• Главная страница
  • » Ответы на вопросы
  • » ООО "М" обратилось в Администрацию города с просьбой изготовить и утвердить градостроительный план земельного участка для осуществления строительства объекта "Офисное здание"

ООО "М" обратилось в Администрацию города с просьбой изготовить и утвердить градостроительный план земельного участка для осуществления строительства объекта "Офисное здание"

242

Вопрос

ООО "М" обратилось в Администрацию города с просьбой изготовить и утвердить градостроительный план земельного участка для осуществления строительства объекта "Офисное здание". Данный земельный участок находится у ООО "М" в долгосрочной аренде. Администрация города отказало в просьбе в связи с тем, что размещение предполагаемого к строительству объекта не предусмотрено проектом планировки территории, утвержденным постановлением Администрации города. Правомерен ли отказ Администрации? С каким заявлением можно обратиться в суд?

Ответ

: Решение органа местного самоуправления об отказе в утверждении и выдаче градостроительного плана земельного участка организация вправе обжаловать в судебном порядке. Следует отметить, что такого основания для отказа в выдаче градостроительного плана как несоответствие планируемого объекта с проектом планировки территории градостроительное законодательство не содержит. Положительная практика обжалования отказов содержится в Постановлении ФАС СЗО от 21.09.2009 № А56-15478/2009, Постановлении ФАС СЗО от 21.09.2009 № А56-15429/2009, Постановлении ФАС МО от 15.11.2010 № КА-А40/13878-10. Между тем, в Постановлении ФАС СКО от 04.12.2009 № А63-2467/2009 сделан вывод о законности отказа в выдаче град.плана, но только в случае, если земельный участок вообще не подлежит застройке.

 

В силу положений ст.51 ГрК РФ градостроительный план является необходимым документом для получения разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.

Согласно ст.56 названного Кодекса градостроительный план — это один из документов информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, целью которой является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.

В соответствии со ст.44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.

Пунктом 17 ст.46 того же Кодекса предусмотрена обязанность органа местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления обращения физического или юридического лица осуществить подготовку градостроительного плана и утвердить его.

Срок подготовки градостроительного плана в виде отдельного документа составляет тридцать дней со дня поступления указанного обращения.

На основании вышеизложенных норм ГрК РФ, вопрос о возможности осуществления строительства того или иного объекта на земельном участке разрешается на стадии выдачи разрешения на строительство, в том числе на основании информации, содержащейся в градостроительном плане земельного участка, а не на стадии разрешения вопроса о возможности выдачи градостроительного плана. Таким образом законных оснований в отказе выдаче град.плана не усматривается.

Базовой правовой нормой, предусматривающей подведомственность дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия), выступает ст. 46 Конституции РФ. Важно то, что право на судебное обжалование является безусловным для коммерческих и иных организаций, осуществляющих экономическую деятельность.

Нормы Конституции РФ получили развитие в АПК РФ, где установлено, что арбитражные суды рассматривают категории дел из публичных правоотношений об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных публичными полномочиями, должностных лиц, при условии, что они затрагивают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (п. 2 ч. 1 ст. 29, ч. 1 ст. 198 АПК РФ).

Организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Таким образом, важно не пропустить срок для обжалования решения о выдаче разрешения на строительство. По ходатайству, суд вправе восстановить данный срок. В заявлении можно указать, что на момент выдачи разрешения на строительство, у застройщика отсутствовали права на земельный участок, что является нарушением п.7 ст.51 ГрК РФ, а также привести иные доводы, связанные с фактическим нарушением прав организации.

В заявлении о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 АПК РФ. В заявлении должны быть также указаны:

1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);

2) название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;

3) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);

4) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);

5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Вы можете ознакомиться с образцом Заявления в арбитражный суд. Данный образец Вы можете адаптировать к Вашим конкретным обстоятельствам. Размер госпошлины для организаций для подачи заявления о признании (предписания) решения должностного лица незаконным составляет 2000 руб.

Дополнительно Вы можете ознакомиться:

Постановление ФАС СЗО от 21.09.2009 № А56-15478/2009;

Постановление ФАС СЗО от 21.09.2009 № А56-15429/2009;

Постановление ФАС МО от 15.11.2010 № КА-А40/13878-10;

Размеры госпошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах;

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УО ОТ 12.02.2013 № А76-12809/2012

«Общество 05.04.2012 обратилось в администрацию с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 74:36:0707003:0069 с целью проектирования и строительства второго въезда-выезда на земельный участок.

В письме от 04.06.2012 № 10-3668/12-0-1 администрация отказала обществу в подготовке градостроительного плана земельного участка для проектирования и строительства второго въезда-выезда на этот земельный участок. В качестве основания для отказа администрация указала, что строительство второго въезда-выезда на земельный участок с разрешенным видом использования «для эксплуатации нежилых зданий и сооружений», будет нарушать градостроительный регламент, установленный для данного земельного участка. Кроме того, в настоящее время отсутствует утвержденная в установленном законом порядке документация по планировке территории, в границах которой расположен земельный участок.

Полагая, что отказ администрации в подготовке градостроительного плана земельного участка для проектирования и строительства второго въезда-выезда нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования частично, суды исходили из следующего.

Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерациитребуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения и действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 1 ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.

В составе градостроительного плана земельного участка указываются, в частности, границы земельного участка, информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства (реконструкции) на указанном земельном участке (ч. 3 ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (ч. 2 ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных ч. 1 — 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

Пунктом 4 Порядка подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков в городе Челябинске, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 17.04.2007 № 21/2 (далее — Порядок), предусмотрено, что подготовка градостроительных планов земельных участков выполняется на основании заявления физических и юридических лиц, имеющих намерение осуществить строительство на земельных участках, находящихся в собственности или ином пользовании физических или юридических лиц; капитальный ремонт зданий, строений, сооружений, находящихся в собственности или ином пользовании физических или юридических лиц, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, или реконструкцию таких объектов.

Согласно п. 8 названного Порядка, срок подготовки и выдачи градостроительного плана земельного участка в виде отдельного документа составляет тридцать дней со дня поступления заявления о выдаче градостроительного плана. Срок выдачи градостроительного плана земельного участка, подготовленного в составе проекта межевания, составляет тридцать дней со дня принятия Администрацией города решения об утверждении проекта межевания территории в составе документации по планировке территории.

В соответствии с ч. 5 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план является разновидностью документации по планировке территории.

В силу ч. 1 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного ч. 6 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки (ч. 5 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 6 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается осуществлять подготовку документации по планировке территории при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев подготовки проектов межевания застроенных территорий и градостроительных планов земельных участков по заявлениям физических или юридических лиц, а также случая, предусмотренного ч. 6 ст. 18 данного Кодекса.

Таким образом, Градостроительным кодексом Российской Федерации установлена обязанность органа местного самоуправления обеспечить подготовку, утверждение и выдачу градостроительного плана по заявлению обратившегося лица.

В качестве основания для отказа в выдаче градостроительного плана администрация указала, что строительство второго въезда-выезда на земельный участок с разрешенным видом использования «для эксплуатации нежилых зданий и сооружений», будет нарушать градостроительный регламент, установленный для данного земельного участка.

Согласно п. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.

В соответствии с подп. 2 п. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка является одним из документов, прилагаемых застройщиком к заявлению о выдаче разрешения на строительство.

Таким образом, вопрос о возможности осуществления строительства того или иного объекта на земельном участке разрешается на стадии выдачи разрешения на строительство, в том числе на основании информации, содержащейся в градостроительном плане земельного участка, а не на стадии разрешения вопроса о возможности выдачи градостроительного плана.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что такое основание для отказа в выдаче градостроительного плана ниГрадостроительным кодексом Российской Федерации, ни Порядком не предусмотрено, суды пришли к правильному выводу о том, что отказ администрации в выдаче градостроительного плана на основании того, что разрешенным использованием земельного участка не предусмотрено строительство новых объектов недвижимости, является незаконным.

Оспариваемый отказ администрации мотивирован также отсутствием утвержденной градостроительной документации в отношении территории, на которой расположен спорный земельный участок.

Между тем такое основание для отказа в выдаче градостроительного плана Градостроительным кодексом Российской Федерациитакже не предусмотрено.*

При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований для отказа в подготовке градостроительного плана указанного земельного участка как самостоятельного документа без подготовки документации по планировке территории"



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.