Протокол об административном правонарушении Общество не получало, но уже вызывают на рассмотрение дело

3524

Вопрос

Что делать если протокол об административном правонарушении Общество не получало (был отправлен почтой), но уже вызывают на рассмотрение дела?

Ответ

Если протокол рассмотрят без вашего участия и без доказательств вашего надлежащего извещения, то это будет основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о месте, дате, времени составления протокола и о факте нарушения, в связи с которым составляется протокол, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными (п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10).

По смыслу статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении удостоверяет факт совершения административного правонарушения и составляется с учетом определенных требований.

Составление протокола производится в присутствии законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, которому разъясняются права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем в протоколе делается запись; законному представителю предоставляется возможность ознакомиться с протоколом, представить объяснения и замечания по содержанию протокола. В случае неявки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие (части 2 — 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ).

Дело об административном правонарушении, совершенное юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела (ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ).

В силу ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица в соответствии с КоАП РФ являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

При рассмотрении дела административный орган выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, причины их неявки, и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела (п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ).

Таким образом, закон допускает составить протокол и рассмотреть дело об административном правонарушении в отношении юридического лица в случае неявки его законного представителя при надлежащем извещении последнего об указанных процессуальных действиях.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Как по процессуальным основаниям оспорить постановление административного органа о привлечении к ответственности

«Даже если само правонарушение действительно было, в ряде случаев привлечение к административной ответственности можно оспорить по процессуальным основаниям.

Набор таких процессуальных оснований различается в зависимости от того, какую процедуру КоАП РФ предусматривает для привлечения к ответственности за совершение данного нарушения.

Дело в том, что по каждому конкретному составу Кодекса РФ об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривает либо суд, либо административный орган. Иногда граница пролегает внутри одной статьи — между обычным и квалифицированным составом правонарушения. О том, какая процедура предусмотрена для того или иного нарушения, можно узнать из таблицы. Впрочем, сверяться с таблицей необязательно. Понять, какая процедура будет применяться в конкретном случае, можно так. Административный орган должен направить лицу, привлекаемому к ответственности, извещение о месте, дате и времени составления протокола об административном правонарушении (в виде повестки, телеграммы или заказного письма). Таким же образом он должен известить его и о месте, дате и времени рассмотрения дела (составления постановления о привлечении к ответственности).

После того как административный орган вынес постановление о привлечении к ответственности, организация (предприниматель) могут оспорить постановление в арбитражном суде по правилам параграфа 2 главы 25 «Рассмотрение дел об административных правонарушениях» Арбитражного процессуального кодекса РФ. О том, как в своем заявлении сослаться на процессуальные нарушения, допущенные административным органом, рассказано ниже в этой рекомендации.

В остальных случаях (когда административный орган не сам привлекает к ответственности, а обращается для этого в суд) все намного проще. Организации (предпринимателю) не требуется самостоятельно оспаривать постановление административного органа в суде. Нужно только подготовить свои возражения на заявление административного органа и явиться в суд к тому времени, которое будет указано в извещении о времени и месте судебного заседания (о том, как при подготовке возражений сослаться на процессуальные нарушения, допущенные административным органом, см. отдельную рекомендацию).

Какие процессуальные нарушения влекут безусловную отмену постановления о привлечении к ответственности, а какие — нет

Дела по административным правонарушениям, совершенным юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, как правило, рассматривают судьи арбитражных судов. В частности, по правонарушениям в области охраны собственности, в промышленности, строительстве и энергетике, в области предпринимательской деятельности, финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг и т. д. (абз. 4 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ). Судьи районных судов рассматривают дела по нарушениям, связанным с объектами культурного наследия и некоторым другим (абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ). В остальных случаях дела рассматриваются мировыми судьями (абз. 6 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ), например, об ответственности за представление в орган государственной регистрации заведомо ложных сведений (ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ).

Организация или предприниматель, которые оспаривают постановление административного органа, могут сослаться на процессуальные нарушения со стороны последнего. Некоторые из таких нарушений суд расценивает как безусловные основания для отмены постановления о привлечении к ответственности:

  • истек срок давности привлечения к административной ответственности;
  • административный орган не известил надлежащим образом лицо о времени и месте рассмотрения дела;
  • допущено существенное нарушение в протоколе об административном правонарушении.

К остальным (не безусловным, т. е. по усмотрению суда, по обстоятельствам дела) основаниям для отмены постановления о привлечении к ответственности относятся следующие случаи:

  • допущены иные нарушения в протоколе об административном правонарушении;
  • административный орган нарушил правила составления протокола осмотра;
  • административный орган ошибочно привлек к административной ответственности индивидуального предпринимателя, назначив ему штраф как должностному лицу;
  • постановление о привлечении к ответственности вынесено с превышением полномочий;
  • в постановлении о привлечении к ответственности использованы неконкретизированные сведения о правонарушении;
  • административный орган грубо нарушил правила организации и проведения проверки.

Постановление о привлечении лица к административной ответственности обжалуется в арбитражный суд в соответствии с правилами параграфа 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Истек срок давности привлечения к административной ответственности

Постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому административным органом, не может быть вынесено по истечении двух месяцев (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Кроме того, есть составы, по которым срок давности составляет год, два и шесть лет (например, срок давности за нарушение норм о противодействии коррупции составляет шесть лет со дня совершения правонарушения).

Одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Пример из практики: суд отменил постановление о привлечении предпринимателя к административной ответственности за продажу табачных изделий на расстоянии менее 100 метров от границ территории дошкольного учреждения, поскольку установил, что срок давности привлечения предпринимателя к ответственности на момент вынесения спорного постановления истек

С какого времени следует исчислять срок давности привлечения административным органом к ответственности за нарушение: с момента незаконного действия (бездействия) или с момента обнаружения административным органом факта незаконного действия (бездействия)

Административный орган не известил надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела

Дело об административном правонарушении должно рассматриваться с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ).

Лицо должно быть извещено о времени и месте вынесения постановления о привлечении его к ответственности. Неизвещение будет самостоятельным основанием для отмены такого постановления.

Пример из практики: суд признал незаконным и отменил постановление о привлечении общества к административной ответственности, поскольку установил ненадлежащее извещение общества о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении

Как установило Управление Федеральной антимонопольной службы (далее — Управление) в своем решении, ЗАО «С» (далее — Общество) и ОАО «А» заключили между собой устное соглашение, результатом которого явилось навязывание клиентам банка дополнительных услуг, а также ограничение конкуренции на рынке страхования. В связи с этим постановлением Управление привлекло Общество к административной ответственности по части 1статьи 14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — Постановление). Общество не согласилось с Постановлением и обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.

Суд удовлетворил заявление Общества, поскольку установил, что Управление рассмотрело дело в отсутствие доказательств надлежащего извещения Общества о времени и месте его рассмотрения. Как указал суд, из представленного Управлением факсимильного отчета не представлялось возможным установить, какое конкретно определение было направлено по указанному в отчете абонентскому номеру, каким лицом направлено факсимильное сообщение и кем оно принято. Общество отрицало факт его получения и указало, что получило определение о времени и месте рассмотрения административного дела лишь в день его рассмотрения (постановление ФАС Московского округа от 5 марта 2012 г. по делу № А40-71613/10-72-309).*

Административный орган нарушил существенные правила составления протокола об административном правонарушении (безусловное основание)

Протокол и содержащиеся в нем объяснения и сведения являются основными средствами доказывания по делам об административных правонарушениях (ч. 2 ст. 26.2, ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ).

При нарушении установленной процедуры составления протокол не может рассматриваться в качестве доказательства, поскольку несоблюдение процессуального порядка получения доказательства делает его недопустимым (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).

При этом только существенное нарушение порядка привлечения к административной ответственности влечет отказ в привлечении к административной ответственности.

1. Административный орган не известил лицо, привлекаемое к ответственности, о времени и месте составления протокола

Судебная практика относит к существенному нарушению процедуры привлечения к административной ответственности — — неизвещение лица, в отношении которого составляется протокол, о времени и месте предстоящего составления протокола.

Пример из практики: суд признал незаконным и отменил постановление о привлечении общества к ответственности, поскольку административный орган не представил суду доказательств надлежащего извещения общества о месте и времени рассмотрения дела

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее — Управление) по жалобе гражданина провело проверку деятельности магазина, принадлежащего ЗАО «Т.» (далее — Общество).

В результате проверки Управление составило акт, в котором указало, что Общество осуществляло реализацию пищевой продукции «цыпленок гриль». При этом отсутствовала установленная информация об изготовителе (исполнителе, продавце), а также обязательная информация (о фирменном наименовании предлагаемой продукции с указанием способов приготовления и основных ингредиентов, о весе (объеме) порций готового блюда продукции и т. д.).

Управление вынесло в отношении Общества постановление о привлечении его к ответственности по части 1статьи 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — Постановление).

Общество не согласилось с Постановлением и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и об отмене.

Суд установил следующее.

Первоначальное определение о назначении рассмотрения дела было направлено Обществу не по его юридическому адресу.

Последующее определение о назначении рассмотрения дела (после ходатайства о переносе) было получено представителем Общества по общей доверенности (ее наличие без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе не является доказательством надлежащего извещения согласно абз. 5 п. 24 постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»; далее — постановление № 10). Доказательства извещения законного представителя Общества о новом месте и времени рассмотрения дела отсутствовали.

Суд удовлетворил заявление Общества, поскольку посчитал, что Общество не было надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения дела (постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 ноября 2010 г. по делу № А64-4587/2010).*

Помимо случаев, когда отсутствуют доказательства того, что адресат получил сообщение, к неизвещению приравниваются и иные случаи (например, когда организация была извещена, но ее представителя не допустили к участию в составлении протокола).

2. Лицо, присутствовавшее при составлении протокола об административном правонарушении, имело общую доверенность, а не доверенность на рассмотрение конкретного дела

Если лицо было извещено надлежащим образом о времени и месте составления протокола, то его представитель вправе участвовать в составлении протокола по общей доверенности, то есть доверенности, в которой не упоминается данное конкретное административное дело.

Если же административный орган не известил организацию или предпринимателя надлежащим образом о времени и месте составления протокола, то представитель привлекаемого к ответственности лица вправе выступать от его имени только по доверенности, в котором поименовано данное конкретное дело. В противном случае, если в нарушение этого правила представитель действовал на основании общей доверенности, суд отменит постановление о привлечении к ответственности, поскольку нарушение этого правила является существенным нарушением порядка привлечения к ответственности. Такие разъяснения дал Пленум ВАС РФ в абзаце 5 пункта 24 постановления от 2 июня 2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».

Пример из практики: суд признал незаконным и отменил постановление о привлечении общества к ответственности, поскольку при его составлении и составлении протокола об административном правонарушении присутствовали представители, которые не имели доверенности с указанием на полномочие участвовать в рассмотрении именно этого дела

3. Суд не смог установить, какой из двух протоколов об административном правонарушении использовал административный орган в качестве доказательства при рассмотрении дела

Если суд не сможет достоверно установить, каким протоколом пользовался административный орган при рассмотрении дела, он отменит постановление о привлечении лица к ответственности.

Пример из практики: суд признал незаконным и отменил постановление о привлечении кооператива к ответственности за непредставление отчетности, поскольку административный орган составил несколько протоколов об административных правонарушениях с одинаковой датой составления, а рассмотрение дел по ним было назначено на один день

4. Административный орган не допустил представителя правонарушителя к участию в деле при составлении протокола

Пример из практики: суд признал незаконным и отменил постановление о привлечении общества к ответственности, поскольку комитет неправомерно не допустил к участию в составлении протокола об административном правонарушении представителя общества

Административный орган нарушил иные правила составления протокола об административном правонарушении (не безусловное основание)

Можно выделить также случаи, когда отсутствует безусловное основание для отмены постановления о привлечении к ответственности ввиду существенного нарушения порядка привлечения к ней, однако суд по своему усмотрению, исходя из обстоятельств дела принимает решение отменить такое постановление.

1. Протокол подписан неуполномоченным лицом

Пример из практики: суд признал незаконным и отменил постановление о привлечении общества к ответственности, поскольку установил, что протокол об административном правонарушении составило неуполномоченное лицо

2. Протокол не представлен в материалах дела

Пример из практики: суд признал незаконным и отменил постановление о привлечении общества к ответственности, поскольку установил отсутствие протокола об административном правонарушении в материалах дела

Административный орган нарушил правила составления протокола осмотра

Проверки, как правило, сопровождаются осмотром помещений, территорий и находящихся там вещей и документов. Важность такого осмотра в том, что его результаты отражают наличие либо отсутствие события правонарушения. Они излагаются в протоколе осмотра (или акте проверки или осмотра). Закон устанавливает правила его проведения (ст. 27.8 КоАП РФ). Если такой протокол (или акт проверки) был составлен с нарушением правил (например, если он был составлен без присутствия понятых; через несколько дней после совершения правонарушения), то суд не будет рассматривать его в качестве надлежащего доказательства, что правонарушение было совершено.

Пример из практики: суд признал незаконным и отменил постановление о привлечении общества к ответственности, посчитав недоказанным событие правонарушения, поскольку акт проверки составлен с нарушениями

В делах о нарушении санитарных правил протокол осмотра играет особо важную роль, поскольку без него суд может посчитать, что события правонарушения не было.

Пример из практики: суд признал незаконным и отменил постановление о привлечении общества к ответственности, поскольку установил ряд нарушений порядка привлечения общества к ответственности, в том числе отсутствие протокола осмотра и фиксации обстоятельств совершения правонарушения

Нарушением будет являться и отсутствие протокола осмотра, когда он был необходим для фиксации факта правонарушения в торговом зале.

Пример из практики: суд признал незаконным и отменил постановление о привлечении предпринимателя к ответственности, поскольку установил ряд нарушений порядка привлечения его к ответственности, в том числе отсутствие необходимого протокола осмотра

Какие нарушения в протоколе осмотра, допущенные со стороны административного органа, суд расценит как свидетельствующие о ненадлежащих доказательствах события правонарушения (131,71400)

Административный орган ошибочно привлек к административной ответственности индивидуального предпринимателя, назначив ему штраф как должностному лицу

Согласно примечанию к статье 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как должностные лица, если не установлено иное. То есть если санкция конкретной статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность для индивидуального предпринимателя, то привлекать его к ответственности как должностное лицо нельзя. Если административный орган это сделает, суд отменит постановление о привлечении к ответственности.

Пример из практики: суд признал незаконным и отменил постановление о привлечении индивидуального предпринимателя к ответственности, поскольку он был ошибочно привлечен к ней как должностное лицо

Постановление о привлечении к ответственности вынесено с превышением полномочий

Если административный орган вынесет постановление по правонарушению, которое было совершено на территории, не подведомственной ему, суд признает незаконным и отменит такое постановление.

Пример из практики: суд признал незаконным и отменил постановление антимонопольного органа о привлечении общества к административной ответственности, поскольку установил, что правонарушение было совершено на территории, не подведомственной административному органу

Может оказаться, что к административной ответственности, которая предусмотрена законами субъектов РФ, организацию или предпринимателя привлекло государственное учреждение. Такое привлечение незаконно, поскольку к административной ответственности в описанном случае могут привлекать только органы исполнительной власти субъектов РФ. Подробнее см.статью в журнале «Юрист компании».

В постановлении о привлечении к ответственности использованы неконкретизированные сведения о правонарушении

Если в тексте постановления о привлечении лица к административной ответственности не указано, в чем именно заключалось нарушение, либо не указана точная дата его совершения, то суд может признать такое постановление незаконным и отменит.

Пример из практики: суд признал незаконными и отменил постановления о привлечении общества к ответственности, поскольку установил, что в одном из них отсутствовало указание на то, в чем заключалось правонарушение, а во втором была указана неверная дата совершения правонарушения

Административный орган грубо нарушил правила организации и проведения проверки

Если административный орган грубо нарушит правила организации и проведения проверки, которые установлены вФедеральном законе от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ), то суд признает постановление о привлечении к административной ответственности незаконным и отменит его. Перечень грубых нарушений проверки установлен в части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ. См. Какие доказательства грубых нарушений проверки можно использовать в суде, чтобы оспорить постановление административного органа о привлечении к ответственности."

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше
    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль