Ситуация: Хранитель (склад) в соответствии с договором между ним и нашей фирмой (Поклажедатель) обязан хранить наши грузы, а по нашей заявке также отпускать их третьим лицам, оформляя при этом товаросопроводительные документы (товарные ТН и товарно-транс

110

Вопрос

Ситуация: Хранитель (склад) в соответствии с договором между ним и нашей фирмой (Поклажедатель) обязан хранить наши грузы, а по нашей заявке также отпускать их третьим лицам, оформляя при этом товаросопроводительные документы (товарные ТН и товарно-транспортные накладные ТТН ). Одновременно нами заключен договор транспортной экспедиции на организацию перевозки вышеуказанного груза. Согласно договора груз принимается по ТН И ТТН Экспедитор на основании нашей заявки подтверждает поручение экспедитору, путем заполнения его в своей части (указывает данные водителя-перевозчика) и подписывает. Поскольку груз непосредственно экспедитором не принимается, а через нанятого им перевозчика, мы не оформляем экспедиторскую расписку, а прием груза экспедитором подтверждается путем подписания водителем ТН и ТТН. Далее склад и экспедитор каждый в отдельности допустили нарушения каждый своих обязательств, что привело к единому ущербу-пропаже груза (согласно письма грузополучателя, груз не поступил). Нарушения экспедитора: нанял ненадлежащего перевозчика, по имеющейся информации паспортные данные водителя, ФИО водителя, а также номер а/м подложные (уголовное дело после неоднократных отказов-обжалований в стадии возбуждения дела, по факту пропажи груза (в СПб) но не возбуждено).По факту приехала на склад другая машина (не та, что указал экспедитор, и которую мы указали складу), но и ее номера подложные. Водитель-тот же, то есть несуществующий. Склад без согласования с нами, по собственной инициативе, переделал накладные на прибывшую машину, исправив за своей печатью документы как грузоотправитель. Со стороны экспедитора подписал несуществующий водитель, доверенность он складу не представил. То есть несоблюдение процедуры передачи груза водителю экспедитора. Итог: груз с водителем и машиной исчез в никуда. Экспедитору отправлена претензия-без ответа. Склад ответил формально. Мы планиируем предъявить иск один к двум ответчикам, учитывая их совместное причинение ущерба, неделимость предмета обязательств (статья 322 ГК РФ, но с "натяжкой")-груз и доказательства. Тк не видим смысла судиться со складом и экспедитором по отдельности. ВОПРОС1: Возможно в данном случае соединение требований в одном иске к складу и экспедитору солидарно (ч. 1 ст. 131 АПК РФ), тк размер их ответственности не разделить-правы ли мы и известна ли Вам аналогичная судебная практика? Как нам еще обосновать предъявление одного иска?Или все-таки 2 разных иска и с каждого требовать ВСЮ сумму ущерба чтоли? ВОПРОС2; Каким документом подтверждается утрата груза в отсутствие ответа на претензию экспедитора? Учитывая требование АПК РФ допустимости доказательств, необходимо ли в данном случае подтверждать утрату груза актом согласно Правилам перевозок грузов и багажа 1971 года (в них кстати тоже говорится что Правила предусматривают "порядок ОРГАНИЗАЦИИ перевозок")? Ведь согласно ФЗ "О транспортно-экспедиторской деятельности" и соответствующих ему Правил, Правила перевозок 1971 года там не упомянуты? Или достаточно в качестве подтверждения утраты груза приложить письмо грузополучателя (больше у нас ничего нет)? Или все-таки составить односторонний акт без экспедитора? Какова судебная практика? ВОПРОС3; согласно ФЗ "О транспортно-экспедиторской деятельности",на претензию дается 6 мес., к претензии экспедитору прилагаются надлежаще заверенные копии документов. Мы отправили претензию только ксерокопии документов, в том числе на груз. Можно с подачи экспедитора потом признать претензию неподанной (несоблюдены требования к удостоверению документов).Или лучше пока не истекло 6 месяцев лучше дослать заверенные документы (экспедитор вообще отмалчивается). Какова судебная практика? ВОПРОС4: в отсутствие экспедиторской расписки-какова суд практика? то есть договором расписка не предусмотрена, только Правилами, а тк у нас экспедитор фактически груз не принимает, а опосредованно, через назначенного им перевозчика-а тот ТН и ТТН подписал?

Ответ

: 1. Вы можете обратиться с иском солидарно к складу и экспедитору. Иск может быть предъявлен в арбитражный суд совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам (процессуальное соучастие). Процессуальное соучастие допускается, если:

 

1) предметом спора являются общие права и (или) обязанности нескольких истцов либо ответчиков;

2) права и (или) обязанности нескольких истцов либо ответчиков имеют одно основание;

3) предметом спора являются однородные права и обязанности (ст. 46 АПК РФ). Судебная практика по соединению требований в одном иске к складу и экспедитору солидарно не найдена.

2. Факт утраты груза можно подтвердить актом по форме ТОРГ 2. В Постановлении ФАС ПО от 01.08.2011 № А72-8/2010 указано, что груз в пункт назначения не был доставлен, что подтверждается актом об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей по форме ТОРГ 2 № 01 от 20.08.2009 по факту обнаружения неприбытия автомобиля на разгрузку на склад грузополучателя в г. Сочи.

В другом деле истец не приложил даже акта. Несмотря на это, суд указал, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие доставку обществом «Альянс-Т» груза грузополучателю, а также доказательств утраты груза вследствие непредвиденных обстоятельств. (Постановление ФАС УО от 31.08.2012 № А76-18863/2011).

Груз считается утраченным, если он не был выдан по истечении тридцати дней со дня истечения срока доставки, определенного договором транспортной экспедиции, или, если такой срок договором не определен, в течение разумного срока, необходимого для доставки груза и исчисляемого со дня принятия экспедитором груза для перевозки (п. 7 ст. 7 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ).

3. Да, возможно экспедитор будет заявлять о несоблюдении претензионного порядка в суде. Вам лучше направить претензию повторно и дослать заверенные копии. Суды первой инстанции оставляют подобные иски без рассмотрения, но апелляционная инстанция возвращает дела в первую инстанцию, указав следующее. В силу п. 5 ст. 12 Закона № 87-ФЗ экспедитор обязан рассмотреть претензию и в письменной форме уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении претензии в течение тридцати дней со дня ее получения.

Отсутствие каких-либо документов могло бы послужить только основанием к отказу в удовлетворении претензии. Претензионный порядок соблюден (Постановление ФАС ЗСО от 03.10.2012 № А03-2841/2012, Постановление ФАС СЗО от 26.07.2011 № А56-32438/2010, Постановление ФАС УО от 20.06.2005 № А60-35610/04).

4. По вопросу взыскание убытков с экспедитора в отсутствие экспедиторской расписки судебная практика неоднородная.

В Постановлении ФАС СКО от 01.03.2012 № А53-4346/2011 суд пришел к выводу о том, что факт утраты в полном объеме принятого к перевозке груза установлен, его стоимость документально подтверждена товарной накладной.

В Постановлении ФАС ВВО от 21.06.2011 № А43-13480/2010 суд отказал в удовлетворении искового требования о взыскании убытков с экспедитора. При этом суд исходил из того обстоятельства, что груз был передан водителю без проверки полномочий на его получение, из чего следует вывод, что истцом не доказан факт принятия утраченного груза к перевозке от имени ответчика по заявке истца. Накладная на транспортные услуги и товарная накладная также не подтверждают факт принятия груза к перевозке спорного груза экспедитором.

Поскольку доказательств, подтверждающих наличие совокупности обстоятельств, необходимых для возложения на ответчика обязанности возмещения убытков, экспедиторской расписки в подтверждение принятия груза экспедитором, истцом не представлено, суд отказал в иске.

Рекомендация: Как взыскать с перевозчика и (или) экспедитора возмещение ущерба в случае утраты, повреждения или недостачи груза

20.05.2014

С уважением,

Елена Федотова, эксперт «Системы Юрист»

Ответ утвержден Арсеном Магамаевым,

старшим экспертом Горячей линии «Системы Юрист»

 



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.