В октябре 2012 года был заключен договор имущественного страхования (КАСКО) а/м Дэу Нексия

53

Вопрос

В октябре 2012 года был заключен договор имущественного страхования (КАСКО) а/м Дэу Нексия. Договор заключался на основании 2-х документов: 1) заявление-опросник; 2) полис средств наземного транспорта. В заявлении-опроснике в целях использования т/с указано- служебные цели. в августе 2012 года на данный а/м было получено разрешение о перевозке людей (такси). Страхования компания предоставило это разрешение в Арбитражный суд, и ссылается на то, что при заключениии договора страхования наша организация предоставила ложные сведения о целях исполбзования т/с. Однако, в данной страховой компании было застарховано 59 машин одновременно, и страховые выплаты последние производили и видели, что т/с имеют шашечки на крыше а/м и цветографические схемы на дверях а/м. Имеется ли судебная практика по аналогичным делам, если да, то на какие нормативные акты можно ссылаться».

Ответ

: Исходя из принципа свободы волеизъявления при заключении договора, устанавливается право сторон на установление в договоре страхования иных, кроме предусмотренных законом, оснований освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения (см. постановление Президиума ВАС РФ от 23.06.2009 № 4561/08). В случае если сторонами при заключении договора страхования согласованы основания освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения, в т.ч. при использовании т/с в качестве такси, суд может признать отказ в выплате страхового возмещения по данному основанию обоснованным (см. Постановление ФАС МО от 26.12.2013 № А41-8956/2013, Постановление 2ААС от 18.02.2011 №А28-9010/2010). Однако встречается и иная судебная практика (см. Постановление ФАС СКО от 14.01.2011 № А22-2717/2009, Постановление ФАС МО от 04.02.2014 № А40-13624/2012, Постановление 14ААС от 15.02.2011№ А13-8391/2010).

 

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СКО ОТ 14.01.2011 № А22-2717/2009

«Согласно пункту 2.5.3 Правил страхования № 031 к страховым случаям не относятся события, произошедшие при использования транспортного средства в учебных или спортивных целях, в качестве такси (в том числе маршрутного) или для проката, краткосрочной аренды без письменного согласования со страховщиком.

В обоснование удовлетворения исковых требований о взыскании страхового возмещения суды сослались на то, что в силу статей 961, 963 и 964 Гражданского кодекса Российской Федерации такое основание освобождения от выплаты страхового возмещения является ничтожным, поскольку противоречит нормам Кодекса. Указанный вывод не соответствует законодательству. Диспозитивность формулировки статьи 964 Кодекса, непосредственно посвященной основаниям освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения, позволяет сделать вывод, что такие основания сторонами в договоре могут быть предусмотрены. Исходя из принципа свободы волеизъявления при заключении договора, это означает право сторон на установление в договоре иных, кроме предусмотренных законом, оснований освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.06.2009 № 4561/08). Согласование сторонами при заключении договора страхования условия по применению пункта 2.5.3 Правил страхования относится к числу оснований освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения.*

Вместе с тем ошибочный вывод судов о неприменении данного пункта Правил страхования не привел к принятию неправильного решения об удовлетворении иска ввиду следующего.

Из материалов дела видно, что на момент заключения договора страхования предприниматель имел лицензию на осуществление перевозок пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек. Согласно договору перевозки пассажиров по муниципальной маршрутной сети Целинного районного муниципального образования Республики Калмыкия от 31.12.2008 на застрахованном автомобиле предприниматель осуществлял перевозки пассажиров по маршруту Троицкое-Элиста (т.1, л. д. 95). В судебном заседании предприниматель пояснил, что автомобиль имеет 22 посадочных места и обществу было известно о фактическом использовании транспортного средства.

В соответствии с Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 № 259-ФЗ перевозки пассажиров и багажа подразделяются на регулярные перевозки, перевозки по заказам и перевозки легковыми такси. Из имеющихся в деле документов видно, что предприниматель использовал транспортное средство в виде автобуса для осуществления регулярных перевозок пассажиров. Доказательств того, что автомобиль использовался в качестве такси, в материалах дела не имеется. Кроме того, из схемы совершения ДТП видно, что оно произошло не при выполнении предпринимателем регулярных перевозок пассажиров в соответствии с условиями договора перевозки, а при движении застрахованного автомобиля в районе автодороги Ставрополь-Новоалександровск-Красногвардейское. Общество не опровергло доводы предпринимателя, изложенные в отзыве от 28.06.2010, о том, что оно в третий раз заключило с ним договор страхования автомобиля, при осмотре страхуемого транспортного средства специалисты общества видели таблицу в окне автобуса с указанием маршрута «Элиста-Троицкое», копия лицензии на перевозку предоставлялась банку и обществу, специфика номера транспортного средства, указанного в страховом свидетельстве, означает, что данное транспортное средство используется по лицензии для организации перевозок пассажиров.

При таких обстоятельствах фактическое использование автомобиля не подпадает под ограничения, установленные пунктом 2.5.3 Правил страхования, и оснований для освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения не имеется"



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.