Мы имеем следующую цепочку купли-продажи: первоначальный продавец (импортер) - дилер - конечный потребитель

664

Вопрос

Мы имеем следующую цепочку купли-продажи: первоначальный продавец (импортер) - дилер - конечный потребитель. Все звенья - юридические лица. Вправе ли конечный потребитель обратиться с претензией по качеству товара не к дилеру, а к первоначальному продавцу (импортеру) напрямую? Можно ли такое ограничение на обращение предусмотреть договором? Или к нему может обратиться только дилер на основании п.2. ст.518 ГК?

Ответ

: Конечный потребитель не в праве обращаться с претензиями по качеству товара прямо к импортеру, так как между ними отсутствуют договорные отношения. Дилер вправе обращается к импортеру в порядке пункта 2 статьи 518 ГК РФ в случае претензий покупателя по качеству товара. О том, как в договоре между импортером и дилером предусмотреть ограничения по обслуживанию товара дилером без привлечения импортера, читайте в рекомендации ниже.

 

Сторонами по договору поставки являются поставщик — продавец и покупатель (статья 506 ГК РФ). В указанном случае по одному договору сторонами являются импортер и дилер, по другому договору — дилер и конечный потребитель.

В отличие от Закона от 07.02.1992 № 2300-1, ГК РФ предусматривает, что по договору поставки конечный потребитель товара выставляет претензии по качеству товара только к поставщику, а дилер — поставщик к продавцу — импортеру (статья 518 ГК РФ).

Обращение конечного потребителя к импортеру на прямую не представляется возможным, так как между ними отсутствуют обязательства в отношении друг друга (статья 309 ГК РФ).

В том случае, если конечным потребителем будет являться физическое лицо, то право потребителя на обращение к изготовителю или первоначальному продавцу напрямую предусмотрено статьями 12, 13, 14, 18, 20, 23 Закона от 07.02.1992 № 2300-1 и не может быть отменено условиями договора.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Можно ли в дилерском договоре предусмотреть условие, согласно которому дилер сам будет отвечать на все претензии потребителей по качеству товара.

«Да, такое условие может быть включено в дилерский договор*. Например, поставщик и дилер могут договориться, что сервисным и гарантийным обслуживанием реализуемых товаров занимается только дилер. Для этого он обязуется создать сервисные центры, нанять соответствующих специалистов и ежегодно направлять их на обучение к поставщику (подробнее см. Форма дилерского договора и условия, которые необходимо проверить поставщику).

Но при этом возникает следующая проблема. Положения Закона о защите прав потребителей дают потребителю право выбора того, к кому он будет предъявлять свои требования. Однако поставщик (будь он изготовителем, импортером либо уполномоченной организацией или индивидуальным предпринимателем) при этом не наделен правом немотивированного отказа потребителю в удовлетворении требования. Поставщик не сможет ему сказать, что согласно дилерскому договору все претензии теперь предъявляются дилеру. Наличие такого договора и его условия не должны интересовать потребителя.

Выход может быть таким. В дилерском договоре необходимо закрепить право поставщика „переадресовать“ полученные от потребителя претензии дилеру. При этом важно зафиксировать процедуру передачи возвращенного товара в сервисный центр дилера*.

Однако всегда есть риск того, что дилер в ходе исполнения своих обязательств установит наличие вины поставщика в недостатках товара. Например, если он является изготовителем и допущен заводской брак. В таком случае поставщик будет отвечать перед дилером как перед покупателем по договору поставки. Подробнее см. Как возразить на претензии покупателя о недостатках переданного товара.

Из рекомендации „Как предотвратить или уменьшить риски поставщика при исполнении дилерского договора“.».

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль