Поставщик осуществляет поставку товара до покупателя транспортной компанией, нанятой покупателем

825

Вопрос

Поставщик осуществляет поставку товара до покупателя транспортной компанией, нанятой покупателем. Поставка товара осуществляется до терминала ТК, а дальше покупатель забирает товар сам или ТК по согласованию с покупателем доставляет товар по указанному им адресу. Конечным пунктом доставки в документах стоит адрес Покупателя. ТК отказывается подписывать транспортные накладные, и выдает поставщику экспедиторскую расписку. Правильно ли это? и может ли поставщик указать в документах конечный пункт доставки терминал ТК?

Ответ

Согласно п. 1 ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. При этом, в соответствии с п. 2 ст. 785 ГК РФ, заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной.

 

На основании ч. 1 ст. 8 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составленной грузоотправителем, если иное не предусмотрено договором. Аналогичное правило закреплено в п. 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, где также отражено, что перевозка груза осуществляется на основании договора перевозки.

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой (п. 1 ст. 801 ГК РФ). Следовательно, транспортная экспедиция — это самостоятельный вид договора.

Правилами транспортно-экспедиционной деятельности определяются: перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции); требования к качеству экспедиционных услуг; порядок оказания экспедиционных услуг (п. 2 ст. 2 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).

Непосредственно экспедиторскими документами являются: поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции); экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя); складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение). Но в зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг сторонами договора транспортной экспедиции может быть определена возможность использования иных экспедиторских документов (п. п. 5, 6 Правил транспортно-экспедиционной деятельности).

Вместе с тем существует позиция, что, поскольку есть перевозка товара от поставщика покупателю, к договору транспортной экспедиции применяются правила договора перевозки. Следовательно, если организация-экспедитор является непосредственным перевозчиком, то оформить транспортную накладную должен заказчик перевозки, в рассматриваемом случае — организация-покупатель (п.6 Правил № 272). Тогда покупатель будет одновременно и грузоотправителем, и грузополучателем в ТН или ТТН, а экспедитор — перевозчиком. Однако перевозчик (экспедитор) должен проставить отметки и подписи в тех строках транспортной накладной, которые предназначены для него как для перевозчика.

В то же время, учитывая, что этот документ составляется при заключении договора перевозки, а не договора экспедиции, экспедитор может отказаться подписывать этот документ.

Несмотря на это налоговые органы настаивают на том, что для подтверждения расходов по доставке при транспортной экспедиции необходима в числе прочих документов надлежащим образом оформленная транспортная накладная (Письма УФНС России по г. Москве от 01.11.2011 № 16-15/105695@, от 17.10.2011 № 16-15/100092@, от 27.09.2011 № 16-15/093505@).

Вместе с тем, по мнению судов, транспортные расходы можно учесть и вовсе без транспортной накладной, если есть иные подтверждающие произведенные затраты документы.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

 

Постановление ФАС МО от 06.02.2009 № КА-А40/167-09

УФНС России по г.Москве в письме от 24.11.2006 N 20-12/104890 разъяснило, что Правилами заполнения документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС России от 18.06.2003 N 39, установлено, что перевозочным документом является транспортная железнодорожная накладная, состоящая из четырех листов: оригинала накладной (выдается перевозчиком грузополучателю); дорожной ведомости (для перевозчика и участников перевозочного процесса; корешка дорожной ведомости (остается у перевозчика); квитанции о приеме груза (остается у грузоотправителя).

Оригинал транспортной железнодорожной накладной и квитанция о приеме груза являются оправдательными документами для учета расходов по оказанию транспортных услуг.

Таким образом, у грузоотправителя остается только квитанция о приеме груза, которая служит оправдательным документом для подтверждения понесенных расходов по транспортировке товара.

С учетом этого, судами правильно указано, что представленные в налоговый орган квитанции о приеме груза являются достаточными доказательствами заключения транспортно-экспедиционных договоров и, как следствие, понесенных расходов, связанных с их исполнением.

Отсутствие товарно-транспортных и железнодорожных накладных не может свидетельствовать о неисполнении Обществом договоров перевозки."

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль