4 марта 2014 г. Покупатель выбрал по образцу металлическую дверь, и сделал авансовый платеж

105

Вопрос

4 марта 2014 г. Покупатель выбрал по образцу металлическую дверь, и сделал авансовый платеж. 14 марта 2014 года дверь была доставлена покупателю. Покупатель подписался, что дверь доставлена, осмотрена, к внешнему виду претензий не имеет. И отметка, что продавец обязуется заменить фурнитуру, в последствие фурнитура была заменена. После чего дверь была установлена специалистом Продавца (без письменного договора). После установки Покупатель оплатил оставшуюся часть. 18 марта Покупатель предъявил претензию, в которой указал: "Так как в момент доставки дверь была не полностью распакована, при проведении уборки по очистке двери от оставшейся пыли на металлической поверхности была обнаружена вмятина, что трактуется мною как товар ненадлежащего качества" И потребовал на основании ст.18, ст.24 Закона РФ "О защите прав потребителей" обменять товар либо уменьшить покупную стоимость. Как в данной ситуации поступить Продавцу? И имеются ли основания, что Покупатель выиграет данный спор? Ведь изначально покупатель подписался, что претензий к внешнему виду не имеет.

Ответ

Продавец может не удовлетворять требования покупателя, так как судебная практика в большинстве случае признает подписанный покупателем акт приема-передачи свидетельством надлежащего исполнения продавцом обязанностей по поставке товара.

 

Потребитель вправе предъявлять требования о недостатках товара в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона от 07.02.1992 № 2300-1, даже если им при приемка товара был подписан акта приема-передачи, где отражено, что претензий к продавцу по качеству, внешнему виду и т.п. не имеется (Апелляционное определение Липецкого ОС от 14.03.2012 № 33-528/2012).

Обычно суды отказывают в удовлетворении исковых требований к внешнему виду товара, если при приемке товара потребителем подписан акта приема-передачи товара без претензий по внешнему виду (Определение МГС от 03.07.2013 № 4г/1-7720; Определение МГС от 12.11.2012 № 4г/1-9969; Апелляционное определение ВС Республики Татарстан от 06.08.2012 № 33-7950/2012; Определение ВС Республики Коми от 12.03.2012 № 33-1076/2012; Апелляционное определение Пермского КС от 05.03.2012 № 33-1745; Определение СПГС от 20.09.2011 № 33-14315/2011).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1. Закон от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

"Статья 18. Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков

1. Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя*.

В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

обнаружение существенного недостатка товара;

нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;

невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации.

2. Требования, указанные в пункте 1 настоящей статьи, предъявляются потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю.

3. Потребитель вправе предъявить требования, указанные в абзацах втором и пятом пункта 1 настоящей статьи, изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру.

Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю или импортеру товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.

4. Пункт утратил силу.

5. Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.

Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

6. Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

7. Доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и (или) возврат их потребителю осуществляются силами и за счет продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера). В случае неисполнения данной обязанности, а также при отсутствии продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в месте нахождения потребителя доставка и (или) возврат указанных товаров могут осуществляться потребителем. При этом продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и (или) возвратом указанных товаров.«.

2. Апелляционное определение Липецкого ОС от 14.03.2012 № 33-528/2012

«Акт приемки передачи автомобиля от 22 мая 2011 года подтверждает факт передачи автомобиля истцу. В силу вышеприведенного закона, часть 1 статьи 18 Закона „О защите прав потребителей“ гарантирует потребителю право в течение 15 дней со дня передачи автомобиля потребовать от продавца замены автомобиля в случае, если при продаже ему не было сообщено о недостатках товара*.».

3. Определение Московского Городского Суда от 03.07.2013 № 4г/1-7720.

«В силу ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1 „О защите прав потребителей“ потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе потребовать замены на товар этой же марки, потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что И. воспользовался положениями ст. ст. 18 и 20 Закона РФ „О защите прав потребителей“, так как в пределах гарантийного срока реализовал свое право на безвозмездное устранение неисправностей автомобиля, которые ответчиком устранены качественно, претензий к качеству и срокам произведенного ремонта И. во время принятия исправного транспортного средства из ремонта не предъявлял. Данное обстоятельство свидетельствует о надлежащем исполнении ответчиком своих обязательств, связанных с защитой прав истца, как потребителя*.».

4. Определение Московского Городского Суда от 12.11.2012 № 4г/1-9969.

«Так доказательства того, что ответчик продал истцу товар ненадлежащего качества, отсутствуют, акт приема-передачи автомобиля свидетельствует о том, что техническое состояние автомобиля в норме, претензий по комплектности, внешнему виду и сохранности автомобиля покупатель не имеет*.».

5. Апелляционное определение ВС Республики Татарстан от 06.08.2012 № 33-7950/2012.

«года ИП Л.В. в удовлетворении претензии отказал и указал, что акт приема-передачи Х.Р. был подписан после тщательного осмотра комода, претензий не имелось, через два дня после доставки комода истец сообщила, что комод не подходит к ее интерьеру, просила забрать его и продать другим покупателям, полагает, что малозначительные дефекты возникли благодаря стараниям самого потребителя с целью расторжения договора. После проверки качества товара ИП Л.В. пришел к выводу о том, что причиной возникновения механических повреждений является небрежное отношение потребителя к мебели после ее передачи (л.д. 11,12)*.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчик допустил халатность при транспортировке мебели в ненадлежащей упаковке, являются несостоятельными в силу имеющегося акта приема-передачи, согласно которому у истца претензии относительно переданного комода отсутствовали*.»

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль