• Главная страница
  • » Ответы на вопросы
  • » Обязательно ли регистрировать залог транспортного средства (экскаватор) и каковы последствия в случае, если такой залог не был зарегистрирован

Обязательно ли регистрировать залог транспортного средства (экскаватор) и каковы последствия в случае, если такой залог не был зарегистрирован

609

Вопрос

Обязательно ли регистрировать залог транспортного средства (экскаватор) и каковы последствия в случае, если такой залог не был зарегистрирован?

Ответ

: в настоящий момент отсутствует установленная процедура, соответствующий механизм осуществления регистрации залога транспортных средств. Судебная практика позволяет сделать вывод, что регистрировать залог транспортных средств (таких как экскаватор) не обязательно. При этом последствия в виде признания такого договора недействительным в связи с несоблюдением требования о его регистрации не применяются.

 

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1.Постановление Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 № 10 «О некоторых вопросах применения законодательства о залоге»

«Дополнение Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 306-ФЗ „О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка обращения взыскания на заложенное имущество“ статьи 339 ГК РФ пунктом 5 не означает возобновления действия положений пункта 2 статьи 40 Закона о залоге, которые утратили силу с момента введения в действие части первой ГК РФ.»

2. Определение ВАС РФ от 29.12.2009 № А09-2963/2009

«Из пункта 5 статьи 339 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом внесения изменений не следует, что договор залога автотранспортных средств подлежит обязательной государственной регистрации, поскольку в настоящий момент отсутствует установленная процедура, соответствующий механизм осуществления регистрации залога транспортных средств*.

При этом в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 30.11.1994 № 52-ФЗ „О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“ после вступления в силу части первой Гражданского кодекса Российской Федерации нормы Закона о залоге об обязательном характере государственной регистрации залога транспортных средств не подлежат применению как противоречащие части первой названного Кодекса.

Возобновление их применения вследствие внесения изменений в содержание статьи 339 Гражданского кодекса Российской Федерации действующим законодательством не предусмотрено.

Поскольку нормы статьи 40 Закона о залоге применению не подлежат, то каких-либо иных законных оснований для государственной регистрации залога автотранспортных средств в действующем законодательстве не имеется*.»

3.Постановление 18 ААС от 15.12.2010 №А76-7272/2010

«В соответствии с п. 5 ст. 339 Гражданского кодекса Российской Федерации законом могут быть предусмотрены учет и (или) регистрация договоров о залоге и залогов в силу закона отдельных объектов движимого имущества.

Из пункта 5 статьи 339 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом внесения изменений не следует, что договор залога автотранспортных средств подлежит обязательной государственной регистрации, поскольку в настоящий момент отсутствует установленная процедура, соответствующий механизм осуществления регистрации залога транспортных средств*.

При этом в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 30.11.1994 № 52-ФЗ „О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“ после вступления в силу части первой Гражданского кодекса Российской Федерации нормы Закона о залоге об обязательном характере государственной регистрации залога транспортных средств не подлежат применению как противоречащие части первой названного Кодекса.»

4.Определение Московского городского суда от 20.10.2011 по делу № 4г/3-8779/11

«Указание в жалобе о том, что залог автомобиля не был зарегистрирован, что влечет его недействительность, является несостоятельным, поскольку в ст. 40 Закона РФ от 29.05.1992 № 2872-1 „О залоге“ идет речь о договоре залога гражданских воздушных, морских и речных судов, железнодорожного подвижного состава и космических объектов, а не регистрации договоров о залоге автотранспортных средств, что также подтверждается тем, что в настоящее время процедура обязательной регистрация залога транспортных средств, ранее закрепленная Приказом МВД России от 26 ноября 1996 г. № 624, утратившим силу в связи с изданием Приказа МВД РФ от 27.01.2003 № 59, действующим законодательством не предусмотрена.»

*Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

12.03.2014 г.

С уважением,

эксперт Горячей линии «Системы Юрист» Мария Матвиенко

Ответ утвержден:

Ведущим экспертом Горячей линии «Системы Юрист» Валентиной Яковлевой

 

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль