• Главная страница
  • » Ответы на вопросы
  • » Административные отношения
  • » В Некоммерческой организации "Фонд "Окружной инновационно-технологический центр по указанию прокуратуры округа проведена проверка исполнения законодательства о противодействии легализации доходов полученных преступным путем и финансированию терроризма

В Некоммерческой организации "Фонд "Окружной инновационно-технологический центр по указанию прокуратуры округа проведена проверка исполнения законодательства о противодействии легализации доходов полученных преступным путем и финансированию терроризма

138

Вопрос

В Некоммерческой организации "Фонд "Окружной инновационно-технологический центр "Старт" по указанию прокуратуры округа проведена проверка исполнения законодательства о противодействии легализации доходов полученных преступным путем и финансированию терроризма. В результате проверки прокуратурой установлено нарушение требований п. 4 ч. 1 ст. 6 ФЗ № 115-ФЗ от 07.08.2001 "О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", по п. 4 ч.1 ст. 7 этого же Закона и возбуждено производство об административном правонарушении по ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ и по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ. Прокуратура города ссылается на ст. 5 ФЗ № 115-ФЗ от 07.08.2001, в целях соблюдения указанного закона, к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся лизинговые компании. Согласно Устава НО "Окружной ИТЦ "Старт": 1. Фонд является не имеющей членства некоммерческой организацией, учрежденной на основе добровольных имущественных взносов, не ставящей целью своей деятельности извлечение прибыли для её распределения между учредителями и работниками Фонда в качестве их доходов. 2. Фонд может осуществлять предпринимательскую деятельность, не запрещенную законодательством Российской Федерации и соответствующую целям деятельности Фонда, предусмотренным настоящим Уставом, и необходимую для их достижения. Для осуществления предпринимательской деятельности фонд вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них. (В числе дополнительных кодов ОКВЭД имеется финансовый лизинг). 3. Попечительский совет осуществляет надзор за деятельностью Фонда, принятием другими органами Фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств Фонда, соблюдением Фондом законодательства. Прокуратура утверждает, что мы как лизинговая компания либо как организация, осуществляющая сделки финансовой аренды (лизинга) обязаны встать на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу. Права ли прокуратура? Как и на основании каких нормативно-правовых актов мы в дальнейшем можем оспорить данные постановления?

Ответ

: судебная практика идет по пути признания лизингодателями организации, в учредительных документах которой имеется указание об осуществлении такого вида деятельности как лизинговая деятельность, в связи с чем, можно предположить, что на учет в Федеральную службу по финансовому мониторингу становиться необходимо.

 

В вопросе не указаны обстоятельства совершения вменяемых правонарушений, в связи с чем, в обосновании приводятся примеры из судебной практики по обжалованию привлечения к административной ответственности по указанным в вопросе статьям.

Порядок обжалования постановлений о привлечении к административной ответственности в Арбитражный суд установлен параграфом 2 главы 25 АПК РФ.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1.Постановление ФАС ВСО от 29.03.2011 № А19-16570/10

"С учетом приведенных норм права суд посчитал, что обязанности, невыполнение которых вменено обществу постановлением о назначении административного наказания, возложены на лизинговые компании, которые в соответствии со своими учредительными документами выполняют функции лизингодателей.

При постановке названного вывода суд не учел, что в силу своих учредительных документов ООО «УК РИМ2 заявляло об осуществлении такого вида деятельности как лизинговая деятельность.

Согласно статье 2 Федерального закона № 164-ФЗ договор лизинга — договор, в соответствии с которым арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование.

Следовательно, поскольку общество предполагало (как это следует из Устава) осуществлять деятельность по приобретению имущества и передаче его в лизинг (лизинговая деятельность), оно является лизинговой компанией. Устав общества не исключает осуществление им функций лизингодателя.*

Согласно статье 4 Федерального закона № 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относится, в том числе и внутренний контроль, под организацией которого понимается совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку и согласование правил внутреннего контроля и программ его осуществления, назначение специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ (статья 3).

2.Постановление ФАС ЗСО округа от 17.09.2009 № А27-3878/2009

«Согласно подпункту 1.1 статьи 6 Закона № 115-ФЗ сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее.

Из материалов дела (Устава Общества) усматривается, что организация заявителя не является лизинговой компанией, осуществление лизинговых операций не является ее основной деятельностью, следовательно, в соответствие требованиям подпункта 1.1 статьи 6 Закона 115-ФЗ она обязана представлять сведения только о лизинговых сделках, а не о сделках, в которых участвует для собственных нужд.*

Причем, согласно разъяснения Центрального Банка России, изложенного в информационном письме от 29.02.2008 № 13 2Обобщение практики применения Федерального закона „О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“ и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России» сопоставление положений подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона и статьи 665 Гражданского кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что обязательному контролю в рамках исполнения требований Федерального закона подлежат действия по представлению или получению предмета договора финансовой аренды (лизинга). Платежи, совершаемые в рамках договора финансовой аренды (лизинга) обязательному контролю в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона не подлежат.

Суд кассационной инстанции считает обоснованными выводы судов и довод Общества о том, что в рассматриваемом случае совершение гражданско-правовых сделок аренды Обществом для собственных нужд в случае превышения ее цены против установленного Законом № 115-ФЗ размера суммы 3 000 000 рублей не влечет обязанности по представлению сведений контролирующему органу. Указанные сделки аренды подлежат обязательной государственной регистрации, следовательно, обязанность по представлению сведений о ней возложена на иные органы.«*

3.Постановление ФАС ЗСО от 17.09.2009 № А27-8498/2009

«Суд кассационной инстанции считает обоснованными выводы суда первой инстанции и довод Общества о том, что в рассматриваемом случае совершение гражданско-правовой сделки купли-продажи Обществом для собственных нужд в случае превышения ее цены против установленного Законом № 115-ФЗ размера суммы 3 000 000 рублей не влечет обязанности по представлению сведений контролирующему органу. Указанная сделка купли-продажи недвижимого имущества подлежит обязательной государственной регистрации, следовательно, обязанность по представлению сведений о ней возложена на иные органы.

Изложенное совпадает с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 14.06.2007 по делу № 13570/06, из которой следует: обязательному контролю подлежат только операции по фактическому получению и предоставлению предмета лизинга по договору финансовой аренды (лизинга). Перечисление лизингополучателем лизинговых платежей и получение их арендодателем не является самостоятельной сделкой и это действие в силу статей 3 и 6 названного закона не относится к операции (сделке), подлежащей контролю со стороны уполномоченного органа*.»



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.