обязательно условие в контракте по выполнению работ по изготовлению паспорта фасадов подготовка сметной документации

68

Вопрос

обязательно условие в контракте по выполнению работ по изготовлению паспорта фасадов подготовка сметной документации? Кроме этого, при выполнении работ, заказчик ссылается на оформление КС-2 и КС-3. Данные формы используются при строительно-ремонтных работах. Правомерно ли данное условие договора

Ответ

: В Постановлении 9ААС от 12.03.2013 № А40-66926/12 (оставленным без изменения Постановлением ФАС МО от 07.08.2013 № А40-66926/12) сделан вывод, что проектно-сметная документация относится к сфере исполнения государственных и муниципальных контрактов, а не к сфере размещения заказа на проведение аукциона, что указывает на отсутствие у заказчика обязанности по включению ее в состав аукционной документации.

 

Относительно правомерности использования форм актов выполненных работ, то организация вправе составить сметы и акты приема выполненных работ в свободной форме. Однако акты выполненных работ должны содержать информацию, предусмотренную п. 2 ст.9 ФЗ № 402-ФЗ, в т.ч. объем, наименование и стоимость каждого вида выполненных работ, объект работы и подписи представителей заказчика и подрядчика.

Хотя стоит отметить, что по сложившейся практике, подрядчик как правило представляет заказчику акты сдачи-приемки по форме КС-2 и справку о стоимости выполненных работ по форме КС-3, несмотря на то, что данные акты применяются для учета работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ. Данные формы утверждены постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. № 100. В них содержатся все реквизиты, обязательные для первичных учетных документов (п. 13 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н), то есть они обеспечивают соблюдение сторонами законодательства России о ведении бухучета.

Однако необходимо учитывать, что в связи с изменениями законодательства о бухгалтерском учете с 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов.

Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами на основании других федеральных законов и в соответствии с ними (например, кассовые документы). Об этом Минфин России сообщил в письме от 28.02.2013 № 03-03-06/1/5971.

Формы первичных документов утверждает руководитель организации по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухучета (норма прописана в пункте 4 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», вступившего в действие с 1 января 2013 года). Этим лицом может быть главный бухгалтер компании или ответственный за это работник бухгалтерии. Однако детали процесса утверждения «первички» законодательно не прописаны. В письме Минфина России от 6 мая 2013 г. № 03-03-06/1/15770 чиновники указывают только на требование о том, что формы документов должны содержать обязательные реквизиты. Таковыми в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона № 402-ФЗ являются:

наименование организации;

дата составления первичных документов;

наименование экономического субъекта, который составил данный документ;

содержание факта хозяйственной жизни;

величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

наименование должности лиц, совершивших сделку или операцию и ответственных за правильность ее оформления;

подписи указанных лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для их идентификации.

Отметим, что гражданское законодательство не содержит обязательных требований к подобным документам, несоответствие акта о приемке выполненных работ унифицированной форме не освобождает от оплаты фактически выполненных работ, что подтверждается судебной практикой. В частности в Постановлении ФАС ВСО от 16.04.2012 № А58-4418/2011 отражено: «Вывод суда апелляционной инстанции о том, что представленный истцом акт приемки выполненных работ, составленный не по унифицированной форме № КС-2, является ненадлежащим доказательством, не соответствует действующему законодательству, которое не устанавливает требований к содержанию акта приемки выполненных работ. Поскольку данный спор не связан с вопросом о сдаче статистической отчетности либо с достоверностью бухгалтерского учета у суда апелляционной инстанции не имелось предусмотренных статьей 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для признания представленных истцом доказательств недопустимыми...».

Аналогичные выводы содержаться в Постановлении ФАС ВВО от 23.04.2012 № А11-1404/2011.

Акт должен содержать следующие данные: объем, наименование и стоимость каждого вида выполненных работ, объект работы и подписи представителей заказчика и подрядчика. Акт, оформленный таким образом, признается составленным надлежащим образом и подтверждает выполнение работ (см., например, постановление ФАС УОральского округа от 16 февраля 2010 г. № Ф09-6971/08-С2 по делу № А47-3325/2008).

Дополнительно Вы можете ознакомиться:

Как подрядчику правильно соблюсти порядок сдачи и приемки выполненных строительных работ;

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 06.05.2013 № 03-03-06/1/15770 Налог на прибыль: формы первичной учетной документации

«Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке подтверждения расходов для целей налогообложения прибыли организаций и сообщает следующее. На основании пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в целях главы 25 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. В соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ), вступившим в силу 1 января 2013 года, каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Законом N 402-ФЗ установлен перечень обязательных реквизитов первичного учетного документа.*

Таким образом, с 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы)".

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль