• Главная страница
  • » Ответы на вопросы
  • » Данная суть вопроса заключается в сфере перевозки грузов ж/д транспортом, а точнее в выдаче перевозимого груза перевозчиком на станции назначения, получателю груза

Данная суть вопроса заключается в сфере перевозки грузов ж/д транспортом, а точнее в выдаче перевозимого груза перевозчиком на станции назначения, получателю груза

161

Вопрос

Данная суть вопроса заключается в сфере перевозки грузов ж/д транспортом, а точнее в выдаче перевозимого груза перевозчиком на станции назначения, получателю груза. В процессе приемки сырья для изготовления трубной продукции, а так же в процессе ее изготовления получаются отходы, в виде металлолома, который, через определенный промежуток времени (по мере накопления) отправляется организации его перерабатывающей. С перерабатывающей организацией заключен договор согласно которому мы обязаны поставлять перерабатывающей организации металлолом, а она свою очередь обязуется его принять и оплатить. Этим же договором определена его стоимость за тонну. При передаче Перевозчику вагона, к перевозке, груженного металлоломом Перевозчик его взвешивает, о чем делается отметка в квитанции о приеме груза с весом на момент его отправления. По прибытии груза на станцию назначения, перед выдачей груза Грузополучателю, проводится повторное взвешивание, по итогам которого часто обнаруживается разница в весе до нескольких тысяч килограммов. Следовательно, эта разница от перерабатывающей организации нам не выплачивается. При обнаружении разницы перевозчик на станции назначения обязан составить "Акт общей формы" и "Коммерческий акт" для удостоверения обстоятельств несоответствия массы, данным, указанным в транспортной ж/д накладной. Однако, в большинстве случаев перевозчиком составляется только "Акт общей формы", "Коммерческий" же "акт" по каким то причинам не составляется. Вместо "Коммерческого акта" составляется "Акт о приемке материалов" типовой межотраслевой формы М-7, утвержденной постановлением Госкомстата России от 30.10.97г. который составляется и подписывается только Грузополучателем в составе им же созданной комиссии. Теперь же, при направлении претензий Перевозчику, о возмещении стоимости утраты груза в пути следования приходит отказ на основании ст. 120 Устава железнодорожного транспорта РФ в связи с отсутствием в подлиннике и надлежащим образом оформленных коммерческого акта, отказа в его составлении, либо документов об обжаловании отказа Перевозчика в составлении коммерческого акта. Возникает вопрос можно ли использовать «Акт о приемке материалов» типовой межотраслевой формы М-7, утвержденной постановлением Госкомстата России от 30.10.97г. вместо «Коммерческого акта» для подтверждения несоответствия массы, данным, указанным в транспортной ж/д накладной. Хотелось бы узнать Ваше мнение в процессе решения этого вопроса. Если можно со ссылкой на НПА!

Ответ

: можно предположить, что несоставление коммерческого акта и отсутствие доказательств, подтверждающих действия по обжалованию действий перевозчика по несоставлению данного акта будет рассматриваться как нарушение порядка предъявления претензии, предусмотренного УЖТ.

 

Однако, если грузоотправитель сможет доказать (акт формы М-7 может быть использован как одно из доказательств), что перевозчик при выдаче груза необоснованно не составил и не выдал грузополучателю коммерческого акта при наличии обстоятельств, являющихся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, отсутствие коммерческого акта и неприложение его к претензии и иску не может служить основанием для отказа перевозчика рассмотреть предъявленную претензию. В указанном случае акт формы М-7 будет оцениваться наряду с другими доказательствами, что не исключает его оценку как документа, подтверждающего несоответствие массы груза, указанным данным в ж/д накладной.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1.Постановление Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»

«Арбитражному суду следует иметь в виду, что если по основаниям, изложенным в статье 41 Устава, перевозчик производил выдачу груза с проверкой его состояния, массы и количества мест и при такой выдаче было установлено повреждение, порча груза или тары, в которой находилась продукция, он обязан составить коммерческий акт. При отказе перевозчика от составления коммерческого акта или его оформлении с нарушением установленных требований грузополучатель обязан подать перевозчику соответствующее заявление. В случае невыполнения перевозчиком обязанности по составлению коммерческого акта или оформления его с нарушением установленных требований и несоблюдения грузополучателем требования о подаче перевозчику заявления о необоснованном отказе от составления коммерческого акта и его выдачи, предъявление претензии, к которой такой акт не приложен, должно рассматриваться как нарушение порядка предъявления претензии, предусмотренного Уставом.

Исключение составляют случаи, когда судебными актами установлено, что перевозчик при выдаче груза необоснованно не составил и не выдал грузополучателю коммерческого акта при наличии обстоятельств, являющихся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. В этом случае отсутствие коммерческого акта и неприложение его к претензии и иску не может служить основанием для отказа перевозчика рассмотреть предъявленную претензию.»*

2.Постановление ФАС СЗО от 18.04.2007 № А05-10850/2006-3

«В соответствии с пунктом 50 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона „Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации“ в случае спора составленный перевозчиком в одностороннем порядке коммерческий акт оценивается арбитражным судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, грузоотправителя или грузополучателя (пункт 4 статьи 796 ГК РФ).

В данном случае коммерческие акты составлены Железной дорогой в одностороннем порядке. В то же время в материалах дела имеются акты общей формы, составленные 09.03.2006 и 05.04.2006, то есть в те же дни, что и коммерческие акты.

Акт общей формы от 09.03.2006 подписан представителем грузоотправителя, а от подписания акта общей формы от 05.04.2006 представитель грузоотправителя отказался, о чем в акте сделана соответствующая запись.

В акте общей формы от 09.03.2006 представитель грузоотправителя признал факт искажения веса груза, указанного в железнодорожной накладной № ЭУ691363.

Тот факт, что согласно Правилам от 18.06.2003 № 45 акт общей формы составляется для удостоверения иных обстоятельств, не свидетельствует о недостоверности указанных в нем сведений, которые к тому же признаны представителем грузоотправителя.»*

*Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

29 .03.2014 г.

С уважением,

эксперт Горячей линии «Системы Юрист» Мария Матвиенко

Ответ утвержден:

Ведущим экспертом Горячей линии «Системы Юрист» Валентиной Яковлевой

 

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль