Потребитель обращается к продавцу с требованием о замене товара (автомобиля) на товар этой же марки

123

Вопрос

Потребитель обращается к продавцу с требованием о замене товара (автомобиля) на товар этой же марки. Автомобиль участвовал в ДТП, но был восстановлен. Имеет ли это значение при рассмотрении судами требований потребителя? Какова позиция судов?

Ответ

Да, имеет.

 

Согласно ст. 21 Закона № 2300-1

1. В случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан заменить такой товар в течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) — в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования.

Если у продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в момент предъявления требования отсутствует необходимый для замены товар, замена должна быть проведена в течение месяца со дня предъявления такого требования.

В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях требование потребителя о замене товара подлежит удовлетворению по его заявлению в срок, необходимый для очередной доставки соответствующего товара в эти районы, в случае отсутствия у продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) необходимого для замены товара на день предъявления указанного требования.

Если для замены товара требуется более семи дней, по требованию потребителя продавец (изготовитель либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель) в течение трех дней со дня предъявления требования о замене товара обязан безвозмездно предоставить потребителю во временное пользование на период замены товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив его доставку за свой счет. Это правило не распространяется на товары, перечень которых определяется в соответствии с п. 2 ст. 20 Закона № 2300-1.

Согласно п. 1. Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 автомобили, мотоциклы и другие виды мототехники, прицепы и номерные агрегаты к ним, кроме товаров, предназначенных для использования инвалидами, прогулочные суда и плавсредства относятся к товарам, на которые не распространяется требование предоставить товар, обладающий этими же свойствами.

Согласно ч. 8 п. 1 ст. 18 Закона № 2300-1 в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

обнаружение существенного недостатка товара;

нарушение установленных Законом № 2300-1 сроков устранения недостатков товара;

невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством РФ.

Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 10.11.2011 № 924 автомобили легковые, мотоциклы, мотороллеры и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), предназначенные для движения по дорогам общего пользования относятся к технически сложным товарам.

Согласно п. 1 ст. 20 Закона № 2300-1 если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней.

Отсюда важно, когда заявлялось требование о замене.

Однозначно вопрос будет решаться в суде.

Если заявление о замене было подано ДО ДТП, если ДТП произошло в максимально большой период ЗА 15 дневным сроком с момента предъявления требования продавцу для замены технически сложного товара, то суд примет позицию потребителя, т.к. это вина продавца, что он не воспользовался своим правом в установленный законом срок провести проверку качества спорного товара. Но спор относительно того, что продавец не смог провести дополнительную проверку качества товара будет.

Возможно ли по документам, по замененным агрегатам, которые необходимо будет исследовать, по актам осмотра и описанию механизма ненадлежащей работы автомобиля, доказать, что неисправность товара имели место ДО продажи товара — это вопрос к экспертам.

В порядке ст. 56 ГПК РФ потребитель обязан будет доказать это, т.к. продавец будет возражать, а случившееся ДТП и уже произведенный ремонт — это благоприятные моменты для отказа покупателю, т.к. продавец будет доказывать, что неисправность имела место в результате ДТП.

Если заявление было подано, но срок на проверку качества не истек, но произошло ДТП, также будут споры и покупателю придется доказывать, что неисправности были ДО момента продажи.

Если заявление еще не подано, но произошло ДТП, покупателю также придется доказывать, что неисправности имели место ДО продажи и это будет гораздо сложнее, нежели, когда уже был зафиксирован факт наличия неисправности и поступило продавцу заявление о замене.

В любом случае необходимо исследовать непосредственно документы по делу и анализировать конкретные обстоятельства по делу.

Кстати будет интересным моментом, если ДТП вызвано отчасти неисправностями, имевшими место ДО покупки авто, или, которые не позволили предотвратить ДТП, если это будет доказано, то у потребителя хорошие шансы на победу.

Подобрать судебную практику судов общей юрисдикции проблематично, т.к. это редкая ситуация.

Обоснование данной позиции приведено в материалах «Системы Юрист»

  • Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»
  • Постановление Правительства РФ от 10.11.2011 № 924 «Об утверждении перечня технически сложных товаров»
  • Постановление 17 ААС от 03.04.2009 № 17АП-1792/2009-АК № А50-1378/2009

«Таким образом, законом установлена презумпция добросовестной эксплуатации соответствующего товара потребителем, пока продавец не доказал обратного. Кроме того, указанные доводы были исследованы судом первой инстанции и правомерно отклонены.

Необходимо также учитывать, что в случае продажи товара ненадлежащего качества право выбора вида требования в соответствии со ст. 503 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей предоставляется потребителю. То обстоятельство, что в рассматриваемом случае покупателем было заявлено требование о замене товара (что, как указано выше, предусмотрено действующим законодательством), не свидетельствует о злоупотреблении им своими правами даже с учетом того, что товар находился в его пользовании длительное время.

Факт безвозмездного устранения недостатков товара, при том, что такое требование покупателем не заявлялось, не является доказательством отсутствия в действиях предпринимателя объективной стороны состава вменяемого административного правонарушения.»

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль