Правовая форма организации - ОАО, акции принадлежат администрации муниципального образования

136

Вопрос

Правовая форма организации - ОАО, акции принадлежат администрации муниципального образования. Какие требования при ведении деятельности должны соблюдаться в рамках ФЗ № 273-ФЗ "О противодействии коррупции"? Какие документы и положения должны быть приняты (изданы) в рамках указанного федерального закона?

Ответ

: С 1 января 2013 года все организации обязаны разрабатывать и реализовывать антикоррупционные мероприятия (ст. 13.3 ФЗ от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ). До недавнего времени эта обязанность была декларативной, так как отсутствовали какие-либо нормативные положения, которые ее детализировали бы. Ситуация изменилась только с выходом Методических рекомендаций. Организация, в рамках проведения антикоррупционных мероприятий может включить антикоррупционные положения в трудовые договоры с сотрудниками и контракты с деловыми партнерами, ввести в договоры, связанные с хозяйственной деятельностью организации, стандартные антикоррупционные оговорки. Помимо перечисленных выше профилактических мероприятий, программа по противодействию коррупции, мошенничеству и хищениям подразумевает конкретные действия по выявлению и пресечению нарушений в компании, в т.ч. оценка коррупционных рисков в бизнес-процессах и разработка контрольных процедур, внедрение технических контролей и т.д.

 

Дополнительно Вы можете ознакомиться:

Распределение сфер ответственности при разработке корпоративной программы по противодействию коррупции, мошенничеству и хищениям;

Контрольные процедуры для выявления коррупционных рисков в компании;

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

Как разработать корпоративную программу по противодействию коррупции, мошенничеству и хищениям

<...>

«Недобросовестные действия со стороны отдельных сотрудников компании могут причинить ей значительный финансовый и репутационный ущерб. Чтобы предотвратить это, необходимо заранее выстроить систему мер по противодействию коррупции, мошенничеству и хищениям.

Разработать такую систему помогут Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (утв. Министерством труда и социальной защиты РФ 8 ноября 2013 г.; далее — Методические рекомендации).

Дело в том, что с 1 января 2013 года все организации обязаны разрабатывать и реализовывать антикоррупционные мероприятия (ст. 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»). До недавнего времени эта обязанность была декларативной, так как отсутствовали какие-либо нормативные положения, которые ее детализировали бы. Ситуация изменилась только с выходом Методических рекомендаций.*

Причем они могут быть полезны не только для того, чтобы формально выполнить упомянутую выше обязанность по профилактике и противодействию коррупции. Злоупотребления, совершаемые в компаниях, зачастую не ограничиваются одной лишькоррупцией. Ориентируясь на Методические рекомендации, юрист может разработать комплексную программу, нацеленную напротиводействие:

  • мошенничеству,
  • коммерческому подкупу,
  • хищению активов,
  • посягательствам на интеллектуальную собственность и коммерческую тайну организации.

Разработка Программы по противодействию коррупции, мошенничеству и хищениям

Основные принципы, перечень и порядок выполнения отдельных мероприятий рекомендуется закрепить в едином документе, который можно назвать «Антикоррупционная политика», как это предложено в Методических рекомендациях. Можно выбрать и иное название — например, Комплексная программа по противодействию коррупции, мошенничеству и хищениям (далее — Программа), что позволит более точно отразить суть проводимых мероприятий.

Подготовку проекта Программы оптимально разбить на следующие этапы.

1. Разработка проекта. Программа может быть подготовлена как внешними консультантами, так и силами самой компании. Распоряжением по организации нужно сформировать рабочую группу с участием представителей финансовой, юридической, кадровой служб, подразделений экономической безопасности, внутреннего аудита и внешних коммуникаций (PR). Для повышения авторитета рабочей группы целесообразно, чтобы ее возглавил представитель высшего менеджмента.

2. Первичное обсуждение рабочей версии документа.К участию в обсуждении желательно привлечь максимально широкий круг сотрудников компании. Чтобы получить обратную связь от сотрудников, проект стоит разместить на корпоративном портале.

3. Согласование.Программу необходимо согласовать со структурными подразделениями, оформить в виде локального нормативного акта и утвердить приказом по организации, что сделает обязательным выполнение ее положений всеми работниками.

4. Ознакомление. Утвержденная Программа доводится до сведения сотрудников компании, например, посредством оповещения по электронной почте. Затем сотрудники должны своей подписью подтвердить факт ознакомления.

Утвержденная Программа размещается на внутреннем интранет-портале, а также в других корпоративных СМИ (газеты, брошюры, плакаты-листовки). В качестве примера см. Программу, утвержденную в госкорпорации «Росатом».*

При необходимости можно предусмотреть переходный период с момента принятия Программы и до начала ее действия. В течение переходного периода инициируются внутренние семинары для работников по разъяснению основных положений Программы.

Определение куратора Программы

Работа по противодействию коррупции и злоупотреблениям носит комплексный характер, и в ее выполнении участвуют многие службы. Однако для повышения эффективности рекомендуется определить структурное подразделение, которое будет координировать работу других департаментов компании по данному направлению.

В сложившейся практике российского бизнеса данная функция, как правило, возлагается на подразделение экономической безопасности (чаще) или департамент внутреннего аудита (реже). В российских подразделениях иностранных компаний такие задачи обычно выполняет специализированное подразделение по Compliance («комплаенс»).

Чтобы снизить риск противодействия со стороны недобросовестных сотрудников, необходимо подчинить руководителя подразделения, отвечающего за курирование Программы, напрямую генеральному директору.

Типовая схема возможного распределения сфер ответственности по реализации Программы представлена в таблице.

Реализация мероприятий Программы

Причиной совершения персоналом корпоративных злоупотреблений, как правило, становятся следующие основные факторы:

  • самооправдание. Низкая корпоративная культура в организации приводит к оправданию работниками совершенных ими проступков («маленькая зарплата», «все берут откаты» и т. п.);
  • возможности. Отсутствие эффективной системы внутреннего контроля создает предпосылки для отдельных сотрудников совершать злоупотребления с низкой вероятностью быть обнаруженными;
  • давление. Наличие внешних или внутренних обстоятельств, вынуждающих работников нарушать установленные правила и процедуры.

Программа должна предусматривать план мероприятий, направленных на профилактику, предотвращение, выявление, расследование коррупции и злоупотреблений за счет скоординированной работы структурных подразделений организации.

При составлении данного плана рекомендуется для каждого мероприятия указать конкретные сроки его проведения и ответственного исполнителя. Рассмотрим такие основные мероприятия по группам.

Система мероприятий по профилактике коррупции и иных злоупотреблений

Ключевой инструмент профилактики злоупотреблений — включение антикоррупционных положений в трудовые договоры с сотрудниками и контракты с деловыми партнерами. Важное значение также имеют повышение корпоративной культуры, формирование атмосферы честности и неприятия коррупции, мошенничества и хищений со стороны большинства работников компании.*

1. Введение антикоррупционных положений в трудовые договоры работников

В трудовые договоры сотрудников можно включить следующие обязанности:

  • воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени компании;
  • воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени организации;
  • незамедлительно информировать непосредственного руководителя (или лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной программы, или руководство организации) о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений;
  • незамедлительно информировать непосредственного начальника (или лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной программы, или руководство организации) о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами организации или иными лицами;
  • сообщить непосредственному руководителю или иному ответственному лицу о возможности возникновения либо возникшем у работника конфликте интересов.

При этом основным механизмом возложения на работников дополнительных обязанностей, связанных с профилактикой ипротиводействием коррупции, является статья 57 Трудового кодекса РФ.

Обоснование

Если трудовой договор содержит приведенные выше обязанности, работодатель вправе применить к работнику меры дисциплинарного взыскания (включая увольнение) за совершение неправомерных действий, которые повлекли неисполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей.

Руководство компании может поручить юридическому департаменту подготовить или проанализировать проект локального нормативного акта, регламентирующего порядок уведомления работодателя:

  • о случаях склонения работника к совершению злоупотреблений;
  • о ставшей известной работнику информации о случаях совершения подобных действий.

За основу вполне допустимо взять порядок, уже применяемый на государственной службе. Так, Методические рекомендации предлагают обратиться к опыту Минздравсоцразвития России, приведенному в письме от 20 сентября 2010 г. № 7666-17 «О методических рекомендациях о порядке уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, включающих перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, вопросы организации проверки этих сведений и порядка регистрации уведомлений».

2. Введение в договоры, связанные с хозяйственной деятельностью организации, стандартной антикоррупционной оговорки

Методические рекомендации идут по пути опыта английского законодательства (UK Bribery Act). В его основе лежит включение в договоры с контрагентами так называемых антикоррупционных оговорок, которые направлены:

  • на установление юридических обязанностей сторон договора по антикоррупционному поведению;
  • на создание юридической базы для мониторинга контрагентов на предмет соблюдения законодательства по противодействиюкоррупции.

Пример стандартной антикоррупционной оговорки, которую можно включать в договоры с контрагентами

В то же время стоит помнить о рисках, возникающих в связи с возможной неоднозначной трактовкой подобных положений со стороны регулирующих органов.

Так, Федеральная антимонопольная служба выдала в отношении ООО «Ново Нордикс» предписание № 1 10/91-10, в котором признала не соответствующей российскому законодательству о защите конкуренции антикоррупционную оговорку, предполагающую проведение ООО «Ново Нордикс» аудита в случае сомнений на предмет соблюдения партнерами антикоррупционного законодательства.

3. Принятие кодекса этики и положения о конфликте интересов, включая соответствующую процедуру декларирования

Кодекс этики фиксирует правила добросовестного ведения бизнеса и утверждается приказом по компании, а содержание его положений доводится до работников под подпись. При нарушении его положений данная процедура позволит привлечь сотрудника к дисциплинарной ответственности, а при необходимости — принять более строгие меры (определение Санкт-Петербургского городского суда от 23 августа 2010 г. № 11564).

4. Регулирование конфликта интересов

Своевременное выявление конфликта интересов в деятельности сотрудников компании — ключевой элемент предотвращения злоупотреблений.

В Приложении 3 к Методическим рекомендациям содержится примерный перечень возможных ситуаций, когда возникает конфликт интересов.

Компании рекомендуется разработать аналогичный перечень типовых ситуаций конфликта интересов, отражающих специфику ее деятельности.

5. Проведение агитационной кампании

Эффективным инструментом повышения корпоративной культуры может стать проведение PR-акции, направленной на пропаганду честной модели поведения и неотвратимости наказания лиц, совершивших злоупотребления. Это объективно способствует снижению рисков негативных инцидентов. Такая агитационная кампания может включать в себя публикации тематических материалов в корпоративных СМИ, информирование сотрудников о мероприятиях по реализации Программы и полученных результатах, тематические конкурсы среди работников.

В случае необходимости юридический департамент по запросу PR-службы участвует в претензионно-исковой работе с внешним коммуникационным агентством. Например, при несоответствии полученного результата техническому заданию, установленному в договоре.

Система мероприятий по предотвращению, выявлению и расследованию злоупотреблений

Помимо перечисленных выше профилактических мероприятий, Программа по противодействию коррупции, мошенничеству и хищениям подразумевает конкретные действия по выявлению и пресечению нарушений в компании. Такие действия можно разделить на несколько групп.*

1. Оценка коррупционных рисков в бизнес-процессах и разработка контрольных процедур

Оценка коррупционных рисков нацелена на определение тех конкретных бизнес-процессов и деловых операций в деятельности организации, при реализации которых наиболее высок риск совершения работниками организации коррупционных правонарушений.

Методические рекомендации дают алгоритм проведения подобной оценки, включающий следующие шаги:

  • представить деятельность компании в виде отдельных бизнес-процессов, в каждом из которых выделяются составные элементы (подпроцессы);
  • определить «критические точки», подпроцессы, при реализации которых наиболее вероятно возникновение злоупотреблений, а также определить индикаторы (признаки) злоупотреблений в каждом процессе;

Примеры возможных индикаторов злоупотреблений

  • описать выгоды и преимущества, которые могут быть получены при совершении злоупотребления; должности, являющиеся ключевыми для совершения коррупционных правонарушений; вероятные формы осуществления необоснованных платежей. Например, «получение откатов от поставщиков руководителем службы закупок».

Проведенный анализ позволит составить «карту коррупционных рисков компании», что позволит разработать комплекс мер по их устранению или минимизации.

Примерные контрольные процедуры в отдельных бизнес-процессах представлены в таблице.

2. Внедрение технических контролей

Снизить воровство в компании можно за счет оснащения объектов инженерно-техническими средствами охраны и средствами специального инструментального контроля. В качестве таких средств могут выступать:

  • системы контроля доступа;
  • освещение и сигнализация на складах;
  • системы видеонаблюдения.

Кроме того, стоит применять (с письменного согласия кандидатов) полиграф при приеме на работу, связанную с обращением дорогостоящий ТМЦ, проводить систематические проверки сохранности ТМЦ и денежных средств, а также заключить с работниками договоры о материальной ответственности.

На юридический департамент возлагается обязанность по проведению легализации использования технических контролей. Например, юристы должны проконтролировать следующие моменты:

  • в локальных нормативных актах и трудовых договорах предусмотрена возможность применения видеонаблюдения со стороны компании;
  • работники ознакомлены под подпись с приказом о введении системы видеонаблюдения, а информация о ее наличии размещена на рабочих местах;
  • оборудование сертифицировано и не входит в перечень специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

3. Создание горячей линии приема сообщений о злоупотреблениях

Еще одним эффективным инструментом предотвращения и выявления коррупции и злоупотреблений может стать создание в компании горячей линии приема сообщений. В состав горячей линии могут входить: многоканальный телефон (с бесплатными входящими звонками из любой точки мира), электронная почта, абонентский ящик.

Юридическая служба оказывает содействие в разработке локальных нормативных актов, регламентирующих прием и обработку принятых сообщений с соблюдением законодательства о персональных данных и сохранением анонимности позвонивших лиц. С операторами горячей линии необходимо заключить соглашения о конфиденциальности.

4. Расследование злоупотреблений

По результатам выявленных фактов коррупции и иных злоупотреблений необходимо провести служебное расследование в полном соответствии с процедурой, установленной действующим законодательством.

Юридическая служба оказывает содействие подразделениям экономической безопасности, кадров и внутреннего аудита в части закрепления доказательной базы и соблюдения установленных правил привлечения к дисциплинарной ответственности и процедуры увольнения.

Кроме того, правовой департамент может принять участие в разработке регламента служебного расследования".

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль