Законно ли установление рекламного баннера на земельном участке собственником, если назначение данного земельного участка - индивидуальное жилищное строительство

376

Вопрос

Законно ли установление рекламного баннера на земельном участке собственником, если назначение данного земельного участка - индивидуальное жилищное строительство?

Ответ

: Рекламный баннер может быть установлен собственником земельного участка с разрешенным использованием под индивидуальное жилищное строительство (см. Постановление ФАС МО от 10.01.2014 № А41-56189/2012), однако рекламную конструкцию можно установить и использовать только в том случае, если получено разрешение на ее установку и эксплуатацию (ч. 9 ст. 19 ФЗ от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ ). Порядок получения разрешений на установку рекламных конструкций отчасти урегулировано и региональным законодательством. Так в соответствии с п.3.1.12 Постановления Правительства Москвы от 12.12.2012 № 712-ПП, в г. Москве допускается установка рекламных конструкций, на основании разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, выданного Департаментом средств массовой информации и рекламы города Москвы.

 

В соответствии с пунктом 5 и пунктом 17 статьи 19 ФЗ от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции выдается на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 12 декабря 2012 года № 712-ПП договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории города Москвы может быть заключен на срок от 5 до 10 лет.

Если рекламная конструкция будет установлена и (или) будет использоваться без такого разрешения или с нарушением требований технического регламента, то ее владелец понесет административную ответственность, которая установлена в статье 14.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Дела об административных правонарушениях юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по данной статье рассматривают судьи арбитражных судов (абз. 4 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

 

Как оспорить штраф за нарушение требований к установке и (или) эксплуатации рекламной конструкции со ссылкой на то, что нарушения не было;

«Рекламную конструкцию можно установить и использовать только в том случае, если получено разрешение на ее установку и эксплуатацию (ч. 9 ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»; далее — Закон о рекламе). Если она будет установлена и (или) будет использоваться без такого разрешения или с нарушением требований технического регламента, то ее владелец понесет административную ответственность, которая установлена в статье 14.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Дела об административных правонарушениях юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по данной статье рассматривают судьи арбитражных судов (абз. 4 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).*

Решение по делу о привлечении к административной ответственности обжалуется в порядке, который установлен в части 4.1статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ. В некоторых случаях административной ответственности за нарушение требований к установке и (или) эксплуатации рекламной конструкции можно избежать, доказав, что нарушения вообще не было (отсутствует объективная сторона). Это возможно в следующих случаях:

  • рекламная информация, размещенная на основании разрешения, срок действия которого истек, не может считаться самовольной;
  • лицо, привлеченное к ответственности, не является надлежащим субъектом;
  • лицо обращалось за получением разрешения, но не получило его по вине уполномоченного органа;
  • рекламная конструкция не имеет стабильного территориального размещения;
  • конструкция не является рекламной.

Если нарушение все же имело место, иногда административной ответственности удается избежать по процессуальным основаниям. О том, как сослаться на процессуальные нарушения, допущенные проверяющими, см. отдельную рекомендацию.

О том, какие меры ответственности грозят за нарушение требований к установке и (или) эксплуатации рекламной конструкции, см.справку.

Рекламная информация, размещенная на основании разрешения, срок действия которого истек, не может считаться самовольной

Если на момент установки разрешение было получено, но впоследствии аннулировано, признано недействительным или срок его действия истек, то рекламная конструкция не может рассматриваться в качестве самовольной. Такая позиция сформулирована впостановлении Президиума ВАС РФ от 16 ноября 2010 г. № 8263/10.

Таким образом, если суд установит, что рекламная информация была размещена на установленной ранее рекламной конструкции на основании разрешения, срок действия которого истек, то откажется привлекать лицо к ответственности из-за отсутствия объективной стороны правонарушения по статье 14.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Лицо, привлеченное к ответственности, не является надлежащим субъектом

Суд откажется привлекать лицо к ответственности, если установит отсутствие субъекта правонарушения — то есть если на момент составления акта (о проверке) или протокола лицо не являлось владельцем рекламной конструкции.

Лицо обращалось за получением разрешения, но не получило его по вине уполномоченного органа

Если суд установит, что лицо уплачивает платежи за размещение рекламной конструкции и приняло все зависящие от него меры по получению разрешения, однако уполномоченный орган так и не принял решения о его выдаче, суд откажется привлекать такое лицо к административной ответственности.

Совет (166,1341)

Если срок разрешения на размещение рекламной конструкции близок к истечению, то стоит предпринять действия, направленные на его продление, чтобы избежать возможной административной ответственности за размещение рекламной конструкции без разрешения:

  • заблаговременно направить соответствующее заявление в орган, уполномоченный выдавать разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (ч. 9 ст. 19 Закона о рекламе);
  • осуществлять платежи по соглашению (если такое было) за размещение рекламной конструкции по разрешению, срок которого истекает, до момента получения нового разрешения.

Рекламная конструкция не имеет стабильного территориального размещения

Необходимым признаком рекламной конструкции, на которую распространяются требования статьи 19 Закона о рекламе в части получения разрешения на ее установку, является стабильное (стационарное) территориальное размещение. Поэтому если рекламная конструкция не размещается стационарно, а, скажем, убирается на ночь (например, надувая фигура), то разрешение на ее размещение не требуется.

Конструкция не является рекламной

Размещение уличной вывески с указанием наименования, например, крупного магазина или иного крупного учреждения (компании) может быть воспринято административным органом как реклама. Однако если размещенная информация не будет соответствовать определению рекламы, то суд откажется привлекать лицо к административной ответственности.

Рекламой не является следующая информация.

1. Вывеска или указатель (подсказывающий, как пройти к помещению) организации

2. Наклейка

Наклейка (бумажная или пластиковая основа, обратная сторона которой имеет клеящуюся поверхность) не является рекламной конструкцией, поэтому ее использование без разрешения не образует состав правонарушения по статье 14.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях (постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 августа 2012 г. по делу № А35-14645/2011)".

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль