• Главная страница
  • » Ответы на вопросы
  • » В связи с тем, что в соответствии с Федеральным законом О рекламе с 1 января 2014 года реклама медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, не допускается иначе как в местах проведения медицинских и

В связи с тем, что в соответствии с Федеральным законом О рекламе с 1 января 2014 года реклама медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, не допускается иначе как в местах проведения медицинских и

159

Вопрос

В связи с тем, что в соответствии с Федеральным законом «О рекламе» с 1 января 2014 года реклама медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, просим пояснить, каким образом медицинская организация может рекламировать свои услуги, не нарушая вышеуказанные нормы законодательства? Также вопрос: запрет распространяется только на конкретные виды медицинских услуг (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 27.12.2011 № 1664н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг"), а, например, на их типы нет? И как понятие «тип мед.услуги» соотносится с понятием "методы профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации»?

Ответ

: в силу позиции, изложенной в пункте 22 Постановления Пленума ВАС от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» понятие «медицинская деятельность» шире, чем понятие «медицинская услуга».

 

Соответственно, запрет распространения рекламы медицинских услуг, за исключением распространения такой рекламы в специально определенных Федеральным законом «О рекламе» местах, не распространяется на рекламу медицинской деятельности.

Таким образом, с учетом мнения ВАС РФ, сама по себе реклама медицинского учреждения, не содержащая указания на конкретные медицинские услуги, не попадает в сферу действия п. 8 ст. 24 Федерального закона «О рекламе», в том числе в случае если такая реклама содержит указание на профиль деятельности организации (специализацию), например, стоматология, терапия, педиатрия и прочее.

Под медицинской услугой, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ, понимается медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Ме́тод (от др.-греч. μέθοδος — путь исследования или познания, от μετά- + ὁδός «путь») — систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу или достичь определённой цели.

Таким образом, метод профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации — это способы достижения результата в указанном направлении, а тип медицинской услуги — это вид определенного вмешательства, направленный на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию.

Тип медицинской услуги является составляющей частью понятия медицинской услуги, его видом, в связи с чем, в кодировании медицинской услуги второй и третий знаки кода обозначают тип медицинской услуги (п.2 Номенклатуры медицинских услуг, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.12.2011 № 1664н).

Таким образом, запрет рекламы, за исключением специально отведенных мест, распространяется и на типы медицинских услуг.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

  • Номенклатура Медицинских услуг (утв.Приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 № 1664н )

«Код услуги состоит из буквенно-цифрового шифра от 8 до 11 (12 <*>) знаков. Первый знак обозначает класс услуги, второй и третий знаки — раздел (тип медицинской услуги*), четвертый и пятый (шестой <*>) знаки — подраздел (анатомо-функциональная область и/или перечень медицинских специальностей), с шестого по одиннадцатый знаки (с седьмого по двенадцатый <*>) - порядковый номер (группы, подгруппы).»

2. Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»

«Пункт 10 статьи 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» раскрывает содержание понятия «медицинская деятельность».

Из взаимосвязанного толкования указанных норм следует, что понятие «медицинская деятельность» шире, чем понятие «медицинская услуга».

3. Письмо ФАС России от 20.01.2014 № АК/1193/14 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе»

«Следовательно, с 01.01.2014 реклама медицинских услуг допускается исключительно в рамках указанных мероприятий для медицинских или фармацевтических работников или в специализированных печатных изданиях, предназначенных для данных категорий работников.

Вместе с тем в силу позиции, изложенной в пункте 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона „О рекламе“ понятие „медицинская деятельность“ шире, чем понятие „медицинская услуга“.

Соответственно, запрет распространения рекламы медицинских услуг, за исключением распространения такой рекламы в специально определенных Федеральным законом „О рекламе“ местах, не распространяется на рекламу медицинской деятельности.

Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 1664н.

Согласно статье 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ „Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации“ под медицинской деятельностью понимается профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. При этом медицинская услуга — это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Таким образом, с учетом мнения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сама по себе реклама медицинского учреждения, не содержащая указания на конкретные медицинские услуги, не попадает в сферу действия части 8 статьи 24 Федерального закона „О рекламе“, в том числе в случае если такая реклама содержит указание на профиль деятельности организации (специализацию), например, стоматология, терапия, педиатрия и прочее*.»

*Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

05.03.2014 г.

С уважением,

эксперт Горячей линии «Системы Юрист» Мария Матвиенко

Ответ утвержден:

Ведущим экспертом Горячей линии «Системы Юрист» Валентиной Яковлевой

 



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.