Государственное унитарное предприятие в соответствии с пп.1 п. 2 ст. 1 подпадает под действие закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

102

Вопрос

Государственное унитарное предприятие в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 1 подпадает под действие закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Основной вид деятельности предприятия: оптовая и розничная торговля, поставка продуктов питания и промышленных товаров на территорию Чукотского АО, для обеспечение деятельности жизнедеятельности населения ЧАО. На протяжении ряда лет предприятие работала с поставщиками товара, которые формировали поставку (контейнера) по заявке предприятия в каждый район территории от районного центра до отдельно стоящих сел порядка 15 населенных пунктов, объем завозимого товара 8-9 тыс.тонн на сумму до 1 млр. рублей. Эти поставщики знали специфику Северного завоза, работали с предприятием с момента его образования с 2001 г. Ориентировочно ассортимент завозимого товара порядка 1000 именований. С 01 октября 2012 г. предприятие обязано проводить закупку товара только в соответствии с 223-ФЗ. Вопрос: Может ли наше предприятие выбрать способ закупки – заключение контракта с единственным поставщиком? В п. 3 ст. 3 ФЗ № 223 сказано, что «В положении о закупке могут быть предусмотрены и иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки». В Положении о закупках товаров, работ и услуг, разработанном на предприятии, есть понятие, как размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), который сформулирован следующим образом. 24. Размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). 24.1. Подразделения-заказчики вправе осуществлять размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в том числе в следующих случаях: а) возникновение потребности в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно; б) размещение заказа при необходимости оперативного, срочного удовлетворения нужд подразделения-заказчика в товарах, работах, услугах, при условии, что на проведение конкурентных процедур у подразделения-заказчика объективно нет времени, решение о возможности размещения такого заказа выносится Закупочной комиссией Предприятия при условии обоснования подразделением-заказчиком выбора данного способа размещения заказа, решение о возможности размещения такого заказа утверждается ГП ЧАО «Чукотоптторг»; в) заключение контракта с соисполнителями работ или услуг, по которым Предприятие является основным исполнителем по результатам конкурса. Данный пункт применяется при условии включения Предприятия сведений о соисполнителе в заявку на участие в конкурсе; г) поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях»; д) размещение заказа на предоставление услуг фиксированной и мобильной связи в связи с наличием существующей на Предприятии номерной емкости конкретного оператора связи; е) размещение заказа на выполнение работ, оказание услуг, являющихся естественным продолжением работы, услуги, оказанной ранее, у исполнителя такой работы, услуги, в случаях, когда необходимо обеспечить преемственность работ, услуг и приобретенный исполнителем в ходе выполнения работ, оказания услуг опыт необходим для выполнения, оказания закупаемых работ, услуг; ж) размещение заказа в случаях, когда торги или проведение запроса котировок признаны несостоявшимися; з) размещение заказа на оказание услуг, связанных с осуществлением или обеспечением научно-технической деятельности, оказанием или обеспечением образовательных, экспертных, аналитических услуг, услуг перевода физическими лицами в случае размещения заказа на сумму, не превышающую пятисот тысяч рублей; и) размещение заказа на поставку товара в случаях, когда права в отношении закупаемого товара принадлежат определенному поставщику, при условии, что требуемый товар запатентован и может быть приобретен у единственного поставщика; к) осуществляется оказание услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), подключение (присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам); л) заключается договор энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии. м) при размещении заказа в целях исполнения обязательств, принятых Предприятием по результатам проведения закупок Заказчиками (в т.ч. по контрактам в рамках исполнения федерального закона от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и иных договоров); н) по решению Закупочной комиссии при условии обоснования подразделением-заказчиком выбора данного способа размещения заказам в целях поставки по основным направлениям видов деятельности для нужд Чукотского автономного округа. Можем ли мы на основании п. е, п. н раздела 24 Положения ( в тексте выделено) на основании решения закупочной комиссии принять решение о размещении заказа у единственного поставщика, имея ввиду опыт работы с определенными поставщиками на протяжении ряда лет и отсутствия различного вида споров по вопросам поставки. Насколько чревато принятое решение будет для Предприятия, возможно ли применение аналогии права № 94-ФЗ, в котором прописаны случаи заключения контракта с единственным поставщиком по отношению к № 223-ФЗ, в котором аналогичная статья отсутствует?

Ответ

В соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ положение о закупке утверждается высшим органом управления государственной корпорации, в случае если заказчиком выступает государственная корпорация, компания самостоятельно разрабатывает положение о закупках.

 

В ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что положение о закупке должно содержать требования к закупке, в том числе:

— порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения;

— порядок заключения и исполнения договоров;

— иные связанные с обеспечением закупки положения.

Кроме того, в Письме от 2 сентября 2011 г. № Д28-317 Министерство экономического развития РФ указывает, что «...Закон № 223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупке — документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров».

Таким образом, порядок заключения договоров на поставку товаров Вы самостоятельно разрабатываете в Положении о закупках, в том числе и у единственного поставщика. Вашим положением предусмотрены случаи закупки у единственного поставщика, соответственно в этих случаях Вы вправе производить закупку у единственного поставщика.

Аналогию с Законом № 94-ФЗ Вы можете проводить только лишь при разработке Положения о закупках. В случае спора положения Закона № 94-ФЗ не применимы к отношениям по Закону № 223-ФЗ.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах ЮСС «Система Юрист».

1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 18.07.2011 № 223-ФЗ

"Статья 1. Цели регулирования настоящего Федерального закона и отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

2. Настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг:

1) государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;

2) дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 1 настоящей части юридическим лицам;

3) дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 2 настоящей части дочерним хозяйственным обществам*.

<...>

Статья 2. Правовая основа закупки товаров, работ, услуг

1. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее — положение о закупке).

2. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

3. Положение о закупке утверждается:

1) высшим органом управления государственной корпорации или государственной компании в случае, если заказчиком выступает государственная корпорация или государственная компания;

2) руководителем унитарного предприятия в случае, если заказчиком выступает государственное унитарное предприятие или муниципальное унитарное предприятие;

3) наблюдательным советом автономного учреждения в случае, если заказчиком выступает автономное учреждение;

4) советом директоров (наблюдательным советом) хозяйственного общества в случае, если заказчиком выступает акционерное общество, или коллегиальным исполнительным органом такого акционерного общества в случае, если уставом хозяйственного общества предусмотрено осуществление функций совета директоров (наблюдательного совета) общим собранием акционеров хозяйственного общества;

5) общим собранием участников общества в случае, если заказчиком выступает общество с ограниченной ответственностью*.

<...>

Статья 5. Реестр недобросовестных поставщиков

3. Перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливаются Правительством Российской Федерации*«.

2. ПИСЬМО МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ ОТ 02.09.2011 № Д28-317

«Необходимо отметить, что Закон N 223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках — документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров*».



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.