Как выявить недостачу нефтепродуктов в вагонах (цистернах)?

170

Вопрос

Как выявить недостачу нефтепродуктов в вагонах (цистернах)? И какими нормативными документами регламентируется».

Ответ

Все расхождения (несоответствия), выявленные при приемке груза, грузополучателю необходимо отметить в транспортных документах. В случае выявления несоответствия груза по количеству и качеству сопроводительным документам, необходимо составить коммерческий акт. Согласно статье 119 ФЗ от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта», обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.

 

Коммерческий акт составляется для удостоверения следующих обстоятельств:

несоответствие наименования, массы, количества мест груза, багажа, грузобагажа данным, указанным в перевозочном документе;

повреждение (порча) груза, багажа, грузобагажа и возможные причины такого повреждения;

обнаружение груза, багажа, грузобагажа без перевозочных документов, а также перевозочных документов без груза, багажа, грузобагажа;

возвращение перевозчику похищенных груза, багажа, грузобагажа;

непередача перевозчиком груза на железнодорожный путь необщего пользования в течение двадцати четырех часов после оформления документов о выдаче груза. В данном случае коммерческий акт составляется только по требованию грузополучателя.

Перевозчик обязан составить коммерческий акт, если он обнаружил указанные в настоящей статье обстоятельства или если на наличие хотя бы одного из таких обстоятельств указали грузополучатель, пассажир, получатель.

Если Вы имели ввиду измерение количества содержимого в цистернах, то для этих целей можно воспользоваться методами, приведенными в «Инструкция о порядке поступления, хранения, отпуска и учета нефти и нефтепродуктов на нефтебазах, наливных пунктах и автозаправочных станциях системы Госкомнефтепродукта СССР», утвержденной Госкомнефтепродуктом СССР 15.08.1985 № 06/21-8-446, где описаны объемно-массовый, массовый и объемный методы измерений.

Подробнее о процедуре приемки товара читайте в рекомендациях.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах ЮСС «Система Юрист».

1. Рекомендация: Что необходимо проверить грузополучателю при приемке груза от перевозчика

<...>

"Грузополучатель должен проверить:

1) состояние пломб (при их наличии).

Оттиски на пломбе с обеих сторон должны быть читаемы. Нужно проверить, содержит ли оттиск пломбы контрольные знаки (сокращенное наименование владельца пломбы, торговые знаки или номер тисков) либо уникальные номера, которые указаны в транспортной накладной. Порядок навешивания пломб подробно описан в пунктах 57–62 ППГАТ.

Если пломбы исправны и грузы доставлены в исправных крытых транспортных средствах, контейнерах, то грузополучатель не обязан проверять массу, состояние груза, количество грузовых мест (ч. 8 ст. 15 УАТ). См., например, постановление ФАС Уральского округа от 25 ноября 2010 г. № Ф09-9392/10-С5 по делу № А47-12488/2009.

Однако это касается лишь тех случаев, когда перевозчик принял груз в контейнере за исправной пломбой грузоотправителя. Если же водитель принял груз по количеству мест с проверкой упаковки и взвешиванием груза, то в таком же порядке грузополучатель должен груз и принять (ч. 7 ст. 15 УАТ).

Совет

Нарушение (несоответствие номеров, оттисков) или отсутствие пломб на кузове транспортного средства или его секции или на контейнере нужно удостоверить записью в транспортной накладной, которая должна быть заверена подписью и печатью грузополучателя и подписью перевозчика;

2) массу груза и количество грузовых мест.

Грузополучатель обязательно должен проверить массу, состояние груза, количество грузовых мест в случаях (ч. 9 ст. 15 УАТ):

  • доставки груза в крытом транспортном средстве, контейнере, принятом для перевозки без пломб;
  • доставки груза в неисправных грузовом отсеке прицепа, полуприцепа, кузове транспортного средства, контейнере или в исправных кузове, контейнере, но с поврежденными пломбами грузоотправителя;
  • доставки скоропортящегося груза с нарушением срока доставки или температурного режима при перевозке.

Массу (вес) и состояние груза проверяют также:

  • при обнаружении повреждения тары или упаковки;
  • при наличии других обстоятельств, которые могут оказать влияние на изменение количества и состояния груза.

Масса груза может определяться взвешиванием или расчетом на основании данных геометрического обмера согласно объему загружаемого груза и (или) технической документации (п. 54 ППГАТ).

Внимание! Суд может отказать в иске, если порядок проверки груза у получателя отличается от порядка проверки при передаче груза отправителем перевозчику.

При перевозке грузов, подверженных усушке (утруске), разница между массой груза, которая указана в транспортной накладной, и массой груза, которую определит грузополучатель, не должна превышать норму естественной убыли груза.

При этом перевозчик может потребовать, чтобы масса груза определялась в его присутствии (п. 55 ППГАТ). С одной стороны, получатель груза может отказать перевозчику в этом требовании, однако, если будет обнаружена недостача или повреждение (порча) груза, без привлечения перевозчика не обойтись. Стороны будут обязаны определить размер недостачи или повреждения (порчи) груза (ч. 14 ст. 15 УАТ). Для этого при необходимости можно пригласить экспертов в соответствующей области. Это актуально, если:

  • перевозчик не соглашается с размером недостачи или повреждения (порчи) груза;
  • для определения размера недостачи или повреждения (порчи груза) необходимо наличие специальных познаний в соответствующей области*.

Расходы на такую экспертизу оплачивает лицо, которое ее заказало, с последующим отнесением расходов на лицо, виновное в недостаче, повреждении (порче) груза (ч. 15 ст. 15 УАТ".

<...>

2. Рекомендация: Приемка товара: рекомендации для покупателя



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.