Организация заключает рамочный дилерский договор с иностранной компанией на продажу программного обеспечения на российском рынке

961

Вопрос

Организация заключает рамочный дилерский договор с иностранной компанией на продажу программного обеспечения на российском рынке. К какому виду договоров относится дилерский договор? Дилер - это агент?, посредник? или ??

Ответ

: Сегодня на практике часто происходит смешение понятий дилерского договора с иными договорными конструкциями (дистрибьюторским и посредническими договорами). Это во многом связано с отсутствием регулирования данного вида договора в российском законодательстве. Между тем, дилер выступает в роли торгового (коммерческого, экономического) посредника. При этом не является посредником с юридической точки зрения. Таковыми признаются только агенты, комиссионеры и поверенные. На дилера напрямую не распространяются нормы о посреднических договорах (можно говорить лишь об аналогии закона). В то же время между посредниками и дилером есть много общего, что позволяет некоторым авторам относить дилерские договоры к посредническим.

 

Общие признаки сходства дилерского и посреднического договора:

1. Передача поставщиком прав с целью организации сбыта его товаров на определенной территории или без ее указания.

2. Оказание сопутствующих основной деятельности услуг.

3. Как правило, временный характер договоров.

Различия между посредниками и дилером заключаются в следующем.

1. При заключении договора купли-продажи посредники представляют интересы производителя (дистрибьютора). Дилер является самостоятельной стороной в сделке и действует исключительно в собственных интересах. Он на свой страх и риск покупает товары у производителя или дистрибьютора (продавца) и перепродает их от своего имени потребителям (покупателям). Последние, в свою очередь, вступают в юридические отношения только с дилером, а не с производителем товара или дистрибьютором.

2. Посредники не имеют права собственности на продаваемый товар.

3. Выручка от перепродажи дилером товаров поступает в его собственность, а не в собственность доверителя, принципала или комитента. При этом дилеры не получают какого-либо посреднического вознаграждения.

4. Обычно дилеры не представляют продавцу регулярных отчетов об исполнении дилерского договора. Для посредников обязанность по их представлению предусмотрена Гражданским кодексом РФ (ст. 974, 999 и 1008 ГК РФ). В отношении дилеров она может быть установлена только договором.

Дополнительно Вы можете ознакомиться:

Какой вид договора выбрать при работе через посредника: комиссия, агентирование, поручение;

Предмет договоров комиссии, поручения, агентирования;

Правовой статус сторон посреднических договоров;

Форма дилерского договора и условия, которые необходимо проверить дилеру;

Как предотвратить или уменьшить риски дилера при исполнении дилерского договора;

Условия дилерского договора о цене, территории и запрете на работу с конкурентами: риски для дилера;

Когда товар для перепродажи выгоднее получать в рамках дилерского договора: сравнение с другими договорами;

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

 

Когда для реализации товара выгоднее заключить дилерский договор: сравнение с другими договорами

<...>

«Все производители (как и продавцы с поставщиками) заинтересованы в активном продвижении своих продуктов (товаров) и увеличении продаж. Дилерство преследует именно эту цель. Оно является традиционной для западного бизнеса системой сбыта и продвижения товаров на рынке.

Однако сегодня на практике часто происходит смешение понятий дилерского договора с иными договорными конструкциями (дистрибьюторским и посредническими договорами). Это во многом связано с отсутствием регулирования данного вида договора в российском законодательстве.

Чтобы определить, насколько выгодно для поставщика заключение именно дилерского договора, а также избежать возможных рисков, связанных с его заключением, необходимо четко понимать место дилерского договора в праве России на сегодняшний день.*

Несмотря на то что для перепродажи товаров можно использовать традиционные поставку и посреднические договоры, производители (или крупные оптовики) часто прибегают именно к конструкции дилерского договора. Задача юриста — выбрать, какая из перечисленных моделей договоров лучше всего подходит в конкретной сложившейся ситуации. Выбор в пользу дилерства зачастую обусловлен потребностями коммерческой службы (возложить на покупателя обязанность по осуществлению рекламы, установить минимум продаж, ограничить сбыт товаров на оговоренной территории).

При этом вид реализуемого товара не имеет значения. Это могут быть вода, кондитерские изделия, строительные материалы, мебель, автотранспорт, молочные продукты или даже оружие (подробнее см. При реализации каких товаров на практике часто используются дилерские договоры).

Понятие и правовое регулирование дилерского договора

Дилер (от английского слова «dealer» — торговец) оптом закупает товары поставщика (производителя, дистрибьютора) для их последующей продажи в розницу или мелким оптом, выступая при этом в роли торгового посредника (но не посредником с юридической точки зрения). При этом сам он потребителем товара не является, но часто берет на себя обязанность по послепродажному обслуживанию.

Дилерский договор предназначен для того, чтобы урегулировать отношения, которые включают в себя следующие этапы.*

1. Приобретение товара (дилером у поставщика).

На этом этапе дилер приобретает у поставщика (производителя или дистрибьютора) товар в собственность, получает его и оплачивает.

2. Продвижение (дилером) и реализация (дилером конечному покупателю) товара.

Часто для более эффективного продвижения товаров дилеры создают так называемую дилерскую сеть.

Реализация товара происходит от имени и за счет дилера. В отношениях «дилер — покупатель» первый исполняет все права и обязанности продавца.

На этом этапе уже дилер получает свою прибыль. Она складывается из разницы между закупочной дилерской ценой и ценой реализации товара.

3. Послепродажное обслуживание.

В зависимости от условий договора такое обслуживание осуществляет либо дилер, либо поставщик.

Таким образом, в ходе реализации товаров формируется так называемая система двойных договоров:

  • между продавцом и дилером;
  • между дилером и покупателем.

К отношениям сторон по дилерскому договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых в нем содержатся, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа дилерского договора (п. 3 ст. 421 ГК РФ).

Обоснование

Неверно также называть дилерский договор предварительным, так как он является реально действующим. Хотя предварительный дилерский договор заключить можно, но он будет означать всего лишь намерение сторон заключить в будущем дилерский договор (см., например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 января 2013 г. № 09АП-34632/2012-ГК по делу № А40-84943/12-56-783).

Иногда, заключая дилерский договор на длительный срок, стороны не включают в него условия поставки всех партий товара, а договариваются их определять позднее в приложениях к общему дилерскому договору. В таком случае правильнее будет назвать такой договор рамочным в части, которая касается будущих поставок по отдельным договорам купли-продажи товаров (подробнее см. В каких случаях имеет смысл заключить рамочный договор).

Преимущества использования дилерского договора

Дилерский договор имеет все преимущества договора поставки. В частности, поставщик получает прибыль при продаже товара первому покупателю. После этого поставщик уже не заботится о поиске новых покупателей того же товара (потребителей), об организации доставки, о риске неплатежеспособности потребителей, послепродажном обслуживании (если иное не указано в дилерском договоре), создании сервисных центров и т. д. Поставщик свою работу выполнил — передал товар дилеру, который для него является «своим конечным потребителем».

Однако дилерский договор обладает дополнительными преимуществами по сравнению со стандартным договором поставки. С помощью дилерского договора поставщик может возложить на дилера обязанности:

  • по выполнению гарантированного минимума продаж (и установить санкции за его невыполнение);
  • по осуществлению рекламной и маркетинговой деятельности;
  • по представлению отчетов об исполнении обязательств;
  • по послепродажному обслуживанию и т. д.

Кроме того, дилерский договор может содержать требования к квалификации сотрудников дилера, которые будут заниматься дальнейшей реализацией товара, и к его торговым площадям и сервисным центрам.

Также стоит отметить наличие своеобразной обратной связи с потребителем, которая весьма ценна для производителя. Если товар перестает продаваться и начинает копиться на складе дилера, то это будет сигналом к тому, чтобы сократить производство такого товара либо увеличить его поставку в другие регионы (другим дилерам).

Сходство и различие с дистрибьюторским договором*

С юридической точки зрения различие между дилерскими и дистрибьюторскими договорами весьма условное, так как и те и другие зачастую могут предусматривать практически идентичные условия. Оба эти договора:

  • устанавливают длительные отношения между поставщиком и дилером (дистрибьютором);
  • опосредуют передачу товара в собственность от поставщика дилеру (дистрибьютору);
  • направлены на распространение товара от имени и за счет дилера (дистрибьютора).

Кроме того, доход дистрибьютора, как и дилера, складывается за счет разницы цен покупки и продажи товара.

На практике различие между рассматриваемыми договорами заключается в ранге и дислокации, а также в экономических и инфраструктурных возможностях.

1. Большинство авторов указывают, что основное отличие заключается в географии. В частности, дистрибьюторы работают на внешнем рынке. Они заключают договор с экспортером, который желает расширить сбыт своих товаров на зарубежных рынках и при этом минимизировать свои расходы. Дилерские договоры заключаются для сбыта в стране-производителе. В результате одной из особенностей дистрибьюторского договора становится условие об обязанностях по таможенному оформлению товаров.

2. Дистрибьюторы, как правило, являются достаточно крупными оптовыми компаниями со своими складами и транспортом для осуществления перевозок. Они сами занимаются изучением рынка, устанавливают оптимальные цены, проводят рекламную политику, обеспечивают сервис. Дилер, в свою очередь, значительно меньше. Он реализует товары в небольших масштабах, участвует в рекламных кампаниях производителей и осуществляет послепродажное обслуживание. Таким образом, в основе разделения данных договоров лежат своего рода экономические характеристики дилера и дистрибьютора.

3. Многие авторы указывают на различное место дистрибьюторов и дилеров в товаропроводящей цепи. Часто она выглядит следующим образом.

«Производитель (продавец) — дистрибьютор — дилер — покупатель (потребитель)».

То есть дистрибьютор, являясь более крупным оптовиком, чем дилер, находится ближе к производителю, а дилер — ближе к покупателю (потребителю). При этом зачастую дистрибьюторы не занимаются прямыми продажами товаров потребителям. Их задача часто сводится лишь к поиску дилеров, их проверке, развитию и поддержке дилерской сети. Наличие такой сети обычно является определяющим для производителя при выборе дистрибьютора.

После получения товаров от производителя дистрибьюторы занимаются их перераспределением в зависимости от потребностей каждого дилера (английское слово «distributor» переводится как распределитель).

Если речь идет о так называемых официальных импортерах или официальных дистрибьюторах на территории России, то, как правило, условия договоров с производителями могут предусматривать обязанности дистрибьютора:

  • провести таможенное оформление товаров,
  • организовать на территории страны импорта специализированные сервисные центры для ремонта и гарантийного обслуживания товаров,
  • консультировать дилеров по всем вопросам, касающимся качества, свойств и прочих характеристик товара.

Подобные дополнительные обязательства связаны именно с тем, что у дистрибьюторов с экономической точки зрения более богатая и развитая инфраструктура, предполагающая возможность качественного продвижения товаров.

О сходстве и различии дилерского и дистрибьюторского договоров сегодня написано довольно много. При этом источники зачастую дают противоречивую информацию (кто-то говорит об идентичности этих понятий, а кто-то указывает на пропасть отличий). При этом трудно сказать с полной уверенностью, кто прав, а кто — нет.

Сходство и различие с посредническими договорами

Как уже было указано, дилер выступает в роли торгового (коммерческого, экономического) посредника. При этом не является посредником с юридической точки зрения. Таковыми признаются только агенты, комиссионеры и поверенные (подробнее о них см. Какой вид договора выбрать при работе через посредника: комиссия, агентирование, поручение, Предмет договоров комиссии, поручения, агентирования, Правовой статус сторон посреднических договоров). На дилера напрямую не распространяются нормы о посреднических договорах (можно говорить лишь об аналогии закона). В то же время между посредниками и дилером есть много общего, что позволяет некоторым авторам относить дилерские договоры к посредническим.*

1. Передача поставщиком прав с целью организации сбыта его товаров на определенной территории или без ее указания.

2. Оказание сопутствующих основной деятельности услуг.

3. Как правило, временный характер договоров.

Различия между посредниками и дилером заключаются в следующем.

1. При заключении договора купли-продажи посредники представляют интересы производителя (дистрибьютора). Дилер является самостоятельной стороной в сделке и действует исключительно в собственных интересах. Он на свой страх и риск покупает товары у производителя или дистрибьютора (продавца) и перепродает их от своего имени потребителям (покупателям). Последние, в свою очередь, вступают в юридические отношения только с дилером, а не с производителем товара или дистрибьютором.

2. Посредники не имеют права собственности на продаваемый товар.

3. Выручка от перепродажи дилером товаров поступает в его собственность, а не в собственность доверителя, принципала или комитента. При этом дилеры не получают какого-либо посреднического вознаграждения.

4. Обычно дилеры не представляют продавцу регулярных отчетов об исполнении дилерского договора. Для посредников обязанность по их представлению предусмотрена Гражданским кодексом РФ (ст. 974, 999 и 1008 ГК РФ). В отношении дилеров она может быть установлена только договором".



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.