Общество выиграло аукцион и заключило договор на поставку оборудования

131

Вопрос

Общество выиграло аукцион и заключило договор на поставку оборудования. Для обеспечения гарантии исполнения договора и возврата аванса Общество предоставило банковскую гарантию Договор в срок не исполнен. Заказчик в одностороннем порядке начислил неустойку за срыв срока поставки, обратился в банк снять по банковской гарантии сумму начисленной им неустойки и одновременно обратился в арбитражный суд с требованием взыскать эту же неустойку с Общества. Общество считает, что неустойка начислена с нарушением условий договора (не с недопоставленной в срок продукции, а с общей суммы договора). Банк обязан по требованию бенефициара снять предъявленную банку сумму. В этом случае у Заказчика отсутствует право обращаться в суд о принудительном взыскании уже оплаченной неустойки. Как на законных основаниях отказать в требовании Заказчика о снятии суммы неустойки по банковской гарантии до решения арбитражного суда?

Ответ

Согласно п. 1 ст. 369 ГК РФ банковская гарантия обеспечивает надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства).

Согласно ст. 370 ГК РФ предусмотренное банковской гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром не зависит в отношениях между ними от того основного обязательства, в обеспечение исполнения которого она выдана, даже если в гарантии содержится ссылка на это обязательство.

Условия исполнения банковской гарантии могут быть связаны только с документами, но не с фактами, в том числе подтверждающими неисполнение основного договора. Гарант оценивает только документы, к нему поступившие, и не может выдвигать возражения, основанные на отношениях бенефициара (как кредитора) и принципала (как должника).

Принцип независимости гаранта перед бенефициаром от основного обязательства проявляется в том, что основаниями к отказу в удовлетворении требования бенефициара могут служить только обстоятельства, связанные с несоблюдением условий самой гарантии, не имеющие никакого отношения к основному обязательству.

Согласно п. 2 ст. 374 ГК РФ требование бенефициара должно быть представлено гаранту до окончания определенного в гарантии срока, на который она выдана.

Согласно п. 2 ст. 375 ГК РФ гарант должен рассмотреть требование бенефициара с приложенными к нему документами в разумный срок и проявить разумную заботливость, чтобы установить, соответствуют ли это требование и приложенные к нему документы условиям гарантии.

Согласно п. 1 ст. 376 ГК РФ гарант отказывает бенефициару в удовлетворении его требования, если это требование либо приложенные к нему документы не соответствуют условиям гарантии либо представлены гаранту по окончании определенного в гарантии срока.

Гарант должен немедленно уведомить бенефициара об отказе удовлетворить его требование.

Согласно п. 2 ст. 376 ГК РФ если гаранту до удовлетворения требования бенефициара стало известно, что основное обязательство, обеспеченное банковской гарантией, полностью или в соответствующей части уже исполнено, прекратилось по иным основаниям либо недействительно, он должен немедленно сообщить об этом бенефициару и принципалу.

Полученное гарантом после такого уведомления повторное требование бенефициара подлежит удовлетворению гарантом.

Согласно п. 1 ст. 379 ГК РФ право гаранта потребовать от принципала в порядке регресса возмещения сумм, уплаченных бенефициару по банковской гарантии, определяется соглашением гаранта с принципалом, во исполнение которого была выдана гарантия.

Согласно п. 2 ст. 379 ГК РФ гарант не вправе требовать от принципала возмещения сумм, уплаченных бенефициару не в соответствии с условиями гарантии или за нарушение обязательства гаранта перед бенефициаром, если соглашением гаранта с принципалом не предусмотрено иное.

В Унифицированных правилах ICC для платежных гарантий (Унифицированные правила для гарантий по первому требованию 1992 года) (URDG) (Публикация Международной торговой палаты № 458) по требованию (пункт «d» статьи 3) предусмотрено, что «во всех гарантиях должна быть указана лежащая в основе сделка, по которой требуется выдача гарантии». Во введении к указанным правилам также можно прочесть, что обязанность гаранта платить вытекает только, «если принципал не выполнил свои обязательства». Тем не менее интересы бенефициара с позиции разработчиков Унифицированных правил для гарантий по требованию должны быть сбалансированы с намерением принципала быть защищенным от недобросовестного требования по гарантии. Опираясь на принципы добросовестности и справедливости, требование бенефициара в силу ст. 20 Правил должно быть составлено в письменной форме и сопровождаться заявлением бенефициара, в котором указывается, что конкретно и в какой степени не выполнил принципал в основном обязательстве.

Банковская гарантия — это всегда условная сделка, то есть сделка, возникновение прав и обязанностей по которой поставлено в зависимость от обстоятельств, относительно которых неизвестно заранее, наступят они или нет (п. 1 ст. 157 ГК РФ). В качестве такого обстоятельства, в зависимость от наступления которого поставлена возможность реализации прав по банковской гарантии, выступает именно факт нарушения принципалом основного обязательства, в обеспечение которого была предоставлена гарантия. Банковская гарантия является способом обеспечения исполнения обязательства и в силу самого смысла такого обеспечения, а также прямого указания п. 1 ст. 374 ГК РФ может быть реализована только в случае неисполнения, нарушения принципалом его обязательства перед бенефициаром

Банковская гарантия является не чем иным, как способом обеспечения обязательств, то есть она существует не ради себя самой, а ради другого основного обязательства и именно по этой причине право требования возникает у бенефициара исключительно при наступлении гарантийного случая — при неисполнении основного обязательства, при этом вся особенность конструкции банковской гарантии состоит в том, что гарант производит платеж при предъявлении письменного требования бенефициаром. Если бы требование бенефициара не было связано с неисполнением основного обязательства, то вряд ли можно было отнести банковскую гарантию к способам обеспечения.

По общему правилу ответственность гаранта — субсидиарная.

Согласно п. 1 ст. 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.

Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.

Согласно п. 2 ст. 399 ГК РФ кредитор не вправе требовать удовлетворения своего требования к основному должнику от лица, несущего субсидиарную ответственность, если это требование может быть удовлетворено путем зачета встречного требования к основному должнику либо бесспорного взыскания средств с основного должника.

Согласно п. 3 ст. 399 ГК РФ лицо, несущее субсидиарную ответственность, должно до удовлетворения требования, предъявленного ему кредитором, предупредить об этом основного должника, а если к такому лицу предъявлен иск, — привлечь основного должника к участию в деле. В противном случае основной должник имеет право выдвинуть против регрессного требования лица, отвечающего субсидиарно, возражения, которые он имел против кредитора.

Гарант может взыскать уплаченную им бенефициару денежную сумму в порядке регресса с принципала, если этому нет препятствий, указанных в ст. 379 ГК РФ. Принципал, удовлетворивший регрессные требования, может предъявить бенефициару иск из неосновательного обогащения. Данный иск будет основываться на том, что выплаты, произведенные гарантом, одновременно являются исполнением обязательства принципала перед бенефициаром и прекращают его. Вследствие этого правовое основание получения бенефициаром исполнения от принципала можно считать отпавшим, а полученные в исполнение обязательства денежные суммы неосновательным обогащением.

Нормы п. 2 ст. 376 ГК РФ дают возможности для злоупотребления правом со стороны бенефициара. Гарант может защищаться от него применением п.п. 1,2 ст. 10 ГК РФ о недопустимости злоупотребления правом и об отказе в защите прав субъектов, злоупотребляющих своими правами. В связи с выплатой гарантом бенефициару денежных сумм, обусловленных банковской гарантией, возникает вопрос о судьбе обязательства, исполнение которого обеспечивалось выдачей банковской гарантии. Банковская гарантия действующим законодательством отнесена к способам обеспечения исполнения обязательств. Вследствие этого исполнение гарантом своих обязательств по выплате денежных средств бенефициару, являющемуся кредитором в обязательстве с принципалом, погашает в соответствующей части право требования бенефициара к принципалу. Таким образом, если гарантом исполнено требование бенефициара об оплате денежной суммы, предусмотренной банковской гарантией, то обязательство между бенефициаром и принципалом должно считаться исполненным в соответствующей части.

Из фабулы вопроса: «Заказчик в одностороннем порядке начислил неустойку за срыв срока поставки, обратился в банк снять по банковской гарантии сумму начисленной им неустойки и одновременно обратился в арбитражный суд с требованием взыскать эту же неустойку с Общества. Общество считает, что неустойка начислена с нарушением условий договора (не с недопоставленной в срок продукции, а с общей суммы договора). Банк обязан по требованию бенефициара снять предъявленную банку сумму. В этом случае у Заказчика отсутствует право обращаться в суд о принудительном взыскании уже оплаченной неустойки. Как на законных основаниях отказать в требовании Заказчика о снятии суммы неустойки по банковской гарантии до решения арбитражного суда?» — Все зависит от условий гарантии. Банковская гарантия обеспечивает надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства). Если договором по основному обязательству предусмотрено, что неустойка начисляется с недопоставленной в срок продукции, а не с общей суммы договора, то банковская гарантия обеспечивает именно это обязательство. Учитывая субсидиарность гарантии, вопрос правомерности обращения к гаранту до обращения к принципалу или одновременно с обращением к принципалу подлежит исследованию.

Обоснование данной позиции приведено в материалах «Системы Юрист»

  • Постановление Пленума ВАС РФ от 23.03.2012 № 14 «Об отдельных вопросах практики разрешения споров, связанных с оспариванием банковских гарантий»
  • Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 15.01.1998 № 27 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации о банковской гарантии»

11.03.2014

С уважением,

Флоненкова Светлана, адвокат Адвокатской палаты Ростовской области (рег. номер

61/4043), эксперт «Системы Юрист»

Ответ утвержден Валентиной Яковлевой,

ведущим экспертом Горячей линии «Системы Юрист»

 

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль