Вопрос по размещению полит рекламы

195

Вопрос

Вопрос по размещению полит рекламы. Существует ли какая то процедура согласования с избирательной комиссией размещения политической рекламы(радио, банеры на улицах), в каком порядке в уведомительном или разрешительном ? Какие санкции в случае если рекламное агентство разместило на банере рекламу политпартии и никаких уведомлений и согласований с ВЦИКом не осуществила.(со ссылкой на нормативные акты)

Ответ

: В системе российского законодательства сложилось противоречие, когда политическая реклама существует, что давно признано, в политике, средствах массовой информации, науке, однако ее легальное определение отсутствует. Вопросы политической рекламы регулируются различными федеральными законами, в частности Федеральным законом от 18.05.2005 № 51-ФЗ, Федеральным законом о выборах Президента РФ № 19-ФЗ. Эфирное время на каналах организаций телерадиовещания и печатная площадь в периодических печатных изданиях могут предоставляться политическим партиям, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, безвозмездно (бесплатное эфирное время, бесплатная печатная площадь), за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 57 настоящей статьи, либо за плату.

 

Политическим партиям должен быть предоставлен равный объем платного эфирного времени, равные условия выхода в эфир предвыборных агитационных материалов.

Негосударственные организации телерадиовещания, не соблюдающие принцип равенства политических партий, а также не опубликовавшие сведения о размере и об иных условиях оплаты эфирного времени и не представившие в ЦИК РФ (ИКС РФ) указанные сведения и уведомление о готовности предоставить политическим партиям эфирное время, не вправе предоставлять политическим партиям эфирное время для проведения предвыборной агитации.

Статьей 61 Закона определяются условия выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных предвыборных агитационных материалов.

Предвыборные агитационные материалы могут облекаться в различные формы:

— печатную (например, листовки, книги, брошюры, буклеты и т.д.);

— аудиовизуальную (например, аудиозаписи, видеофильмы, видеоролики в поддержку политической партии);

— иные формы (например, размещение агитационных материалов на растяжках, рекламных щитах и др.).

В этих целях законодатель обязывает указанные субъекты опубликовать не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов ГД РФ сведения о размере (в валюте РФ) и других условиях оплаты работ указанных организаций, индивидуальных предпринимателей по изготовлению печатных предвыборных агитационных материалов и в тот же срок представить в ЦИК РФ либо в ИКС РФ, на территории которого зарегистрирована эта организация, этот индивидуальный предприниматель.

Организации, индивидуальные предприниматели, не выполнившие данных требований, не вправе осуществлять работы по изготовлению указанных материалов.

Нарушение указанного требования влечет за собой привлечение к административной ответственности в порядке ч. 1 ст. 5.12 КоАП РФ, выражающееся в наложении административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии с ч. 5 ст. 61 Закона экземпляры печатных предвыборных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных предвыборных агитационных материалов, фотографии иных предвыборных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены политической партией, выдвинувшей федеральный список кандидатов, в ЦИК РФ или в ИКС РФ, на территориях которых будут распространяться эти материалы.

Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения о месте нахождения организации (адресе места жительства лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы.

Требования, указанные в ч. 5 статьи, направлены на обеспечение реализации ЦИК РФ, ИКС РФ контрольной функции. В частности, контроль осуществляется за правомочностью организаций, индивидуальных предпринимателей осуществлять изготовление агитационных материалов, за соблюдением требований к содержанию предвыборных агитационных материалов.

Изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов печатных или аудиовизуальных агитационных материалов, не содержащих установленной информации об их тираже, дате выпуска, об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, о наименовании, юридическом адресе и об идентификационном номере налогоплательщика организации либо о фамилии, об имени, отчестве, о месте жительства лица, изготовивших эти печатные или аудиовизуальные агитационные материалы, а также о наименовании организации либо о фамилии, об имени, отчестве лица, заказавших изготовление этих печатных или аудиовизуальных агитационных материалов, изготовление печатных или аудиовизуальных агитационных материалов, в которых перечисленные данные указаны неверно, изготовление или распространение печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов без предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда в соответствии со ст. 5.12 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В ч. 8 ст. 61 Закона устанавливается запрет на распространение предвыборных агитационных материалов, которые предварительно не были представлены в ЦИК РФ или ИКС РФ или которые содержат изображение физического лица, высказывания физического лица о политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидате (кандидатах) без письменного согласия данного физического лица.

Нарушение установленного запрета влечет за собой наложение административной ответственности в порядке ст. 5.12 КоАП РФ.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

 

Комментарий к ст. 5.12 КоАП РФ

«Статья 5.12. Изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах

(Наименование в ред. Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 93-ФЗ.)

1. Изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов, референдума печатных или аудиовизуальных агитационных материалов, не содержащих установленной федеральным законом информации об их тираже, дате выпуска, об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума, о наименовании, юридическом адресе и об идентификационном номере налогоплательщика организации либо о фамилии, об имени, отчестве, о месте жительства лица, изготовивших эти печатные или аудиовизуальные агитационные материалы, а также о наименовании организации либо о фамилии, об имени, отчестве лица, заказавших изготовление этих печатных или аудиовизуальных агитационных материалов, изготовление печатных или аудиовизуальных агитационных материалов, в которых перечисленные данные указаны неверно, изготовление или распространение печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, содержащих коммерческую рекламу, либо без предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума, распространение печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов без предоставления их экземпляра (копии) либо фотографии в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума вместе со сведениями о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы, а равно распространение печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований закона к использованию в них изображения физического лица, высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении —

(Абзац в ред. Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 93-ФЗ.)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

(Абзац в ред. Федерального закона от 22 июня 2007 г. № 116-ФЗ.)

2. Размещение печатных агитационных материалов в местах, где это запрещено федеральным законом, либо размещение этих материалов в помещениях, зданиях, на сооружениях и иных объектах без разрешения собственников или владельцев указанных объектов —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

(Абзац в ред. Федерального закона от 22 июня 2007 г. № 116-ФЗ.)

(Часть введена Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 93-ФЗ.)

(В ред. Федерального закона от 4 июля 2003 г. № 94-ФЗ.)

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов, регулируемые соответствующим федеральным законодательством (см. п. 2 и 4 комментария к ст. 5.1), а также законодательными актами субъектов РФ.

2. Законодательство определяет общий порядок и правила проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и, в частности, правила изготовления и условия распространения агитационных печатных и аудиовизуальных материалов (см., например, ст. 54 Федерального закона от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Кандидаты, избирательные объединения, инициативные группы по проведению референдума вправе выпускать агитационные материалы (печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки агитации и предназначенные для массового распространения (продажи, подписки, доставки, раздачи) и обнародования в ходе избирательной кампании, при проведении референдума, например листовки, плакаты и пр.).

Выпускаемые агитационные материалы должны содержать наименования (включая организационно-правовую форму) и юридические адреса организаций или фамилии, имена, отчества и места жительства лиц, изготовивших данные материалы; наименование организации или фамилию, имя, отчество лица, заказавших изготовление материалов, а также информацию об их тираже и дате выпуска.*

Изготовление анонимных агитационных печатных материалов запрещается. В содержании агитационных предвыборных материалов недопустимы призыв к насильственному изменению основ конституционного строя и нарушению территориальной целостности России, пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Не допускаются выпуск и распространение сообщений и материалов, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную вражду. Кроме того, законодательство запрещает распространение ложных сведений о кандидате, а также совершение иных действий, порочащих его честь и достоинство.

3. Запрещается изготовление агитационных материалов, содержащих коммерческую рекламу, а также агитационных материалов без предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума и без указания информации об этой оплате.

Запрещается распространение агитационных материалов, если экземпляры этих материалов до начала их распространения не были представлены кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума вместе со сведениями о месте нахождения (адресе) организации (лица), изготовивших и заказавших эти материалы, в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума.*

4. Использование изображения физического лица, высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении в агитационных материалах возможно только с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий такое согласие, представляется в комиссию вместе с экземплярами агитационных материалов. В случае нарушения данного требования относительно агитационных материалов, размещаемых на каналах организаций телерадиовещания или в периодических печатных изданиях, ответственность наступает не по комментируемой статье, а по ст. 5.8 КоАП РФ.

5. Объективная сторона правонарушения по ч. 1 данной статьи выражается в действиях (бездействии), повлекших изготовление и распространение в период подготовки и проведения выборов (референдума) агитационных печатных материалов, не содержащих необходимой, полной и достоверной информации или с нарушением иных требований, названных в п. 2, 3 комментария.*

6. Печатные агитационные материалы могут вывешиваться (размещаться) в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах только при наличии письменного согласия собственников, владельцев указанных объектов и на их условиях.

Запрещается вывешивать (размещать) печатные агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.

7. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 данной статьи, состоит в действиях, нарушающих указанные в п. 6 комментария условия размещения печатных агитационных материалов.

8. Субъектами данных правонарушений могут быть как граждане, так и должностные лица, а также юридические лица — организации, заказавшие, изготовившие или разместившие агитационные материалы.*

9. Данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

10. Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи (ст. 23.1) в пятидневный срок (ч. 3 ст. 29.6). Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями, комиссиями референдума (ч. 5 ст. 28.3), а также должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3)."

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль