Земельный участок площадью 10 тыс

96

Вопрос

Земельный участок площадью 10 тыс. га, на котором дислоцирован испытательный полигон, является федеральной собственностью и относится к землям промышленности и обороны. До 1января 2013 г. данный участок не признавался объектом налогообложения согласно подпункта 3 пункта 2 ст. 389 НК РФ. 1.2 По виду разрешенной деятельности он относится к 6 группе и его кадастровая стоимость с 2004 г. по 17 апреля 2013 г. состовляла 8 миллиардов рублей. Удельный показатель кадастровой стоимости одного квадратного метра состовлял при этом 82 рубля. -Распоряжением №217-РМ от 14.11.2012 г. Министерство экологии и природопользования Московской области утвердило результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель промышленности, земель обороны Московской области на 2013 г. Однако названный земельный участок (КН 50:29:0000000:4) в приложениях к этому распоряжению не значится. Обратившись за разъяснениями в кадастровую службу Московской области было выяснено: Во-первых, названная кадастровая служба своим внутренним актом (за подписью одного ведущего специалиста) установила кадастровую стоимость этого земельного участка, равной 70 миллиардов рублей. Во-вторых, расчет кадастровой стоимости производился исходя из условий, что земельный участок 50:29:0000000:4 относится не к 6 группе, а ко 2 группе. При этом никаких извещений о предстоящих изменениях удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности и обороны, т.е. переводы из 6 группы во 2 группу наше предприятие не получало. Исследовав сложившуюся ситуацию предприятие уплатило земельный налог, исходя из кадастровой стоимости, равной 8 млрд. рублей Однако налоговая инспекция требует уплаты налога, исходя из налоговой базы, равной 70 млрд. рублей. СУТЬ ВОПРОСА: 1) Правомерна ли в данном случае позиция налогоплательщика? 2) Правомерна ли в данном случае кадастровая служба Московской области устанавливать кадастровую стоимость названного земельного участка?

Ответ

: В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года № 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель, которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Согласно Правилам № 316 государственная кадастровая оценка земель проводится Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил № 316). Следовательно, Управление Росреестра по Московской области не вправе устанавливать и утверждать показатели кадастровой стоимости земельных участков. Данный вывод приведен также в Постановление ФАС МО от 24.09.2012 А41-42637/2011.

 

Относительно возможности уплаты земельного налога исходя из ранее действовавших ставок следует отметить, что в настоящее время кадастровая стоимость земельного участка не оспорена, действия кадастровой службы не признаны незаконными.

Налоговой базой по земельному налогу является кадастровая стоимость земельных участков. При этом кадастровая стоимость земельных участков определяется в соответствии с земельным законодательством.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п. п. 1, 3 ст. 391 НК РФ). Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (п. 2 ст. 66 ЗК РФ). Однако если выявленная кадастровая ошибка не будет исправлена Росреестром или судом, ни налоговый орган, ни налогоплательщик не вправе самостоятельно пересчитывать кадастровую стоимость земельного участка, а следовательно, и пересчитывать налог (см. Постановления ФАС ВСО от 02.12.2009 № А33-8418/2008, ФАС МО от 19.09.2011 № А40-138427/10).

Следует отметить, что оспаривание кадастровой стоимости земельного участка и определение рыночной стоимости земельного участка, на момент внесения сведений о земельном участке в государственный кадастр недвижимости может являться, к примеру, основанием для перерасчета земельного налога (т.е. распространиться на предыдущие правоотношения).

Если судебным решением, вступившим в силу, например, 20 июня 2013 года, кадастровая стоимость земельного участка признана на 1 января 2011 года равной рыночной стоимости этого участка и на указанную дату внесена в государственный кадастр недвижимости, то в отношении такого участка возможно пересчитать суммы ранее исчисленного земельного налога за 2011 и 2012 годы. То есть налогоплательщик вправе пересчитать налог за прошлые периоды и подать уточненные декларации.

Изложенный порядок отражает позицию департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России в отношении применения измененной решением суда или комиссии кадастровой стоимости земельного участка. Она была доведена до Федеральной налоговой службы письмом от 16 июля 2013 г. № 03-05-04-02/27809 , направленным в дополнение к письмам от 3 июня 2013 г. № 03-05-04-02/20217 и от 13 марта 2013 г. № 03-05-04-02/7507 .

Налоговая служба в свою очередь направила указанное письмо Минфина России нижестоящим структурам для сведения и руководства в работе (см. письмо ФНС России от 22 июля 2013 г. № БС-4-11-13149@ ).

Все же следует отметить, что, действующая судебная практика имеет различные подходы к вопросу перерасчета арендной платы и налога за предыдущие периоды, в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. (см. также Постановление ФАС ПО от 19.11.2013 № А65-27749/2012, Постановление ФАС ЗСО от 04.10.2013 № А27-128/2013, Постановление ФАС УО от 08.10.2013 № А60-41924/2012). В частности в Определении ВАС РФ от 04.07.2013 № 7917/13 указано, что перерасчет за предыдущие периоды налога невозможен.

Также следует отметить, что если владелец земельного участка в связи с отсутствием сведений о кадастровой и нормативной стоимости спорных земельных участков не исчислит и не уплатит земельный налог, налоговая инспекция не вправе произвести доначисление указанного налога. Подобные действия не соответствуют закону (Постановление ФАС ЗСО от 07.04.2014 № А45-18650/2012).

Дополнительно Вы можете ознакомиться:

С какой даты применяется новая кадастровая стоимость объекта недвижимости;

Ревизия прошлого: о перерасчете земельного налога за предшествующие периоды при оспаривании кадастровой стоимости;

Как оспорить кадастровую стоимость;

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МО ОТ 24.09.2012 № А41-42637/2011

«Суд кассационной инстанции соглашается с доводами общества относительно того, что у управления отсутствовала компетенция по выдаче сведений из ГКН, поскольку фактически Управлением Росреестра по МО был подготовлен ответ с предоставлением запрашиваемых сведений, что свидетельствует о наличии технической возможности у управления предоставлять данные сведения, а обязанность по их предоставлению Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 № 52возложена на правопредшественника управления.

Между тем, как обоснованно отмечено судами, управлением в рамках регламентированной статьей 14 Закона о ГКН процедуры предоставило те сведений, которые содержались в государственном кадастре недвижимости.

В связи с тем, что ответ на запрос общества представляет собой доведение до сведения заинтересованного лица информации, содержащейся в государственном кадастре недвижимости, управление не обязано проверять данные сведения на предмет их актуальности и правильности.

Кадастровая стоимость, предоставленная в форме таблицы и изложенная в письме от 22.09.2011 исх. №РС-2/01-01-2310/11, содержалась в государственном кадастре недвижимости на дату обращения общества с соответствующим заявлением (от 10.03.2011 № 67) и была ранее определена в ходе кадастровой оценки, утвержденной распоряжениями Министерства экологии Московской области от 30.11.2005 № 208-РМ и от 29.11.2005 № 187-РМ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ уполномоченными на утверждение кадастровой стоимости земельных участков органами являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Следовательно, Управление Росреестра по МО показатели кадастровой стоимости не определяло и устанавливать не вправе.*

При таких обстоятельствах судами первой и апелляционной инстанций сделан правильный вывод об отсутствии незаконных действий со стороны управления и оснований для удовлетворения требований общества».

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль