Требуется пояснение: в тексте п. 2 ст. 437 ГК РФ

93

Вопрос

Требуется пояснение: в тексте п. 2 ст. 437 ГК РФ ...заключить договор с любым кто отзовется...Не означает ли это запрет на сужение оферентом круга потенциальных клиентов в условиях Договора оферты? Например мы предполагаем оговорить что данный вариант Договора оферты адресован только юр лицам и ИП? А для физ лиц будет другой вариант, учитывающий требования Закона о защ прав потребителей?

Ответ

: Следует исходить из того, что под публичной офертой понимается «содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется» (п. 2 ст. 437 ГК РФ). Адресованные публичные оферты различным потенциальным субъектам договора с различными условиями (для физ.лиц и юр.лиц) не вводит потребителей в заблуждение и не искажает рекламную информацию, в связи с чем, это допускается гражданским законодательством, на что косвенно указано в Постановление 13 ААС от 28.12.2010 №А56-39722/2010.

 

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

 

Когда реклама на сайте признается публичной офертой

«Какие последствия влечет размещение публичной оферты

Важно сразу же разграничить понятия «публичная оферта» и «приглашение делать оферты».

Под публичной офертой понимается «содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется» (п. 2 ст. 437 ГК РФ).

В свою очередь реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении (п. 1 ст. 437 ГК РФ).

С точки зрения последствий разница заключается в следующем. После того как лицо, разместившее публичную оферту, получит ответ на нее (акцепт), договор будет автоматически считаться заключенным. И лицо, направившее акцепт, сможет в судебном порядке потребовать исполнения договора.

Если же организация разместила предложение делать оферты и получила такую оферту от контрагента, она может выбирать: акцептовать ее или нет, то есть заключать договор или нет.

Даже если компания осознанно размещает публичную оферту на своем сайте, будучи готовой заключить договор с любым, кто отзовется, впоследствии обстоятельства для нее могут измениться. Может оказаться, что она не может исполнить договор из-за нехватки финансовых средств, достаточного времени на исполнение заказа, иных ресурсов. Но такие обстоятельства не будут служить основанием для освобождения компании от обязательств по заключенному договору.*

Чтобы избежать такого риска, можно включить в условия публичной оферты право на односторонний отказ от заключенного в таком порядке договора.

Такая возможность основана на принципе свободы договора (ст. 421 ГК РФ) и на том, что правила о публичной оферте, закрепленные в пункте 2 статьи 437 Гражданского кодекса РФ, не запрещают подобных условий.

В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается, соответственно, расторгнутым или измененным (п. 3 ст. 450 ГК РФ).

Таким образом, включить право на односторонний отказ можно только при условии, что закон не запрещает это условие для тех или иных видов (подвидов) договоров. Примером такого запрета могут служить договоры на продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг с участием потребителя. В этом случае условие о праве компании на односторонний отказ от договора с потребителем является ничтожным, поскольку ущемляет его права. В остальных случаях, когда запретов в законе нет, наличие такого условия позволит компании отказаться от договора, к которому она утратила интерес.

На сайте указана оговорка, что предложение не является публичной офертой

Практика показывает: чтобы избежать негативных последствий, в текст рекламного характера необходимо включить оговорку: «предложение не является публичной офертой». Таким способом организация выражает отсутствие воли считать себя заключившей договор с адресатом, которым будет принято предложение. А значит, отсутствует один из основных признаков оферты как таковой (п. 1 ст. 435 ГК РФ) и публичной оферты в частности (п. 2 ст. 437 ГК РФ).

К таким выводам суды приходят и в тех случаях, когда сама рекламная информация на сайте очень подробна и содержит все существенные условия договора (или даже проект такого договора).

Как видно из практики, несмотря на то что суды отказывают в удовлетворении требований, компании все же подают иски о принуждении к заключению договора и пытаются заключить договор через суд. Поэтому, чтобы застраховаться от предъявления возможных требований, можно, помимо простой оговорки «предложение не является публичной офертой», более подробно расписать на сайте информацию о нежелании заключить договор с любым обратившимся. Например, указать, что компания, разместившая информацию, не имеет намерения заключить договор на предложенных условиях со всеми, кто отзовется, а готова обсуждать условия сотрудничества. Такие условия позволят минимизировать компании свои риски на случай, если другая компания (или индивидуальный предприниматель) станет понуждать ее к исполнению договора"

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль