При некоторых УФАС субъектов РФ (н-ер, при Иркутском УФАС) есть "общественный орган": Экспертный совет по рекламе при управлении Федеральной антимонопольной службы по такому-то собъекту Этот "Совет" определяет, является ли реклама оскорбительной

119

Вопрос

При некоторых УФАС субъектов РФ (н-ер, при Иркутском УФАС) есть "общественный орган": Экспертный совет по рекламе при управлении Федеральной антимонопольной службы по такому-то собъекту Этот "Совет" определяет, является ли реклама оскорбительной и т.д. На основании этих решений Совета (оформленных протоколом), собственно региональным УФАС возбуждаются административные дела. Вопрос: является ли такое решение (оформленное протоколом), решением органа власти в смысле возможности обжалования его в Арбитражном суде? Необходимо соответствующее нормативное обоснование.

Ответ

: Протокол нельзя оспорить, т.к. он не нарушает каких-либо прав лица, в отношении которого он составлен. Кроме того, протокол не является ненормативным правовым актом. Можно обжаловать постановление о привлечении к административной ответственности, вынесенное на основании протокола.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, в арбитражном суде можно обжаловать решения УФАС о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность (п. 1 ст. 207 АПК РФ),

В соответствии со ст. 23.48 КоАП РФ федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.15, частями 6 и 12 статьи 9.16, статьями 9.21, 14.3, частями 4 и 5 статьи 14.3_1, статьями 14.9, 14.31, 14.31_1, частью 1 статьи 14.31_2, статьями 14.32, 14.33, частями 1, 3-5 статьи 14.38, статьями 14.40-14.42, частями 2_1-2_7 статьи 19.5, статьей 19.8 (в пределах своих полномочий), статьей 19.31 настоящего Кодекса.

Руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа, их заместители вправе рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи (п. 3 ст. 23.48 КоАП РФ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

 

Комментарий к ст. 23.48 КоАП РФ

«Статья 23.48. Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы

1. Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.15, частями 6 и 12 статьи 9.16, статьей 14.3, статьей 14.6 (за исключением административных правонарушений в сфере государственного регулирования тарифов), статьями 14.9, 14.31-14.33, 14.38, 14.40-14.42, частями 21-27 статьи 19.5, статьей 19.8 (в пределах своих полномочий), статьей 19.31 настоящего Кодекса.

(Часть в ред. Федеральных законов от 31 декабря 2005 г. № 199-Ф3; от 8 мая 2006 г. № 65-ФЗ; от 9 апреля 2007 г. № 45-ФЗ; от 17июля 2009 г. № 160-ФЗ; от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ; от 27 июля 2010 г. № 239-ФЗ; от 28 декабря 2010 г. № 411-ФЗ.)

2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:

1) руководитель федерального антимонопольного органа, его заместители;

2) руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа, их заместители.

1. Согласно ст. 22 Федерального закона от 26 июня 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (с изм. и доп.) федеральный антимонопольный орган (Федеральная антимонопольная служба — ФАС России) обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства органами государственной власти и местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов; предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства с их стороны; выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по их прекращению и привлечению к ответственности за такие нарушения; осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией, в том числе в сфере использования земли, недр, водных и других природных ресурсов, в том числе при проведении торгов, в случаях, предусмотренных федеральными законами.

2. Согласно Положению о Федеральной антимонопольной службе, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331 (с изм. и доп.), указанная Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа).

3. Федеральная антимонопольная служба осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе* (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа); за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и результатом которых может явиться ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование, либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка; за соблюдением требований обеспечения доступа на рынки услуг естественных монополий и оказанием услуг субъектами естественных монополий на недискриминационных условиях; за соблюдением установленных законодательством о естественных монополиях требований об обязательности заключения договоров субъектами естественных монополий, за действиями субъектов оптового рынка в части установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке, за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков и т. п.

На федеральную антимонопольную службу возложен контроль за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (см. постановление Правительства РФ от 15 сентября 2009 г. № 744).

4. Федеральная антимонопольная служба проводит в установленном порядке проверку соблюдения антимонопольного законодательства на товарных рынках хозяйствующими субъектами, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, иными наделенными функциями или правами указанных органов власти органами или организациями, получает от них необходимые документы, информацию, объяснения в письменной и устной формах, обращается в установленном порядке в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении соответствующих мероприятий. Данная служба также выдает предписания, обязательные для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями (их руководителями), органами исполнительной власти и местного самоуправления, иными наделенными функциями или правами указанных органов власти органами или организациями (их должностными лицами), физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством, законодательством о рекламе и законодательством о естественных монополиях; возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе.*

5. Федеральная антимонопольная служба вправе запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к ее компетенции, применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений.

Приказом ФАС России от 25 декабря 2007 г. № 447 утвержден Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации (с изм. и доп.) (РГ. 2008. 28 июня).

6. Федеральная антимонопольная служба находится в ведении Правительства РФ и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.* Службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ. Руководитель Службы имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством РФ.

7. Территориальный орган ФАС возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем Федеральной антимонопольной службы (приказ Федеральной антимонопольной службы от 15 декабря 2006 г. № 324 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы» (БНА ФОИВ. 2007. № 11)).

Территориальный орган имеет право: рассматривать дела о нарушении антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе*, о естественных монополиях, принимать по ним решения и давать обязательные для исполнения предписания; применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений в пределах компетенции территориального органа; в установленном законом порядке рассматривать дела об административных правонарушениях, налагать административные штрафы и т. п.

8. Рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания от имени Федеральной антимонопольной службы вправе руководитель указанной Службы и его заместители, а также руководители территориальных органов указанной Службы и их заместители.*

Компетенция указанных должностных лиц применительно к конкретным составам административных правонарушений определена в ч. 1 комментируемой статьи.

Должностные лица ФАС России и ее территориальных органов помимо протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 Кодекса (п. 62 ч. 2 ст. 28.3)."



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.