• Главная страница
  • » Ответы на вопросы
  • » Право потребителя-гражданина на обращение к изготовителю или первоначальному продавцу напрямую предусмотрено Законом О защите прав потребителей и не может быть отменено условиями договора

Право потребителя-гражданина на обращение к изготовителю или первоначальному продавцу напрямую предусмотрено Законом О защите прав потребителей и не может быть отменено условиями договора

138

Вопрос

Право потребителя-гражданина на обращение к изготовителю или первоначальному продавцу напрямую предусмотрено Законом О защите прав потребителей и не может быть отменено условиями договора. Существуют ли какие-либо ограничения для потребителя-организации на обращение к изготовителю или первоначальному продавцу? Можно ли такое ограничение на обращение предусмотреть договором?

Ответ

: отношения, возникающие из договоров купли-продажи, покупателем, в которых выступает юридическое лицо, регулируются нормами ГК РФ. Возможность предъявления требований покупателем — юридическим лицом к изготовителю товаров, если он не является продавцом, в ГК РФ не предусмотрена. Возможность предъявления требований к продавцу покупателем-организацией предусмотрена, в том числе ст.475, 480, 482 ГК РФ. Ограничение для покупателя-организации на обращение к продавцу может выражаться в сроках, в течение которых он может обратиться с соответствующими требованиями. Само право на обращение с претензией быть ограничено договором не может, т.к. в данном случае это условие будет недействительным в связи с противоречием закону (ст.ст.168, 180 ГК РФ).

 

По вопросу сроков предъявления требований, связанных с недостатками товара существует две позиции судов.

Первая позиция — ограничение срока возможно. В качестве примера можно привести постановление 13 ААС от 30.11.06 № А21-10964/2005, оставлено в силе постановлением ФАС СЗО от 28.03.07 г.

Вторая позиция — ограничение срока недопустимо. В качестве примера можно привести постановление ФАС ПО от 01.08.08 № А65-13804/06.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1.Постановление 13 ААС от 30.11.2006 № А21-10964/2005

«Из материалов дела следует, что претензия была направлена истцом только 22.09.2006, то есть с пропуском установленного Договором срока. Кроме того, истцом не был составлен акт о ненадлежащем качестве товара, не было в течение 24-х часов с момента обнаружения дефектов качества товара сообщено об этом телефонограммой, также не была согласована с ответчиком экспертная организация.

В пункте 1 статьи 477 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) определено, что если иное не установлено законом или договором купли-продажи, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при условии, что они обнаружены в сроки, установленные настоящей статьей.

Поскольку иное установлено Договором (пункт 1 статьи 477 ГК РФ), суд апелляционной инстанции не принимает доводы истца со ссылкой на пункт 4 статьи 477 ГК РФ (л.д. 62).»*

2. Постановление ФАС ПО от 01.08.2008 № А65-13804/06

«Согласно статье 477 Гражданского кодекса Российской Федерации, если на товар установлен гарантийный срок, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока.

Установленный разделом 4 договора от 26.12.2005 срок для предъявления претензии по качеству не является пресекательным и не освобождает поставщика некачественной продукции от ответственности за поставку брака.*

По условиям пункта 2 статьи 475 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае существенного нарушения требований к качеству (обнаружения неустранимых недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.»

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль