правила к отношениям, возникшим непосредственно 1 сентября 2014 года*.

Чтобы избежать возможных рисков и негативных последствий, имеет смысл по возможности не совершать 1 сентября 2014 года каких-либо действий, на которые распространяются поправки к главе 4 Гражданского кодекса РФ.

Вместе с тем, юристу все же стоит уже сейчас*:

  • совершить действия, которые помогут организации избежать лишних проблем после 1 сентября;
  • убедить руководство отказаться от совершения ряда действий (в связи с их несовместимостью с требованиями новой редакции ГК РФ).

Внимание! (167,2327) Учредителям (участникам) некоммерческих организаций, созданных после 4 мая 2014 года, уже сейчас может понадобиться проследить за тем, чтобы у организации было имущество рыночной стоимостью не менее 10 тыс. руб.

Некоммерческая организация должна иметь необходимое имущество, если выполняются следующие условия (п. 5 ст. 50 ГК РФ):

  • устав организации предусматривает право вести деятельность, приносящую доход;
  • организация не является казенным или частным учреждением.

Такого имущества должно быть достаточно для того, чтобы вести приносящую доход деятельность. Рыночная стоимость имущества должна быть не меньше минимального размера уставного капитала, предусмотренного для ООО. В настоящий момент минимальный размер уставного капитала ООО составляет 10 тыс. руб. (абз. 2 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Обязанность иметь такое имущество сейчас распространяется на некоммерческие организации, которые созданы со дня официального опубликования Закона № 99-ФЗ, то есть с 5 мая 2014 года (ч. 13 ст. 3 Закона № 99-ФЗ). У некоммерческих организаций, созданных до этой даты, данная обязанность возникнет лишь с 1 января 2015 года.

Какие именно негативные последствия наступят в случае, если учредители (участники) нарушат такую обязанность, закон не конкретизирует. В частности, неясно, возникнет ли риск принудительной ликвидации организации, как, например, в отношении ООО, стоимость чистых активов которого меньше минимального размера уставного капитала (п. 4 ст. 90 ГК РФ). В любом случае лучше не рисковать и добиться того, чтобы организация имела имущество рыночной стоимостью не менее 10 тыс. руб.

Что имеет смысл сделать юристу до 1 сентября 2014 года

Юристу уже сейчас стоит совершить следующие действия*:

  • проанализировать, понадобится ли после 1 сентября 2014 года приводить устав юридического лица в соответствие с новой редакцией главы 4 Гражданского кодекса РФ;
  • подготовить проект новой редакции устава (если это необходимо).

Дело в том, что после 1 сентября у организации может возникнуть обязанность привести в соответствие с новыми правилами:

  • свой учредительный документ (устав);

Обоснование

Единственным учредительным документом юридического лица будет считаться устав. Однако в отношении хозяйственного товарищества закон предусмотрит исключение: для него в роли единственного учредительного документа будет выступать учредительный договор (п. 1 ст. 52 ГК РФ).

Вместе с тем, поправки от 1 сентября 2014 года хозяйственных товариществ почти не коснутся. Следовательно, товариществам не придется приводить учредительные документы и наименования в соответствие с новыми правилами.

В связи с этим в контексте настоящей рекомендации понятия «учредительный документ» и «устав» будут употребляться как синонимы*.

  • свое наименование.

На практике такая обязанность будет сводиться к внесению в устав необходимых изменений (в т. ч. о наименовании организации).

Обоснование

Любой устав должен содержать сведения о наименовании юридического лица (п. 4 ст. 52 ГК РФ). Следовательно, если организации потребуется привести свое наименование в соответствие с новыми правилами Гражданского кодекса РФ, понадобится внести в устав изменения относительно такого наименования.

Изменить устав придется и во всех других случаях, когда потребуется привести учредительный документ в соответствие с новыми правилами.

Таким образом, формулировка «приведение учредительного документа и наименования юридического лица в соответствие с новыми правилами главы 4Гражданского кодекса РФ» по сути означает внесение изменений в устав*.

Впрочем, сразу делать это не понадобится. Исполнить такую обязанность можно будет при первом изменении учредительного документа (ч. 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ). Например, если 30 сентября 2014 года акционеры ЗАО примут решение о смене юридического адреса или об увеличении уставного капитала, помимо изменений, связанных с таким решением, в уставе понадобится отразить изменения относительно типа АО и его наименования.

В то же время затягивать выполнение указанной выше обязанности будет довольно рискованно*.

Обоснование

Во-первых, это может привести к неопределенности относительно того, какие положения устава будут считаться действительными, а какие — нет.

Дело в том, что устав, не приведенный в соответствие с новыми правилами, будет действовать в части, не противоречащей нормам новой редакции Гражданского кодекса РФ (ч. 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ).

В итоге каждый раз понадобится проверять, противоречит тот или иной пункт устава нововведениям или нет.

Во-вторых, могут возникнуть проблемы с контрагентами.

Не каждый участник гражданского оборота согласится вступать в договорные отношения с организацией, затянувшей процесс приведения учредительных документов в соответствие с новой редакцией Гражданского кодекса РФ. Например, вряд ли в 2015 году потенциальный контрагент согласится приобретать товар у организации, в уставе которой будет указана организационно-правовая форма, не применяющаяся с 1 сентября 2014 года (к примеру, общество с дополнительной ответственностью).

Можно ли будет после 1 сентября 2014 года привести учредительный документ и (или) наименование юридического лица в соответствие с новой редакцией главы 4 Гражданского кодекса РФ, не дожидаясь того, когда потребуется внести иные изменения в учредительный документ (131,73297)

Да, можно.

По сути формулировка «приведение учредительного документа в соответствие с новыми правилами Гражданского кодекса РФ» как раз и означает то, что юридическое лицо вносит изменения в свой учредительный документ.

Ждать для этого какого-либо особенного повода (создания филиала, реорганизации и т. д.) не понадобится.

Учредители (участники) юридического лица уже сразу после 1 сентября 2014 года смогут принять решение о внесении необходимых изменений в устав и зарегистрировать их. Это и будет считаться «первым изменением учредительного документа» с того момента, как вступит в силу новая редакция Гражданского кодекса РФ.

При регистрации таких изменений (т. е. изменений, направленных исключительно на приведение устава в соответствие с новыми правилами) государственную пошлину уплачивать не понадобится (ч. 12 ст. 3 Закона № 99-ФЗ)*.

Поскольку привести устав в соответствие с новыми правилами будет целесообразно в максимально короткий срок после 1 сентября, имеет смысл уже в настоящий момент определить, возникнет ли у организации обязанность вносить в устав изменения.

Как определить, понадобится ли после 1 сентября вносить изменения в устав

Прежде всего, стоит проверить, будет ли закон после 1 сентября предусматривать организационно-правовую форму, которую в настоящий момент имеет юридическое лицо.

Если такую организационно-правовую форму отменят (это касается обществ с дополнительной ответственностью и сбытовых (торговых) потребительских кооперативов), то внести изменения в устав понадобится в любом случае.

Какие изменения после 1 сентября 2014 года понадобится внести в устав общества с дополнительной ответственностью или сбытового (торгового) потребительского кооператива (131,73298)

Устав нужно будет изменить так, чтобы он соответствовал требованиям, которые закон будет предъявлять к уставу юридического лица такой организационно-правовой формы, правила о которой станут регулировать «устаревшую» организационно-правовую форму (ч. 8 ст. 3 Закона № 99-ФЗ).

А именно*:

  • устав общества с дополнительной ответственностью понадобится «переделать» в устав ООО (п. 3 ст. 89 ГК РФ);
  • устав сбытового (торгового) потребительского кооператива — в устав производственного кооператива (п. 2 ст. 106.2 ГК РФ).

Потребуется ли после 1 сентября 2014 года перерегистрировать общество с дополнительной ответственностью или сбытовой (торговый) потребительский кооператив (131,73299)

Нет, не потребуется (ч. 10 ст. 3 Закона № 99-ФЗ).

В частности, не нужно будет обращаться в регистрирующий орган с заявлением зарегистрировать*:

  • общество с дополнительной ответственностью в качестве ООО;
  • сбытовой (торговый) потребительский кооператив в качестве производственного кооператива.

Достаточно будет лишь внести необходимые изменения в устав.

Если организационно-правовая форма станет типом (разновидностью) другой, более общей организационно-правовой формы (это касается некоторых некоммерческих организаций), то имеет смысл проверить, потребуется ли изменять устав.

Организационно-правовая форма некоммерческой организации после 1 сентября 2014 года станет типом (разновидностью) другой организационно-правовой формы. Какие изменения может понадобиться внести в учредительный документ (131,73300)

Учредительный документ нужно будет изменить так, чтобы он соответствовал требованиям, которые закон будет предъявлять к уставу юридического лица такой организационно-правовой формы, правила о которой будут применяться к существующей организационно-правовой форме (ч. 8 ст. 3 Закона № 99-ФЗ).

А именно*:

  • учредительный документ товарищества собственников жилья, а также садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества может понадобиться привести в соответствие с уставом товарищества собственников недвижимости (п. 2 ст. 123.12 ГК РФ);
  • учредительный документ общественного или благотворительного фонда — в соответствие с уставом фонда (п. 2 ст. 123.17 ГК РФ);
  • учредительный документ потребительского общества, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооператива, садоводческого, огороднического, дачного потребительского кооператива, общества взаимного страхования, кредитного кооператива, фонда проката, сельскохозяйственного потребительского кооператива — в соответствие с уставом потребительского кооператива (п. 2 ст. 123.2 ГК РФ);
  • учредительный документ политической партии, профессионального союза (профсоюзной организации), общественного движения, органа общественной самодеятельности, территориального общественного самоуправления — в соответствие с уставом общественной организации (п. 2 ст. 123.5 ГК РФ);
  • учредительный документ некоммерческого партнерства, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов (кооперативов или общественных организаций), торгово-промышленной, нотариальной или адвокатской палаты — в соответствие с уставом ассоциации или союза (п. 2 ст. 123.9 ГК РФ);
  • учредительный документ государственной академии наук — в соответствие с уставом государственного учреждения (ст. 52, 123.21, 123.22 ГК РФ);
  • учредительный документ общественного учреждения — в соответствие с уставом частного учреждения (ст. 52, 123.21, 123.23 ГК РФ).

Потребуется ли после 1 сентября 2014 года перерегистрировать некоммерческие организации (131,73301)

Нет, не потребуется (ч. 10 ст. 3 Закона № 99-ФЗ).

Например, не нужно будет обращаться в регистрирующий орган с заявлением зарегистрировать товарищество собственников жилья в качестве товарищества собственников недвижимости.

Единственное, что может понадобиться, — внести необходимые изменения в устав*.

Если организационно-правовая форма останется прежней, нужно проанализировать, предусмотрят ли в отношении нее нововведения, которые понадобится отражать в уставе.

Яркий пример таких нововведений — деление акционерных обществ на публичные и непубличные*.

Фирменное наименование публичного АО должно будет содержать указание на то, что общество является публичным (п. 1 ст. 97 ГК РФ). Следовательно, в устав АО, которое будет подпадать под признаки публичного общества (т. е. в устав ОАО), понадобится внести соответствующие изменения (ч. 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ).

Если устав такого АО не будет изменен сразу после 1 сентября 2014 года, формально никаких негативных последствий не возникнет. Несмотря на то что в уставе по-прежнему будет содержаться формулировка «Открытое акционерное общество», к обществу будут автоматически применяться правила о публичных акционерных обществах (ч. 11 ст. 3 Закона № 99-ФЗ). Однако чтобы избежать недопонимания и споров с контрагентами, внести изменения в устав все же не помешает в максимально короткий срок после того, как вступит в силу новая редакция главы 4 Гражданского кодекса РФ.

Не затягивать с внесением изменений в устав будет целесообразно и в отношении ЗАО. Если такие изменения не внесут, к обществу будут одновременно применяться не только правила новой редакции главы 4 Гражданского кодекса РФ, но и старые положенияФедерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО), касающиеся, правда, только закрытых акционерных обществ (ч. 9 ст. 3 Закона № 99-ФЗ). В результате может возникнуть неопределенность в отношении того, какими правилами необходимо будет руководствоваться в той или иной ситуации (например, при отчуждении акций): новыми правилами Гражданского кодекса РФ или положениями Закона об АО.

Такая неопределенность пропадет, если в устав ЗАО внесут соответствующие изменения (в частности, исключат формулировку «Закрытое акционерное общество»). В итоге к обществу больше не будут применяться правила Закона об АО, посвященные закрытым акционерным обществам. В частности, акционеры не будут иметь преимущественного права на приобретение акций, продаваемых другими акционерами этого общества.

Потребуется ли после 1 сентября 2014 года перерегистрировать ЗАО (131,73302)

Нет, не потребуется (ч. 10 ст. 3 Закона № 99-ФЗ).

В частности, не нужно будет обращаться в регистрирующий орган с заявлением зарегистрировать ЗАО в качестве непубличного АО.

Акционерам ЗАО понадобится лишь привести устав и наименование общества в соответствие с новыми правилами*.

Как подготовить проект новой редакции устава

Если после 1 сентября 2014 года в устав организации понадобится вносить изменения, связанные с поправками в Гражданском кодексе РФ, уже сейчас имеет смысл составить проект новой редакции устава. При составлении проекта нужно учесть все нововведения, касающиеся конкретного юридического лица: исправить наименование, указать тип акционерного общества и т. д.

Вместо проекта новой редакции устава можно подготовить проект изменений (дополнений), связанных с нововведениями в Гражданском кодексе РФ, в виде отдельного документа — приложения к уставу. Однако предпочтительнее отразить изменения именно в проекте новой редакции устава, поскольку впоследствии использовать устав в единой действующей редакции будет удобнее и проще, чем частично действующую редакцию устава, дополненную приложениями на отдельных листах.

Устав в новой редакции можно будет*:

  • либо утвердить в максимально короткий срок после 1 сентября 2014 года (если руководство организации решит в максимальной степени обезопасить себя отнедопонимания и споров с контрагентами);
  • либо использовать его в качестве основы при подготовке проекта устава, связанного с иными изменениями, которые потребуется отразить в учредительном документе после 1 сентября (например, если осенью 2014 года АО решит создать филиал).

Можно ли до 1 сентября 2014 года зарегистрировать изменения в уставе, которые понадобится вносить в связи со вступлением в силу новой редакции главы 4 Гражданского кодекса РФ (131,73303)

В большинстве случаев нельзя.

Лучше дождаться 1 сентября и внести изменения в максимально короткий срок после этой даты.

Теоретически юридическое лицо, организационно-правовая форма которого не будет существовать после 1 сентября, может привести свой устав в соответствие с новыми правилами уже сейчас. Правда, для этого нужно провести процедуру реорганизации.

Например, общество с дополнительной ответственностью может провести реорганизацию в форме преобразования в ООО. В результате устав созданного юридического лица будет полностью отвечать требованиям новой редакции Гражданского кодекса РФ.

Вместе с тем, реорганизация — достаточно сложная и длительная процедура. Гораздо проще будет ограничиться внесением в устав изменений после 1 сентября. К тому же проводить реорганизацию в ближайшее время довольно рискованно*.

Более того, в некоторых случаях привести устав в соответствие с новой редакцией Гражданского кодекса РФ до 1 сентября вовсе не удастся. В частности, не стоит спешить вносить в устав ОАО изменения, связанные с включением в фирменное наименование формулировки «Публичное общество». Ведь в настоящий момент закон не предусматривает возможности использовать вместо формулировки «Открытое акционерное общество» формулировку «Публичное общество». В результате налоговая инспекция может отказать в регистрации внесенных в устав изменений.

Вывод: спешить приводить устав в соответствие с новыми правилами не стоит. Лучше пока просто подготовить проект новой редакции устава, а утвердить его и зарегистрировать уже после 1 сентября.

Чего не стоит делать до 1 сентября 2014 года

До того момента, как вступит в силу новая редакция главы 4 Гражданского кодекса РФ, имеет смысл отказаться от совершения следующих действий*:

  • создавать юридические лица, организационно-правовые формы которых не будут существовать после 1 сентября;
  • начинать реорганизацию или ликвидацию юридического лица.

Риски при создании юридического лица с «устаревшей» организационно-правовой формой

В настоящий момент нет смысла создавать юридическое лицо, имеющее любую из следующих организационно-правовых форм:

  • общество с дополнительной ответственностью;
  • сбытовой (торговый) потребительский кооператив.

Такие организационно-правовые формы уже сейчас не получили должного распространения на практике. После 1 сентября закон вовсе отменит их. К юридическим лицам этих организационно-правовых форм будут применяться правила о других юридических лицах.

Если учредители все-таки создадут юридическое лицо с «устаревшей» организационно-правовой формой до 1 сентября, потом рано или поздно все равно понадобится приводить устав в соответствие с новой редакцией главы 4 Гражданского кодекса РФ. Чтобы избавить себя от этого, лучше сразу выбрать ту организационно-правовую форму, которая сохранится после 1 сентября.

Риски при реорганизации и ликвидации юридического лица

До 1 сентября лучше воздержаться от проведения длительных и сложных процедур, состоящих из нескольких отдельных этапов, а именно от реорганизации и ликвидации юридического лица. Конечно, если организацию необходимо реорганизовать или ликвидировать в максимально короткий срок, то предстоящие изменения в главе 4Гражданского кодекса РФ — это не повод откладывать данные процедуры. Однако если руководство лишь планирует провести реорганизацию или ликвидацию, юристу стоит убедить его отложить этот вопрос до сентября.

Дело в том, что есть неопределенность относительно того, как будут регулироваться отношения, возникшие в ходе реорганизации или ликвидации. Так, часть 3 статьи 3 Закона № 99-ФЗ содержит следующее положение: если правоотношение возникло до 1 сентября, то новые правила главы 4 Гражданского кодекса РФ применяются к тем правам и обязанностям, вытекающим из этого правоотношения, которые возникли после 1 сентября.

Непонятно, как это положение будет применяться к процедурам реорганизации и ликвидации. Ведь эти процедуры чаще всего проводятся в течение нескольких месяцев и состоят из ряда этапов. Неясно, как следует квалифицировать отношения по каждому из этапов — как часть единого процесса либо как отдельные права и обязанности, возникающие в ходе длительной процедуры и регулирующиеся новыми правилами Гражданского кодекса РФ. Такая неопределенность может привести к негативным последствиям.

Пример негативных последствий, которые могут возникнуть, если решение о ликвидации юридического лица примут до 1 сентября 2014 года

Учредители (участники) организации приняли решение о ее ликвидации в августе 2014 года.

Расчеты с кредиторами должны начаться не ранее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации (п. 1 ст. 63 ГК РФ), то есть уже после того, как вступят в силу новые правила об удовлетворении требований кредиторов.

В такой ситуации неясно, по каким именно правилам нужно проводить расчеты с кредиторами. В частности, необходимо ли в первую очередь погашать текущие расходы (п. 1 ст. 64 ГК РФ, подп. «б» п. 20 ст. 1 Закона № 99-ФЗ) и что делать, если кредитор предъявит требование по истечении установленного срока (подп. «г» п. 20 ст. 1 Закона № 99-ФЗ).

Такая неопределенность может стать причиной споров с контрагентами, затянуть процесс ликвидации и привести к возникновению ответственности у членов ликвидационной комиссии.

Пример негативных последствий, которые могут возникнуть, если решение о реорганизации юридического лица примут до 1 сентября 2014 года

Учредители (участники) организации приняли решение о ее реорганизации в августе 2014 года.

Расчеты с кредиторами (удовлетворение требований о досрочном исполнении обязательства) начнутся после того, как вступят в силу новые правила об удовлетворении требований кредиторов (абз. 2 п. 1, п. 2 ст. 60 ГК РФ).

В такой ситуации неясно, по каким именно правилам нужно проводить расчеты с кредиторами. В частности, необходимо ли удовлетворять требования, заявленные в виде претензий, а не в виде исков, и что делать, если юридическое лицо предоставило кредитору достаточное обеспечение (п. 2 ст. 60 ГК РФ).

Такая неопределенность может стать причиной споров с контрагентами и привести к возникновению солидарной ответственности у учредителей и (или) руководителей юридического лица.".



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.